Обучение профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Рейтинг учебно-методических центров

Системы профессионального...

Автор:
Источник: Журнал “Учет и контроль” №4-2017
Опубликовано: 15 Мая 2017

В статье освещаются основные тенденции на рынке обучения профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Приводится рейтинг учебно- методических центров по результатам деятельности за 2016 год.

Мы живем в постоянно меняющемся мире,

а в бизнесе способность к изменениям есть основа выживания

Бак Роджерс

Эти слова известного американского менеджера правдивы и актуальны всегда. Изменения, которые происходят сейчас в нашей привычной жизни и работе, отличаются своей динамикой и фундаментальностью. С одной стороны, человеку не хочется менять свой некогда привычный уклад жизни, а с другой — всегда хочется заглянуть в будущее. В этой постоянной борьбе желаний и необходимости выживания человек развивается и эволюционирует.

Так же и в профессии: с одной стороны, мы понимаем, что нужно беречь свою профессию как “зеницу ока” и дорожить ей, с другой — осознаем, что если профессия не развивается и не идет в ногу со временем, то очень скоро отдельные функции переходят к специалистам смежных сфер деятельности и потребность в специалистах первичной профессии снижается.

Накопленные веками научные и практические знания в сфере бухгалтерского учета и управления финансами уже в достаточной доступны не только специалистам, но и любому человеку.

Напрашивается вывод о том, что дальше жизнь и работа бухгалтера и аудитора легче не станут, несмотря на развитие технологий и автоматизацию. Спектр рынка услуг бухгалтера и аудитора меняется.

В этой связи считаем необходимым привести слова известного специалиста в сфере подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов, директора АНО ДПО “Центр образования “ЭЛКОД” проф. Лозовского Л.Ш., который еще год назад высказал мнение об изменении положения дел и потребности в профессии аудитора на российском рынке.

  • Одна из высокопочитаемых во всем мире профессий в сфере финансов и экономического консалтинга, требующая самых разносторонних знаний и еще недавно весьма престижная, теряет привлекательность. Очевидно, что сотни аудиторов, прошедших школу “Большой четверки”, — эффективный отряд аудиторского корпуса. Однако и среди них — а это в большинстве молодые люди — далеко не 100% специалистов стремятся получить единый аттестат, и далеко не все мечтают остаться в профессии. Часто они уходят в организации, где проводили аудит, на лучшие условия по сравнению с теми, которые были в аудиторской фирме. Число организаций-клиентов, заказывающих аудит в нашей стране находится в пределах 70 тысяч (10 лет назад таких организаций было на четверть больше), из них Общественно значимые хозяйствующие субъекты порядка 5,5 тысяч
  • Можно говорить, что сейчас аудит — скромно оплачиваемая работа с отличными карьерными перспективами. Возможности для роста есть как внутри профессии, так и в смежных направлениях, причем в смежных в большей степени1

Как показывает практика, это действительно так, и конъюнктура на рынке услуг аудиторов и бухгалтеров продолжает меняться. По состоянию на 17 апреля 2017 г. аудиторов в реестре Минфина осталось уже 19 116 чел.

Кстати сказать, обобщенная информация АНО “ЕАК” о результатах компьютерного тестирования и письменного экзамена претендентов на аттестат аудитора за 2016 год подтверждает тенденцию снижения количества аттестованных аудиторов в России — всего 48 сдавших экзамен за год (табл. 1). И это при том, что в декабре 2016 года Минфином были аннулированы 73 аттестата аудитора и на сайте регулятора появился Перечень лиц, квалификационные аттестаты аудитора которых аннулированы решениями Минфина России в связи с нарушением требования пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона “Об аудиторской деятельности”. В текущем году январскими и февральскими приказами Минфина были аннулированы еще 185 аттестатов аудиторов.                                                                                                                                  

Наиболее высокий процент успешной сдачи экзамена показали претенденты, обучавшиеся в учебных центрах ИПКС Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Центре профессиональной подготовки “СТЕК” и Учебном центре БДО. Также необходимо отметить, что результат в первую очередь зависит от личного стремления претендента и самостоятельной подготовки.

Прогнозы экспертов рынка труда3 не дают повода для оптимизма в традиционных сферах деятельности и профессиях, поскольку на рынок труда все более активное влияние оказывают политические, социально- экономические и демографические факторы. На повестке дня бесконечные экономические кризисы, сложные миграционные процессы, старение населения во всем мире.

Свои коррективы в изменение структуры занятости и рынка труда также вносит развитие дистанционной формы работы в рамках современного трудового законодательства.

Как считают эксперты рынка труда, роста вакансий уже не будет, а основным требованием к работнику становится эффективность, которая может быть достигнута только двумя способами: повышением производительности труда или совершенствованием технологии. По первой позиции резервов уже нет, т.к. информационные системы, созданные человеком, выполняют типовые операции во много раз быстрее своего создателя, то соответственно, человеку теперь для роста своей эффективности остается только один путь — совершенствовать технологии дальше.

