Отсутствие в настоящее время идентификации отдельных видов аудита (производственного, социального, экологического, налогового и т.д.), никак не означенных в ФЗ №307 “Об аудиторской деятельности”, но достаточно распространенных в теории и практике аудиторской деятельности порождает ряд проблем (как организационно-методического характера так и их практической реализации).
Одним из таких видов является аудит налогообложения (налоговый аудит) осуществление которого также не находит отражения в отечественных нормативно – правовых актах, но, тем не менее является весьма важным направлением как в деятельности аудиторов так и в рамках реализации образовательных программ высшей школы. В этой связи проблематике идентификации аудита налогообложения и налогового аудита и посвящена данная статья.
При идентификации аудита налогообложения и налогового аудита возникают следующие вопросы:
- Что же понимать под такими направлениями деятельности, как “аудит налогообложения” и “налоговый аудит”?
- Существует ли разница между аудитом налогообложения и налоговым аудитом?
- Можно ли под аудитом налогообложения или налоговым аудитом понимать проверку налоговой отчетности?
П.3 ст.1 ФЗ 307 “Об аудиторской деятельности” дает определение аудита, как независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Согласно ФПСАД № 1 “Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности” (действующему при аудите отчетности за 2016 г., по договорам, заключенным до 01.01.2017 г.) целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
В соответствии с МСА 200 “Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита” при проведении аудита финансовой отчетности основные цели аудитора состоят в том, чтобы:
- получить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность в целом свободна от существенного искажения как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки, чтобы аудитор оказался в состоянии выразить соответствующее мнение относительно того, действительно ли финансовая отчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности;
- подготовить заключение о финансовой отчетности и представить его с учетом требований Международных стандартов аудита и в соответствии с теми выводами, к которым пришел аудитор.
Исходя из данных определений, можно сделать следующие выводы (и одновременно ответы на ранее поставленные вопросы):
- Аудит – это проверка, как направление деятельности.
- Аудит налогообложения и налоговый аудит преследуют одни и те же цели.
- Объектом аудита является исключительно финансовая отчетность.
Исходя из этого, по нашему мнению, как аудит налогообложения, так и налоговый аудит могут быть определены как проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов в части достоверности формирования во всех существенных отношениях финансовой отчетности аудируемого лица.
В то же время, понимать под данными видами аудита проверку исключительно налоговой отчетности нельзя, так как объектом аудита выступает финансовая отчетность.
По мнению автора, как аудит налогообложения так и налоговый аудит могут проводиться как в рамках обязательного, так и в рамках инициативного аудита (таблица 1).
Таблица 1 - Этапы аудита налогообложения (налогового аудита) в рамках обязательного и инициативного аудита
Обязательный аудит |
Инициативный аудит |
Этапы аудита |
|
1.Согласование условий МСА 210 “Согласование условий аудиторских заданий” |
|
2.Планирование МСА 300 “Планирование аудита финансовой отчетности” |
|
3.Сбор аудиторских доказательств МСА 500 “Аудиторские доказательства” |
|
4.Формирование мнения в аудиторском заключении МСА 700 “Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности”, 701 “Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении”, 705 “Модифицированное мнение в аудиторском заключении”, 706 “Разделы «Важные обстоятельства” и “Прочие сведения» в аудиторском заключении” |
|
Особенности формирования мнения аудитора в аудиторском заключении |
|
(в аудиторском заключении акцент на достоверность учета налогов и сборов не делается) аудит налогообложения (налоговый аудит) является частью обязательного аудита, аудитор выносит мнение о достоверности финансовой отчетности в целом |
(в аудиторском заключении делается акцент на достоверность учета налогов и сборов) внимание аудитора акцентируется исключительно на проверке финансовой отчетности в части достоверности ее формирования в части налогов и сборов |
Приведем сравнительную характеристику организационных моментов на различных этапах аудита налогообложения в рамках как обязательного, так и инициативного аудита.
Так, важным вопросом на этапе согласования условий является составление формирования письма – соглашения. Проиллюстрируем разницу в составлении данного рабочего документа в рамках осуществления обязательного и инициативного аудита налогообложения (налогового аудита).
Пример письма-соглашения [1] об условиях аудиторского задания при осуществлении аудита налогообложения (налогового аудита) в рамках обязательного аудита (выдержка)
Надлежащему представителю руководства
или лиц, отвечающих за корпоративное управление, организации ABC [2]
Вы[3] просите нас провести аудит финансовой отчетности организации ABC, которая включает бухгалтерский баланс на 31 декабря 20X1 года и отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в собственном капитале и отчет о движении денежных средств за год, закончившийся на эту дату, а также краткий обзор основных положений учетной политики и прочую пояснительную информацию. Настоящим письмом мы рады подтвердить наше согласие принять задание и наше понимание данного аудиторского задания. Наш аудит будет проведен с целью выражения нами мнения о финансовой отчетности сформированной в соответствии с применимой концепцией.
