Безусловно, благодаря активной деятельности ФСФР России и ее территориальных органов, а также вышеперечисленным факторам общая ситуация раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг значительно улучшилась. Все больше эмитентов раскрывают информацию с соблюдением сроков, объема и порядка, установленных нормативными правовыми актами.
Однако количество возбуждаемых РО ФСФР России в ЦФО (с 01.09.2013 г. — МУ СБР в ЦФО (г. Москва)) административных дел по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) по-прежнему остается значительным.
Хочется обратить внимание на то, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возникает и в том случае, если из всего огромного списка документов и информации, подлежащих раскрытию, эмитентом не раскрыт только один документ или представлена недостоверная/ вводящая в заблуждение информация только в одном пункте ежеквартального отчета или другого раскрываемого документа.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки эмитентов, допускаемые ими при раскрытии информации, повторение которых может служить основанием для привлечения к административной ответственности.
Раскрытие информации о стоимости изготовления копий документов общества
В соответствии с п. 1.11 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 г. № 11-46/пз-н (далее — Положение), эмитент должен опубликовать на странице в сети Интернет банковские реквизиты своего расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п. 1.11 Положения, и размер (порядок определения размера) таких расходов. В настоящее время у большого числа эмитентов на странице в сети Интернет выявляется отсутствие такой информации.
При этом необходимо учитывать, что, если копии поименованных выше документов предоставляются бесплатно, это обстоятельство обязательно должно быть указано на странице в сети Интернет.
Указание «копии документов предоставляются за плату, не превышающую расходы по их изготовлению», по мнению автора, не может считаться надлежащим определением порядка, так как не позволяет заинтересованному лицу оценить расходы, которые могут возникнуть в связи с заявленным им требованием по предоставлению копий.
Анализируя страницы раскрытия информации эмитентов в сети Интернет, зачастую сталкиваешься с указанием на то, что стоимость изготовления копий составляет конкретную денежную сумму с учетом НДС. Вместе с тем, в соответствии со ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление. Аналогичная норма содержится также и в п. 1.11 Положения. Заработная плата работника, осуществляющего изготовление копий, а также отчисления в социальные фонды, налог на добавленную стоимость, расходы на электричество относятся к расходам, которые общество несет вне зависимости от обращения акционеров о предоставлении копий документов. Поэтому эти расходы, в том числе и НДС, не подлежат включению в состав стоимости изготовления копий документов по запросу акционера. Такая позиция неоднократно высказывалась в предписаниях РО ФСФР России в ЦФО, а также судами (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2009 г. № Ф04-3846/2009(9720-А45-16) по делу № А45-19649/2008, Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2011 г. по делу № А40-99535/10-148-572).
Существенные факты
Наиболее часто встречающаяся ошибка эмитентов заключается в том, что раскрывается информация не обо всех существенных фактах, раскрытие которых предусмотрено п. 6.1.7 Положения, либо нарушаются сроки их раскрытия. Безусловно, перечень подлежащих раскрытию сведений настолько велик, что акционерные общества зачастую не успевают их отслеживать. Кроме того, проблема может осложняться тем, что лицо, ответственное в акционерном обществе за раскрытие информации, не всегда в максимально короткие сроки, установленные для раскрытия сообщений о существенных фактах, получает необходимую информацию.
Так, например, пп. 44 п. 6.1.7 Положения предусмотрено раскрытие сообщения о следующем существенном факте — «о споре, связанном с созданием эмитента, управлением им или участием в нем». Как правило, подобная информация концентрируется в юридическом управлении, сотрудники которого не всегда взаимодействуют с лицом, ответственным за раскрытие информации. При этом акционер, предъявивший подобные исковые требования к обществу, просматривая страницу раскрытия информации акционерного общества в сети Интернет и не находя соответствующего сообщения о существенном факте, обращается в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о привлечении акционерного общества к ответственности, установленной КоАП РФ.
