Особенности исчисления среднего заработка при назначении пособий

Российский бухучет

Автор:
Источник: Журнал “Бухгалтерский учет” №5-2013
Опубликовано: 8 июля 2013

Назначая работникам пособия по временной нетрудоспособности, беремен­ности и родам, уходу за ребенком до полутора лет, бухгалтер должен рассчи­тать средний заработок по специальным правилам. В зависимости от вида пособия правила несколько различаются между собой и при этом кардиналь­ным образом отличаются от правил определения среднего заработка для оплаты отпусков и других случаев, предусмотренных трудовым законодате­льством Российской Федерации.

Исчисление пособий по временной не­трудоспособности (по всем основани­ям их назначения), беременности и родам, уходу за ребенком до полутора лет производится по правилам, предусмотренным За­коном № 255-ФЗ. Правила расчета среднего заработ­ка регламентирует ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Допол­нительные нюансы исчисления среднего заработка раскрыты в Положении об особенностях порядка ис­числения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обяза­тельному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.07 № 375).

Кроме того, следует принимать во внимание разъ­яснения специалистов ФСС РФ. К примеру, в связи с внесением в Закон № 255-ФЗ изменений, вступив­ших в силу с 1 января 2013 г., было выпущено письмо ФСС РФ от 11.01.13 № 15-03-18/12-169, поясняю­щее ключевые новшества.

Следует отметить, что на официальном интер­нет-сайте ФСС РФ была размещена дополнительная информация, проясняющая, в частности, возникавшие у некоторых бухгалтеров вопросы в отношении коли­чества дней, принимаемых в расчет при исчислении пособий по материнству.

В случае назначения пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным забо­леванием необходимо учитывать требования Закона № 125-ФЗ.

Числитель в формуле расчета – одинаковый

Вне зависимости от вида назначаемого пособия со­став выплат, принимаемых в расчет, одинаков. В со­ответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия исчисляются исходя из среднего заработка, рассчи­танного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, от­пуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхо­вателей).

Единственный случай, когда заработки, полученные у других страхователей, не учитываются, если пособие по временной нетрудоспособности или по беременно­сти и родам назначаются и выплачиваются застрахо­ванному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.

По общему правилу в случае, если работник забо­лел в 2013 г. или если декретный отпуск или отпуск по беременности и родам начался в 2013 г., в рас­чет принимается заработок работника за 2011 и 2012 гг.

Однако существует особое правило: если в двух ка­лендарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в от­пуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего зара­ботка предшествующими календарными годами (ка­лендарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Даже при наличии заявления работника о замене лет бухгалтеру необходимо сначала исчислить пособие по общему правилу (без замены), чтобы убедиться, что «обычная» сумма не превышает ис­численную с учетом замены лет

Если, к примеру, сотрудница, которая пошла на бо­льничный в 2013 г. (в связи с собственным заболеванием или с болезнью ребенка), с ноября 2010 г. до ав­густа 2012 г. фактически не работала и не имела зара­ботка, поскольку была сначала в декретном отпуске, а потом в отпуске по уходу за ребенком, она вправе на­писать заявление, чтобы 2011 и 2012 гг. были замене­ны на 2009 и 2010 гг. Либо чтобы 2011 г. заменили на 2010, а 2012 г. — оставили.

Важно соблюсти следующие условия. Во-первых, необходимо заявление работника о замене. Бухгалтер, осуществляющий расчет пособия, не вправе самоволь­но производить замены лет, даже если это будет в по­льзу работника. Законодательство говорит о заменах как о праве работника, а не как об обязанности лица, начисляющего пособие.

Во-вторых, замена производится только при усло­вии, что она приводит к увеличению пособия. Даже при наличии заявления работника о замене лет бух­галтеру необходимо сначала исчислить пособие по об­щему правилу (без замены), чтобы убедиться, что «обычная» сумма не превышает исчисленную с учетом замены лет.

В любом случае, с заменами или без, в средний за­работок, исходя из которого исчисляются все пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком), согласно ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу за­страхованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом №212-ФЗ.