С большой долей вероятности в ближайшие 5–10 лет оставшиеся рутинные операции в учете и формировании отчетности будут полностью автоматизированы и высвободится значительное количество учетных работников низкой квалификации, что поставит их перед выбором — либо повышать квалификацию, либо переучиваться и менять профессию.

За последние пятьдесят лет развитие технологии обработки информации, автоматизации бизнес-процессов в корне изменили многие профессии. Нет у нас уже бухгалтера со счетами и книгами, современный бухгалтер полностью зависим от компьютера, программного обеспечения и периферийных устройств. Влияние технологии на развитие и изменение профессии стало преобладающим.

Как долго еще профессии бухгалтера и аудитора будут популярными, актуальными, востребованными?

Все зависит от самих бухгалтеров и аудиторов, от их желания оставаться в профессии и сохранять и развивать ее, адаптируя к условиям меняющегося мира и потребностям управления.

Судя по динамике развития технологий в сфере обработки больших данных, их анализа и контроля, момент существенного снижения потребности в значительном количестве бухгалтеров и аудиторов может наступить уже через 10-20 лет. После чего рынок услуг бухгалтера и аудитора в корне изменится.

Во-первых, профессия бухгалтера-аудитора, наконец-то сможет стать единой за счет автоматизации большей части как контрольных, так и учетных процессов.

Во-вторых, количество рабочих мест бухгалтеров и аудиторов существенно сократится, как из-за автоматизации учетно-контрольных функций, так и вследствие дальнейшего развития направления бухгалтерского аутсорсинга и полнофункциональных автоматизированных учетных сервисов, так называемых облачных бухгалтерий, которые уже сейчас показывают большую эффективность по сравнению с работой классического бухгалтера.

В-третьих, значительно повысится уровень требований к квалификации специалистов и интеллектуальному наполнению профессии. Что в свою очередь потребует от оставшихся в профессии бухгалтеров и аудиторов получения новых знаний и навыков, связанных с проектным подходом в управлении, с интеллектуальными системами учета, контроля и анализа информации, их созданием и последующей эксплуатацией.

Как считает Руководитель департамента учета, анализа и аудита Финансового университета, проф. Булыга Р.П., “Влияние фактора информатизации обратно пропорционально уровню квалификации специалиста, а также его положению в табеле о рангах. Отсюда наш прогноз — трансформация функций в области учета и аудита под влиянием информатизации будет способствовать изменению профессии в сторону ее интеллектуализации, выработке профессионального суждения на основании обработки большого массива данных, на основе IT-программ”.

Таким образом, на рынке наиболее востребованы будут бухгалтеры и аудиторы высшей квалификации, методологи и методисты. Характер работы также изменится и будет больше тяготеть к проектному подходу, нежели стабильной многолетней работе на одном месте.

Опыт работы Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства в последние два-три года показывает, что использование новых технологий обработки больших данных, современного программного обеспечения, передача функций контроля Центрам обработки данных, позволяет достичь серьезных результатов в совершенствовании механизмов контроля при одновременном повышении эффективности, снижении трудозатрат и зависимости от человеческих ресурсов.

Ведущие мировые аудиторские компании (“Большая четверка”) уже не первый год ведут подготовку своих специалистов с учетом тенденций в части формирования у аудиторов знаний в области программного обеспечения, связанного с учетом, налогообложением и аудитом, пониманием IT-процессов и возможностей работы с большими данными. Комплектуют аудиторские команды программистами, специалистами в сфере IT и информационной безопасности.

Современными тенденциями в профессиональной ориентации человека становятся:

  • мультифункциональность работников;
  • проактивность;
  • обучаемость, возможность быстрой адаптации в среде и в новом направлении деятельности;
  • знание иностранных языков;
  • владение навыками программирования.

Судя по сложившейся ситуации на российском рынке обучения и в мире в целом, существенного роста потребности в получении Международных квалификаций мы уже вряд ли увидим. Насыщенность рынка специалистами с такими дипломами достаточно высока. Поэтому в ближайшие годы основным направлением работы будет систематическое повышение квалификации дипломированных специалистов.

Кроме того, следует отметить появление на рынке новых направлений профессиональной сертификации специалистов в области финансов и бухгалтерского учета, например, таких как многоуровневая система сертификации UCPA, построенная на модели социального партнерства с учетом принципов и подходов к профессиональной сертификации, реализованные в международных системах CPA и ACCA. Систему сертификации UCPA продвигает Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов, являющаяся членом “Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов” (ЕССБА, ECSAFA), входящей в “Международную Федерацию Бухгалтеров” (IFAC).

Таким образом, сертификация UCPA соответствует международным требованиям к профессиональному образованию, Международным профессиональным образовательным стандартам IFAC, принципам Болонского процесса по развитию сотрудничества в области профессионального образования, и Концепции развития профессионального образования в государствах СНГ. И что немаловажно, в системе UCPA признаются сертификаты, аттестаты и дипломы, полученные претендентами в других системах сертификации (аттестации).