Пример письма-соглашения об условиях аудиторского задания при осуществлении аудита налогообложения в рамках инициативного аудита (выдержка)
Надлежащему представителю руководства или лиц, отвечающих за корпоративное управление, организации АВС
Вы просите нас провести финансовой отчетности в части налогообложения организации ABC, которая включает бухгалтерский баланс на 31 декабря 20X1 года и отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств за год, закончившийся на эту дату, а также пояснения к бухгалтерской отчетности в части формирования затрат по элементам, краткий обзор основных положений учетной политики и прочую пояснительную информацию. Настоящим письмом мы рады подтвердить наше согласие принять задание и наше понимание данного аудиторского задания. Наш аудит будет проведен с целью выражения нами мнения о достоверности финансовой отчетности в части налогообложения.
Остальные разделы письма-соглашения об условиях аудиторского задания будут идентичны и должны быть построены в соответствии с положениями стандарта МСА 210.
На этапе планирования составляются план и программа аудита, рассчитываются существенность и аудиторский риск.
Приведем разницу в формировании плана при осуществлении обязательного и инициативного аудита налогообложения (налогового аудита) исходя из сформированных нами их определений (таблица 1,2).
Таблица 1 - План обязательного аудита налогообложения (налогового аудита) организации ABC
Наименование аудируемого лица _________________________________________________
Период аудита ________________________________________________________________
Уровень существенности________________________________________________________
Уровень аудиторского риска_____________________________________________________
Руководитель группы__________________________________________________________
Аудитор_____________________________________________________________________
Объем (кол-во чел.-час.)________________________________________________________
№ п.п. |
Направление проверки (в рамках обязательного аудита) |
№ п.п. |
Направление проверки (в рамках инициативного аудита) |
Период |
Исполнитель |
Форма отчетности (проверяемый документ) |
Примеча ние |
1 |
… |
|
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
|
|
… |
… |
… |
… |
… |
Аудит налогообложения |
|
|
|
|
|
|
n.1 |
Аудит формирования и реализации учетной политики в части формирования налогов и сборов |
1. |
Аудит формирования и реализации учетной политики в части формирования налогов и сборов |
|
|
Учетная политика |
|
n.2 |
Аудит отложенных налоговых активов |
2. |
Аудит отложенных налоговых активов |
|
|
1 раздел Бухгалтерского баланса |
|
n.3 |
Аудит НДС по приобретенным ценностям |
3. |
Аудит НДС по приобретенным ценностям |
|
|
2 раздел Бухгалтерского баланса |
|
n.4 |
Аудит отложенных налоговых обязательств |
4. |
Аудит отложенных налоговых обязательств |
|
|
4 раздел Бухгалтерского баланса |
|
n.5 |
Аудит текущего налога на прибыль |
5. |
Аудит текущего налога на прибыль |
|
|
Отчет о финансовых результатах |
|
n.6 |
Аудит налога на прибыль |
6. |
Аудит налога на прибыль |
|
|
ОДДС |
|
n.7 |
Аудит отчислений на социальные нужды |
7. |
Аудит отчислений на социальные нужды |
|
|
Пояснения к бухгалтерской отчетности |
|
n.8 |
Аудит прочих затрат |
8. |
Аудит прочих затрат |
|
|
Пояснения к бухгалтерской отчетности |
|
N+1 |
… |
|
|
|
|
|
|
Аудитор ____________________________________________________________________
Таким образом, становится понятным, что при проведении обязательного аудита налогообложения (налогового аудита) проверка формирования отчетности в части налогов и сборов является частью общего плана, в случае же инициативного аудита внимание аудитора сосредоточено исключительно на проверке формирования отчетности в части налогов и сборов.
На этапе сбора аудиторских доказательств как в случае обязательного, так и случае инициативного аудита налогообложения (налогового аудита) целесообразно использовать стандартные аудиторские процедуры в соответствии с МСА 500 “Аудиторские доказательства”.
Разница в осуществлении обязательно и инициативного аудита налогообложения (налогового аудита) прослеживается также при составлении аудиторского заключения. В этой связи, приведем выдержки из аудиторских заключений, сформированных в соответствии с МСА 700 (пересмотренным) “Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности”.
Пример формирования аудиторского заключения в части, содержащей мнение аудитора при проведении обязательного аудита налогообложения (налогового аудита)
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО АУДИТОРА
Акционерам организации ABC [или другой надлежащий адресат]
…
Мнение
Мы провели аудит финансовой отчетности организации ABC («Организация»), состоящей из отчета о финансовом положении по состоянию на 31 декабря 20Х1 года, отчета о совокупном доходе, отчета об изменениях в собственном капитале и отчета о движении денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, а также примечаний к финансовой отчетности, включая краткий обзор основных положений учетной политики.