Поскольку страховые взносы в ФСС РФ начисля­ются только с той части выплат и вознаграждений, ко­торая не превышает специального предельного значе­ния, в ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ уточняется, что средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответст­вующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ.

Причем в случае, если назначение и выплата за­страхованному лицу пособий осуществляются несколь­кими страхователями в установленных законодательст­вом случаях, предельную величину каждый из работо­дателей учитывает раздельно. То есть общая сумма пособий, полученных работником от нескольких рабо­тодателей, вполне может оказаться больше, чем если бы она исчислялась только одним из работодателей (с учетом заработков, полученных в расчетном периоде у иных работодателей).

Данные предельные величины составляют:

  • в 2012 г. — 512 000 руб.;
  • в 2011 г. — 463 000 руб.;
  • в 2010 г. — 415 000 руб.

Ту же величину (415 000 руб. за каждый год) следу­ет использовать и в случае, когда в результате замен в расчет берутся предшествующие годы (2009, 2008 гг. и др.).

Предельная величина базы исчисления страховых взносов, установленная на 2013 г. (568 000 руб.), бу­дет приниматься в расчет при назначении пособий по страховым случаям, которые наступят уже после 1 ян­варя 2014 г. (когда расчетным периодом будут 2012 и 2013 гг.).

Знаменатель в формуле расчета – разный

Порядок определения знаменателя — числа, на кото­рое нужно разделить сумму выплат и вознаграждений, которая принята к расчету с учетом вышеизложенных правил, чтобы исчислить средний дневной зарабо­ток, — различен в зависимости от того, какое именно пособие начисляется работнику.

Средний заработок для оплаты пособий по временной нетрудоспособности

Во всех случаях, кроме назначения пособий по бере­менности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет, в знаменателе при расчете среднего заработка бе­рется 730. Это постоянная величина, прямо прописан­ная в Законе № 255-ФЗ. Законодатель не уточняет, что это количество календарных дней в двух годах, а просто предписывает делить принятую в расчет сумму заработков на фиксированную величину 730. При этом совершенно неважно, был ли расчетный период (все два года) отработан полностью или нет. К примеру, де­лить заработок на 730 нужно даже в том случае, если работник впервые устроился на работу в сентябре года, предшествующего году наступления страхового случая, и фактически в числителе оказались начисле­ния всего за четыре месяца. Но в таких ситуациях, ско­рее всего, полученный результат будет крайне низким, и назначать пособие придется исходя из суммы МРОТ.

Именно 730 берется в знаменатель и в том случае, когда пособие назначается работнику в связи с несча­стным случаем на производстве или профзаболевани­ем. Более того, хотя такие пособия причитаются в силу Закона № 125-ФЗ в размере 100 % от среднего зара­ботка вне зависимости от страхового стажа работника, а база для исчисления взносов на социальное страхова­ние от несчастных случаев на производстве и профза­болеваний (так называемых взносов «на травматизм») максимальным пределом, в отличие от остальных видов страховых взносов (в ФСС РФ, в ПФР, в ФФОМС по Закону № 212-ФЗ), не ограничивается, порядок ис­числения среднего заработка — точно такой же, как для «обычных» больничных, и никаких исключений не предусматривается. Это значит, что, хотя страховые взносы «на травматизм» подлежали уплате со всей сум­мы выплат и вознаграждений в пользу работника, в том числе и превышающих перечисленные выше пре­дельные значения базы исчисления других взносов за соответствующие годы, при исчислении среднего зара­ботка в расчет принимаются только суммы, не превы­шающие предельных величин.

Например, если работнику в 2011 и 2012 гг. было начислено 1,6 млн. руб. (в том числе 700 тыс. руб. за 2011 г. и 900 тыс. руб. за 2012 г.) и со всей этой сум­мы были уплачены взносы «на травматизм» в установ­ленном порядке, при назначении ему в 2013 г. посо­бия по профзаболеванию или травме, полученной в результате несчастного случая на производстве, в чис­литель можно взять всего 975 тыс. руб. (463 тыс. руб. за 2011 г. и 512 тыс. руб. за 2012 г.). Значит, сред­ний дневной заработок, исходя из которого будет на­числено пособие, в данном случае — 1 335,62 руб., а не 2191,78руб.