Появление таких отечественных систем сертификации на рост популярности профессий, конечно, не повлияют, но в значительной степени поспособствуют упорядочению и систематизации подходов к образованию и квалификационным характеристикам бухгалтеров и аудиторов не только в сфере образования, но и в сфере практической деятельности и запросов работодателей.

Несмотря на сложность общей ситуации, просматриваются и определенные перспективы в работе учебных центров. Новым направлением, а вполне возможно и драйвером роста в деятельности учебных центров (в связке с общественными объединениями бухгалтеров и аудиторов) может стать уклон на методическую работу (ведь недаром они называют себя учебно-методическими), сертификацию систем аутсорсинга учетных функций и комплексную подготовку, систематическое повышение квалификации сотрудников аутсорсинговых компаний.

Кроме того, наиболее важным направлением в работе учебных центров может быть профессиональная переподготовка специалистов, желающих получить новую специальность и оказание помощи в профессиональной переориентации специалистов.

Наиболее перспективными для учебных центров в ближайшие годы могут быть следующие направления обучения:

  • учетно-контрольные системы;
  • информационная безопасность;
  • экономическая безопасность (противодействие мошенничеству);
  • программирование для специалистов в экономической сфере;
  • управление проектами.

Такая работа может быть выполнена через систему взаимовыгодного взаимодействия учебных центров и их специализацию по определенным направлениям, в том числе и по принципу образовательного аутсорсинга отдельных направлений обучения, поскольку небольшим учебным центрам сформировать полноценные группы обучаемых на необходимом уровне рентабельности с каждым годом становится все сложнее.

О рейтинге. На протяжении шести лет мы не меняли методику подсчета баллов участников рейтинга. Накопив определенный опыт, выслушав мнения и предложения участников, мы готовим новую методику расчета баллов участников рейтинга для того чтобы повысить объективность рейтинга и разделить его по нескольким направлениям обучения: профессиональные бухгалтеры, внешние аудиторы, внутренние аудиторы, а также выделить дистанционные формы обучения.

Рейтинг учебных центров по результатам деятельности за 2017 год будет проводиться по новой методике.

Несмотря на всю сложность ситуации с обучением профессиональных бухгалтеров и аудиторов, учебные центры без работы не останутся.

Те специалисты, которые рассчитывают удержаться как можно дольше в своей профессии, будут по-прежнему активно повышать квалификацию, а те, кто получал дипломы и аттестаты “на всякий случай”, все равно и раньше квалификацию не повышали, это одноразовые клиенты, не являющиеся значительной группой обучаемых.

В принципе, общая ситуация на рынке подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов в 2016 году соответствует трендам предшествующего года с сохраняющейся общей тенденцией — снижение количества обучаемых по ранее популярным направлениям подготовки, хотя для крупных учебных центров это пока компенсируется перетоком слушателей от более мелких участников рынка.

По-прежнему, лидерами рейтинга среди негосударственных образовательных учреждений являются Учебный центр “СТЕК”, Экономико-правовая школа ФБК, Учебный центр “Потенциал”, Центр образования “ЭЛКОД”, а среди учебных центров в прочих государственных ВУЗах - ИПК Финансового университета при Правительстве РФ и УМЦ “Бухучет и аудит” Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” при Правительстве РФ. Появляются и новые участники рейтинга, демонстрирующие серьезные возможности в обучении профессиональных бухгалтеров, такие как Учебный центр “Что делать Квалификация”.

Среди учебных центров, специализирующихся на дистанционной форме образования, Финансовая академия “Актив” на протяжении уже нескольких лет показывает высокие результаты относительно количества подготовленных профессиональных бухгалтеров, в том числе по международным сертификациям.

Как показывает практика работы в условиях рыночной экономики, основные потоки клиентов достаются крупнейшим игрокам и новым направлениям.

Стабильные показатели деятельности из года в год показывают те учебные центры, которые активно работают с преподавательским составом и делают основной акцент на качестве подготовки.

Крупные и средние учебные центры за многие годы популярности учетно-финансовых квалификаций стали в определенной степени зависимы от этой сферы деятельности. Несколько проще в этой части многопрофильным учебным центрам, которые готовят специалистов для различных сфер деятельности.

___________________________________________

[1] Лозовский Л. Ш. Аудитор 2016: портрет анфас, в профиль и три четверти. // Учет и контроль. №4-2016

[2] По данным АНО ЕАК

[3] https://www.superjob.ru/research/articles/112068/rynok-truda

 

Автор:

Теги: обучение профессиональных бухгалтеров и аудиторов  учебно-методические центры  бухгалтерский учет  управление финансами  профессия аудитора  “Большая четверка”  аттестат аудитора  аттестованные аудиторы  бухгалтеры и аудиторы  IFAC  UCPA  система сертифик