Для решения указанной проблемы я бы рекомендовала выстроить такую систему передачи информации в акционерном обществе, при которой лицо, в должностные обязанности которого входит работа с информацией, включенной в перечень существенных фактов, должно в максимально короткие сроки передавать такую информацию уполномоченному лицу, отвечающему за раскрытие информации. Обязанность по передаче данной информации следует внести в круг должностных обязанностей таких лиц, а также прописать в должностной инструкции ответственность за ее невыполнение.
Ежеквартальный и годовой отчет
Что касается раскрытия ежеквартальных и годовых отчетов, то основной проблемой остается их содержание. Зачастую эмитенты формально подходят к их составлению, копируя соответствующие пункты предыдущих отчетов. Иногда информация скрывается намеренно. При этом хочется обратить внимание, что все больше жалоб со стороны акционеров поступает именно на содержание таких отчетов, раскрытие в них недостоверной или вводящей в заблуждение информации.
Типичной является ситуация, когда в ежеквартальном отчете различными способами (фразами) эмитент пытается уйти от раскрытия информации о размере вознаграждения, льгот и/или компенсации расходов по каждому органу управления эмитента (п. 5.3 Приложения № 3 к Положению). Многие эмитенты объясняют, что такие сведения являются конфиденциальной информацией. При этом пунктом 5.3 Приложения № 3 к Положению определено, что в ежеквартальном отчете «по каждому из органов управления эмитента описываются с указанием размера все виды вознаграждения, включая заработную плату членов органов управления эмитента, являющихся (являвшихся) работниками эмитента, в том числе работающих (работавших) по совместительству, премии, комиссионные выплаты, льготы и/или компенсации расходов, вознаграждения, отдельно выплачиваемые за участие в работе соответствующего органа управления, а также иные виды вознаграждения, которые были выплачены эмитентом в течение соответствующего периода, а также сведения о существующих соглашениях относительно таких выплат в текущем финансовом году».
Здесь же установлено, что «указанные сведения не могут являться предметом соглашения о конфиденциальной информации, препятствующего их раскрытию в ежеквартальном отчете, за исключением информации о размере вознаграждения физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа управления эмитента».
При этом необходимо помнить, что в соответствии с пунктом 1.15 Положения в случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуеся в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и иными нормативными правовыми актами, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Таким образом, в п. 5.3 ежеквартального отчета эмитент может не раскрывать только информацию о размере вознаграждения физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа управления эмитента, в случае если такая информация согласно соответствующим документам эмитента относится к конфиденциальной. При этом в ежеквартальном отчете эмитент обязан указать основание, в силу которого информация им не раскрывается. Отсутствие такого указания может явиться основанием для привлечения эмитента к административной ответственности.
Что касается раскрытия в годовом отчете информации о вознаграждении органов управления акционерного общества, предусмотренной пп. 2 п. 8.2.3 Положения, то в годовом отчете должны быть указаны критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации) акционерного общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа акционерного общества и каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного в течение отчетного года.
При этом Положением, в отличие от норм, регулирующих раскрытие такой информации в ежеквартальном отчете, не устанавливается возможность нераскрытия такой информации в годовом отчете в связи с ее конфиденциальностью.
Одновременно необходимо помнить, что пп. 11 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 г № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» установлено, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении, в том числе, сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Таким образом, сведения о размере вознаграждения, которые должны быть раскрыты в годовом отчете, не могут быть отнесены к коммерческой тайне, поскольку обязанность по раскрытию данной информации следует из ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 г № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и предусмотрена Положением. Такая же позиция изложена и в Постановлении ФАС Московского округа от 29.05.2013 г по делу № А40-119148/12-139-1142.