Средний заработок для оплаты пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет

Для пособий, связанных с материнством, с 1 января 2013 г. действуют особые правила определения зна­менателя в формуле исчисления среднего дневного заработка.

Согласно ч. 3.1 Закона № 255-ФЗ (с учетом изме­нений, внесенных Федеральным законом от 29.12.12 № 276-ФЗ) делить сумму заработка за два календар­ных года расчетного периода необходимо на число ка­лендарных дней в этом периоде, за исключением ка­лендарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; период освобождения работника от работы с полным или частичным сохране­нием заработной платы в соответствии с законодатель­ством, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом № 212-ФЗ не начислялись.

В предыдущей редакции Закона № 255-ФЗ в дан­ный перечень входила еще одна позиция — дополните­льные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребен­ком-инвалидом. Однако она была устранена, и эти дни не исключаются из расчета среднего дневного заработ­ка для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, посколь­ку данные выплаты облагаются страховыми взносами в силу Закона № 212-ФЗ.

Не будем забывать, что работник имеет право на замену одного или двух лет расчетного периода. Соот­ветственно, нужно учитывать количество соответству­ющих календарных дней в тех периодах, которые фак­тически принимаются в расчет. Важно обратить особое внимание, что в предусмотренном механизме кроются два важных отличия от порядка исчисления среднего заработка для «обычных» пособий.

Во-первых, очевидно, что для пособий по беремен­ности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет знаменатель можно уменьшать на количество дней в исключаемых периодах.

К примеру, сотрудница с ноября 2010 г. до августа 2012 г. была сначала в декретном отпуске, а потом в от­пуске по уходу за ребенком до полутора лет, в конце ав­густа 2012 г. вышла на работу, а в мае 2013 г. снова уходит в декретный отпуск. При расчете пособия, если заявление о замене лет ею не было подано, в числителе будут начисления всего за четыре с небольшим месяца (с даты выхода на работу в августе 2012 г. по 31 декабря 2012 г.), но и в знаменателе окажется не 730 (как это было бы в случае, если бы она пошла не в декрет, а просто на больничный), а фактическое число кален­дарных дней в отработанном периоде (опять же, с даты выхода на работу по 31 декабря 2012 г.). Ведь по дейст­вующим в 2013 г. правилам нужно «отбросить» кален­дарные дни, приходящиеся на предыдущий декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком до полутора лет.

Во-вторых, даже если все два календарных года расчетного периода отработаны полностью и исключаемых периодов нет (работница не была на больничном, в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком и т. д.), в знаменателе не обязательно окажется ров­но 730. Ведь при буквальном прочтении ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ становится очевидным, что исход­ной величиной (которая может в дальнейшем умень­шаться на число дней в исключаемых периодах) явля­ется число календарных дней в периоде, указанном в ч. 1 ст. 255-ФЗ, т. е. реальное количество календарных дней в тех двух календарных годах, которые принима­ются в расчет в данном конкретном случае (в том числе и с учетом замен лет, осуществленных по заявлению работника в установленном законом порядке).

Это значит, что в общем случае при начислении по­собий в 2013 г. (когда расчетным периодом являются 2011 и 2012 гг.) в знаменателе изначально берется 731 календарный день, поскольку 2012 г. является ви­сокосным и в нем 366 дней. А вот если, к примеру, по заявлению работника 2012 г. заменяется на 2010 г., т. е. расчетным периодом принимаются 2010 и 2011 гг., зна­менатель считается исходя из 730 дней. Более того, в знаменателе может оказаться и 732 дня — если по заявлению работника 2011 г. заменяется на 2008 г. (поско­льку в 2009, 2010 и 2011 гг. были декретные отпуска и отпуска по уходу за детьми) и оба принимаемых в расчет года (2008 г. и 2012 г.) оказываются високосными. Эти нюансы ФСС РФ разъяснял на своем официальном ин­тернет-сайте.