По нашему мнению, прилагаемая финансовая отчетность отражает достоверно во всех существенных аспектах (или дает правдивое и достоверное представление) финансовое положение (или о финансовом положении) Организации по состоянию на 31 декабря 20X1 года, а также ее финансовые результаты (или финансовых результатах) и движение (или движении) денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)
Пример формирования аудиторского заключения в части, содержащей мнение аудитора при проведении инициативного аудита налогообложения (налогового аудита)
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО АУДИТОРА
Акционерам организации ABC [или другой надлежащий адресат]
Мнение
Мы провели аудит финансовой отчетности организации ABC («Организация»), состоящей из отчета о финансовом положении по состоянию на 31 декабря 20Х1 года, отчета о совокупном доходе, отчета об изменениях в собственном капитале и отчета о движении денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, а также примечаний к финансовой отчетности, включая краткий обзор основных положений учетной политики.
По нашему мнению, прилагаемая финансовая отчетность отражает достоверно во всех существенных аспектах (или дает правдивое и достоверное представление) финансовое положение (или о финансовом положении) Организации по состоянию на 31 декабря 20X1 года, а также ее финансовые результаты (или финансовых результатах) и движение (или движении) денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Также необходимо учесть, что кроме аудита к заданиям, обеспечивающим уверенность, относится обзорная проверка налогообложения, которая обеспечивает в отличие от аудита ограниченный уровень уверенности, а к сопутствующим услугам, являющимся частью аудиторских услуг - еще и согласованные процедуры и компиляция финансовой информации. Поэтому необходимо обратить внимание на наполняемость данных направлений деятельности аудиторов в рамках рассматриваемых направлений.
Кроме того, п. 7 ст. 1 ФЗ №307 гласит, что аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
- налоговое консультирование,
- постановку, восстановление и ведение налогового учета,
- составление налоговых расчетов и деклараций.
Исходя из сформированных определений, становится понятным, что данные услуги нельзя отнести ни к аудиту налогообложения, ни к налоговому аудиту, так как аудит по своей сути предполагает именно проверку с выражением разумной уверенности.
Необходимо подчеркнуть, что эти прочие услуги являются совместимыми с проведением аудита, так как согласно ст. 8 ФЗ № 307 “Об аудиторской деятельности” аудит не может осуществляться аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц.
Таким образом, мы предлагаем всю деятельность, связанную с учетом и контролем налогов и сборов со стороны аудиторов идентифицировать как “аудиторскую деятельность (услуги) в части проверки исчисления и уплаты налогов и сборов и прочие услуги в области ведения налогового учета и составления налоговой отчетности”, куда включить.
- Аудит налогообложения (налоговый аудит) в виде проверки учета налогов и сборов как части обязательного аудита или в виде инициативного аудита .
- Обзорную проверку достоверности формирования финансовой отчетности в части налогообложения
- Согласованные процедуры в части проверки налогообложения
- Компиляцию финансовой информации в части налоговой отчетности (при необходимости)
- Прочие услуги в виде налогового
консультирования, постановки, восстановления и ведения налогового учета,
составления налоговых расчетов и деклараций
1 Пример письма-соглашения об условиях аудиторского задания для целей аудита финансовой отчетности общего назначения, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности
2 В письме должны быть указаны надлежащие адресаты и ссылки согласно обстоятельствам выполнения задания, включая указание на соответствующую юрисдикцию. Очень важно указать надлежащих лиц
3 В тексте настоящего письма слова “вы”, “мы”, “нас”, “руководство”, “лица, отвечающие за корпоративное управление” и “аудитор” используются или изменяются в соответствии с обстоятельствами
______________________________________
Список литературы
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) “Об аудиторской деятельности”
- Международный стандарт аудита 210 “Согласование условий аудиторских заданий”
- введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 9 ноября 2016 г. № 207н
- Международный стандарт аудита 300 “Планирование аудита финансовой отчетности”
- введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н
- Международный стандарт аудита 500 “Аудиторские доказательства”
- введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н
- Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) “Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности” введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 9 ноября 2016 г. № 207н
- Егорова И.С. Цель и основные принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно российской практике аудита и МСА // Экономика и управление: проблемы, решения.- №2 (10), 2016 г., с. 172 -180
- Егорова И.С. Обзор основных рекомендаций по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций // Аудиторские ведомости.- №8, 2015 г., с. 16-32
- Справочно-правовая система "КонсультантПлюс". URL:
http://www.consultant.ru