О раскрытии бухгалтерской отчетности
Очень часто встречающимся нарушением является несоблюдение требований к составу раскрываемой бухгалтерской отчетности, определенному пунктом 8.3.3 Положения. В соответствии с указанной нормой помимо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках раскрытию подлежат приложения к ним, предусмотренные законодательством, аудиторское заключение (если отчетность подлежит обязательному аудиту) и пояснительная записка. Аналогичный состав бухгалтерской отчетности предусматривался и ранее действовавшим Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н.
Наибольшее количество ошибок эмитентов связано с нераскрытием всех либо части приложений к бухгалтерской отчетности, а также пояснительной записки. В связи с тем, что срок, в течение которого раскрываемая эмитентами годовая бухгалтерская отчетность должна быть доступна в сети Интернет, составляет три года, рассмотрим состав приложений к годовой бухгалтерской отчетности по итогам 2010-2012 года.
По действовавшему до 01.01.2013 г. Федеральному закону от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность акционерных обществ состояла из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
- аудиторского заключения (если отчетность подлежит обязательному аудиту);
- пояснительной записки.
Для годовой бухгалтерской отчетности акционерных обществ по итогам 2010 года пунктом 1 Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 г № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» был установлен следующий состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности:
- отчет об изменениях капитала (форма № 3);
- отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Для бухгалтерской отчетности акционерных обществ по итогам 2011 года пунктами 2 и 4 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» был установлен следующий состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности:
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснения (их содержание определялось организациями самостоятельно с учетом
Приложения № 3 к Приказу, требований Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н).
С учетом ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерных обществ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Таким образом, в настоящее время пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Как указывается в Письме Минфина РФ от 23.05.2013 г. № 03-02-07/2/18285, в силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в отношении состава приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах продолжает действовать Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Согласно п.п. 3 и 4 данного Приказа в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения (пояснения). Таким образом, пояснения входят в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с п. 4 вышеупомянутого Приказа Минфина РФ № 66н такие пояснения оформляются в табличной и (или) текстовой форме. При этом содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом Приложения № 3 к Приказу.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» продолжает применяться раздел VIII ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н (Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности), а также п. 37 ПБУ 4/99, в соответствии с которым при отступлении от правил, предусмотренных в пп. 32 – 35 ПБУ 4/99, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
Нормами, регламентирующими раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, понятие пояснительной записки, упомянутой в п. 8.3.3 Положения, не раскрывается. При этом п. 5 ПБУ 4/99 предусмотрено, что приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснениями.
В связи с изложенным, по мнению автора, изменения в нормах, регулирующих состав бухгалтерской отчетности, требуют внесения соответствующих изменений и в п. 8.3.3 Положения в части требований о раскрытии пояснительной записки. В настоящее время автору представляется необходимым раскрывать в соответствии с п. 8.3.3 Положения в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения и аудиторское заключение (в случае если отчетность подлежит обязательному аудиту).
Зачастую фиксируемые нарушения п. 8.3.3 Положения связаны с нераскрытием бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения по причине того, что акционерное общество находится на упрощенной системе налогообложения и не осуществляет ведение бухгалтерского учета. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится, в том числе, в случаях, если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества, а также если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах.
Кроме того, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 г. № 319-О, освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и по результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме, в том числе, в целях обеспечения информационной открытости.
В определении Конституционный Суд РФ также указывает, что особенности открытого акционерного общества требуют публичного ведения дел, в том числе обязательной ежегодной открытой публикации для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса и счетов прибылей и убытков, подтвержденных независимым аудитом. Содержащаяся в этих документах информация не является коммерческой тайной, а ее представление (как акционерам, так и прочим лицам) невозможно без составления бухгалтерской отчетности.
Таким образом, акционерное общество, обязанное раскрывать информацию в соответствии с главой VIII Положения, в любом случае должно составлять и раскрывать бухгалтерскую отчетность.