Для пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет знаменатель можно уменьшать на количество дней в исключаемых пе­риодах

Следует обратить внимание на еще один важный момент. Как уже отмечалось, при определенных обсто­ятельствах при расчете пособия должны учитываться заработки, полученные работником у предыдущих ра­ботодателей. Информацию о таких заработках нынеш­ний работодатель, назначающий пособие, получает из специальной Справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхо­вание на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, пред­шествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и теку­щий календарный год (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.01.11 № 4н).

Однако в исходной форме Справки сведений о пе­риодах временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком, а также о периодах освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработка, если на сохра­няемый заработок не начислялись страховые взносы в ФСС РФ, не было предусмотрено, ведь до 1 января 2013 г. такие сведения не требовались.

Обязанность работодателя предоставлять такую информацию(включать ее в Справку) в Законе № 255-ФЗ появилась благодаря Закону № 276-ФЗ. Поэтому в письме от 11.01.13 № 15-03-18/12-169 ФСС РФ разъяснил, что в форму справки будут внесе­ны необходимые изменения, а до тех пор работодатели должны выдавать своим увольняющимся и бывшим ра­ботникам справки, содержащие сведения об исключае­мых периодах для исчисления пособия по беременно­сти и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребен­ком, в произвольной форме.

Максимальный размер среднего заработка для пособий по материнству

Еще одним нововведением в 2013 г. стало ограничение максимального размера среднего заработка для исчис­ления пособий по беременности и родам и ежемесяч­ного пособия по уходу за ребенком.

Для «обычных» пособий по временной нетрудоспо­собности такого ограничения, собственно, не требует­ся. Ведь в числителе в любом случае берется не боль­ше установленных предельных величин базы исчисле­ния страховых взносов на соответствующие годы расчетного периода, а в знаменателе — всегда 730.

По новым правилам расчета среднего заработка для декретных пособий и пособий по уходу за ребенком до полутора лет числитель все так же ограничен предель­ными величинами, а в знаменателе учитывается целый ряд исключаемых периодов, что легко может привести к увеличению получаемого в результате среднего днев­ного заработка.

Статья 14 Закона № 255-ФЗ в конце декабря 2012 г. пополнилась новой частью3.3, согласно кото­рой средний дневной заработок для исчисления посо­бия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ на два календарных года, предше­ствующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Особо подчеркнем, этот «потолок» исчисляется строго за два календарных года, предшествующих году наступления декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком. Иными словами, неважно, писал работник заявление о замене одного или обоих лет, расчет «лими­та» будет производиться только по общим правилам. А предельные величины исчисления взносов за те годы, которые берутся на замену, никакого значения не имеют (но это, на наш взгляд, хорошо, ведь эти предельные ве­личины в заменяющих годах однозначно ниже, чем в за­меняемых).

Итак, если декретный отпуск или отпуск по уходу за ребенком начинается в 2013 г., «потолок» определя­ется исходя из предельных величин на 2011 и 2012 гг. (соответственно 463 тыс. и 512 тыс. руб.). Значит, пре­дельный размер среднего дневного заработка для ис­числения пособия по беременности и родам, ежемесяч­ного пособия по уходу за ребенком, по страховым слу­чаям, наступившим в 2013 г., — 1 335,62 руб.

Поскольку те же правила применимы и к пособиям по уходу за ребенком до полутора лет, с учетом правил их исчисления — необходимости умножать средний дневной заработок на 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ) — получается, что предельный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком (за пол­ный календарный месяц) в 2013 г. — 16 241,14 руб. Возможность корректировки этой суммы с учетом рай­онных коэффициентов (в отличие от минимальных раз­меров «детских» пособий) не предусмотрена.

У «детских» пособий есть и нижняя граница

Напомним, что помимо верхнего предела у пособий по уходу за ребенком до полутора лет существует и ниж­няя граница. Но она установлена уже не в отношении величины среднего дневного заработка, а примените­льно к итоговой сумме месячного пособия.