О порядке и сроках раскрытия финансовой отчетности
В настоящее время существенные затруднения возникают при определении порядка и срока раскрытия годовой бухгалтерской отчетности. Пунктом 8.3.4 Положения предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается:
1) путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет:
- не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- не позднее 2 дней с даты составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества — если она составлена до истечения указанного срока;
- не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения — в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту;
2) в составе ежеквартального отчета акционерного общества – эмитента за первый квартал в соответствии с главой V Положения в случае если акционерное общество – эмитент в соответствии с Положением обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Для начала рассмотрим раскрытие годовой бухгалтерской отчетности эмитентами, не обязанными раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета. Точкой отсчета двух дней для раскрытия годовой бухгалтерской отчетности в данном случае является наступление одного из следующих событий: составление отчетности (ранее 31 марта), истечение установленного срока предоставления годовой бухгалтерской отчетности (31 марта), составление аудиторского заключения. При этом, если выбор из первых двух событий очевиден, то выбор между первым и третьим, а также вторым и третьим событиями представляется неоднозначным.
С одной стороны, можно было бы предположить, что норма, касающаяся раскрытия годовой бухгалтерской отчетности, подлежащей аудиту, является специальной по отношению к нормам, касающимся срока раскрытия годовой бухгалтерской отчетности, не подлежащей обязательному аудиту. И в этом случае первые два случая относятся только к той раскрываемой отчетности, которая не подлежит обязательному аудиту. Но такое предположение противоречит системному толкованию пп. 6 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», ст. 92 и п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», исходя из содержания которых обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности, подлежащей раскрытию, проводится в любом случае.
Тогда опубликование годовой бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту, сразу после ее составления невозможно, а относительно второго и третьего случая можно предположить, что точкой отсчета срока раскрытия будет то из вышеперечисленных двух событий (31 марта или составление аудиторского заключения), которое наступит раньше. Если аудиторское заключение составлено до 31 марта, то точкой отсчета срока раскрытия будет дата его составления. Если же аудиторское заключение до указанного срока не составлено, то точкой отсчета будет 31 марта.
Такая позиция, основанная, в том числе, на нормах утратившего силу Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», изложена в Письме ФСФР
России от 28.04.2012 г. № 12-ОП-10/19059, размещенном в правовых информационных системах. ФСФР России указывает, что в случае если аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности не передано акционерному обществу в срок, установленный законодательством РФ для представления годовой бухгалтерской отчетности, акционерному обществу не позднее 2 дней с даты истечения указанного срока следует раскрыть годовую бухгалтерскую отчетность с указанием соответствующего основания, в силу которого не раскрывается аудиторское заключение, а не позднее 2 дней после получения аудиторского заключения в отношении годовой бухгалтерской отчетности — раскрыть указанное аудиторское заключение.
Однако, как представляется автору, в этом случае акционерное общество может нарушить п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», указывающий на то, что перед опубликованием годовой финансовой отчетности общество обязано привлечь аудитора, а также п. 10 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который предписывает в случае опубликования бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, публиковать ее вместе с аудиторским заключением.
В связи с изложенным, с целью соблюдения указанных норм наилучшим вариантом представляется построить деятельность общества таким образом, чтобы аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности в любом случае составлялось не позднее 31 марта. При этом, если аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности не передано акционерному обществу в срок, установленный законодательством РФ для представления годовой бухгалтерской отчетности, акционерному обществу не позднее 2 дней с даты истечения указанного срока следует, как полагает автор, в соответствии с требованием п. 1.15 Положения раскрыть сообщение с указанием соответствующего основания, в силу которого не раскрывается годовая бухгалтерская отчетность. А не позднее 2 дней после получения аудиторского заключения в отношении годовой бухгалтерской отчетности — осуществить ее раскрытие.
Кроме того, раскрывая годовую бухгалтерскую отчетность, эмитенты зачастую забывают опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества в соответствии с п. 8.3.5 Положения.
Рассмотрим теперь порядок и сроки раскрытия годовой бухгалтерской отчетности эмитентами, обязанными раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
По мнению автора, норма, касающаяся раскрытия годовой бухгалтерской отчетности такими эмитентами (пп.2 п.8.3.4 Положения), могла бы рассматриваться как специальная по отношению к нормам, касающимся раскрытия годовой бухгалтерской отчетности акционерными обществами, на которые не распространяется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета (пп.1 п.8.3.4 Положения). В этом случае эмитенты, обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, раскрывают годовую бухгалтерскую отчетность только один раз в составе ежеквартального отчета за первый квартал в соответствии с главой V Положения. Однако в таком случае акционерные общества, на которые в силу их большей открытости возлагаются дополнительные более строгие требования к объему и срокам раскрытия информации, в общем случае будут раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность минимум на 45 дней позднее всех других акционерных обществ. Последнее утверждение ставит под сомнение первое предположение. Все вышеперечисленное позволило некоторым авторам утверждать, что общества, обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, обязаны раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность дважды: в составе ежеквартального отчета за первый квартал и в соответствии с пп.1 п.8.3.4 Положения [1].
Таким образом, считаем, что в связи с отсутствием судебной практики по данному вопросу, а также возможным неоднозначным толкованием данной нормы, акционерным обществам, на которые распространяется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета, следует раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность дважды.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не предусматривающего обязательного составления и представления всеми хозяйствующими субъектами квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникает вопрос о необходимости составления и раскрытия квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерными обществами, на которые возлагается обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в состав ежеквартального отчета за первый квартал включаются промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за завершенный отчетный период, состоящий из трех месяцев отчетного года, а в состав ежеквартальных отчетов за второй и третий кварталы — промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за завершенные отчетные периоды, состоящие из шести и девяти месяцев отчетного года соответственно.
Вместе с тем, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.
Таким образом, акционерные общества, на которые распространяется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета, обязаны в силу специальных норм Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» составлять и раскрывать промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в составе ежеквартальных отчетов за первый, второй и третий кварталы. Такая позиция изложена также в Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
И в заключение рассмотрения вопросов о раскрытии бухгалтерской (финансовой) отчетности хотелось бы заметить, что в соответствии с п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Раскрытие информации об аффилированных лицах
Основной ошибкой эмитентов при раскрытии информации в форме списка аффилированных лиц является невключение в список аффилированных лиц сведений обо всех аффилированных лицах, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу. Чаще всего эмитенты забывают указывать тех аффилированных лиц, которые признаются аффилированными в связи с принадлежностью к той же группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо. Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо внимательно изучить статью 9 Федерального закона от 26.07.2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и осуществлять регулярный мониторинг указанных в ней оснований.
При раскрытии изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, возникают некоторые затруднения с определением даты наступления события, являющегося точкой отсчета срока раскрытия. В соответствии с п. 8.5.3 Положения акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список. При этом срок, в течение которого общество должно внести указанные изменения в список аффилированных лиц с момента, когда оно узнало или должно было узнать о таких изменениях, действующими нормативными правовыми актами не установлен. По мнению автора, с учетом необходимости раскрытия информации в максимально короткий срок тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, должны публиковаться не позднее 2 рабочих дней с даты, когда акционерное общество узнало о соответствующих изменениях.
В заключение заметим, что частой ошибкой эмитентов также является нераскрытие дополнительных сведений, предусмотренных частью 8.7 Положения. Особых затруднений в понимании норм указанной части нет; такие ошибки связаны, прежде всего, с отсутствием надлежащего внутреннего контроля за фактами, указанными в п. 8.7.1 Положения, и за своевременным раскрытием информации о них. Напомним также, что в соответствии с п. 8.7.6 Положения раскрытие дополнительных сведений должно осуществляться как в ленте новостей, так и на странице акционерного общества в сети Интернет.
_______________________
[1] См., например: Вавулин Д.А. Раскрытие информации акционерными обществами. – М.: Юстицинформ, 2012. – параграф 10.