С учетом индексации по состоянию на 1 января 2013 г. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет (за полный месяц) назначается в разме­ре не ниже: 2 453,93 руб. — на первого ребенка, 4 907,85 руб. — на второго и последующих детей.

Причем в тех местностях, где производится район­ное регулирование оплаты труда, указанные суммы увеличиваются с учетом соответствующих районных коэффициентов.

Когда пособие назначается исходя из МРОТ

При определенных обстоятельствах пособия исчисля­ются исходя не из фактического среднего заработка работника, а исходя из МРОТ.

Во-первых, Законом № 255-ФЗ предусмотрен ряд случаев, когда пособие должно назначаться исходя из МРОТ вне зависимости от величины «реальных» за­работков работника: если страховой стаж сотрудника на момент наступления страхового случая не достиг шести месяцев; если работник нарушал предписанный врачом режим и не являлся на осмотр без уважитель­ных причин (пособие считается исходя из МРОТ начи­ная с даты нарушения); если заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с та­ким опьянением (тогда пособие назначают исходя из МРОТ за весь период).

Во-вторых, применение МРОТ неизбежно в ситуа­ции, когда в расчетном периоде (в предыдущих двух ка­лендарных годах) у работника вообще не было зара­ботка. Например, если сотрудник впервые в жизни устроился на работу в январе 2012 г. и заболел в сен­тябре 2012 г., его страховой стаж на момент болезни уже превысил шесть месяцев. Казалось бы, начислять пособие нужно исходя из фактического заработка, од­нако до текущего года (а «стандартный» расчетный пе­риод в этой ситуации — 2010 и 2011 гг.) у него не было заработков, которые можно было бы принять в расчет.

В-третьих, на практике возможна ситуация, когда рассчитанный по установленным правилам средний за­работок окажется ниже МРОТ, установленного зако­ном на день наступления страхового случая.

С 1 января 2013 г. МРОТ — 5 205 руб. (Федераль­ный закон от 03.12.12 № 232-ФЗ). Значит, величина среднего дневного заработка, исчисленная по правилам исходя из МРОТ, с которой нужно сравнивать факти­чески рассчитанный средний дневной заработок, — 171,12руб. ((5 205 руб. • 24 мес.) : 730 дней).

Обратите внимание, что исходя из МРОТ опреде­ляется нижняя граница именно среднего заработка, а не среднего дневного пособия (учитывающего в том числе и страховой стаж). Если в итоге пособие начис­ляется исходя из МРОТ, нужно также применить и процент, соответствующий стажу (60 или 80 %) в установленном порядке. Потому итоговая величина пособия, даже если работник проболел ровно месяц, вполне может оказаться ниже величины МРОТ.

Более того, если пособие назначают исходя из МРОТ, имеет значение и режим работы сотрудника. Если на момент наступления страхового случая сотруд­ник работает на условиях неполного рабочего време­ни (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок определяется пропорциональ­но продолжительности рабочего времени застрахован­ного лица.

Например, работник трудится на полставки, поэто­му в расчет нужно брать только половину МРОТ. Если его страховой стаж еще не достиг пяти лет, пособие по временной нетрудоспособности причитается ему лишь в 60 %-ном размере.

Нужно заметить, что декретное пособие и пособия, связанные с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями, всегда начисляются в 100 %-ном размере вне зависимости от стажа.

В местностях, где применяются районные коэффи­циенты, пособие, исчисленное исходя из МРОТ, назна­чается с учетом данных коэффициентов. Причем, по мнению ФСС РФ, применять районный коэффициент нужно в самом конце — к уже исчисленному размеру пособия.

При заполнении листка нетрудоспособности следу­ет иметь в виду: если расчет пособия производится ис­ходя из МРОТ, в строке «Средний заработок для ис­числения пособия» придется указать величину, соот­ветствующую МРОТ, умноженному на 24 мес. (2 г.). Иными словами, если работник заболел в 2013 г., ког­да действовал МРОТ, равный 5 205 руб., в данной строке следует написать «124 920 руб.»

Автор:

Теги: средний заработок  назначение пособий  бухгалтерский учет  временная нетрудоспособность  правила расчета среднего заработка  ФСС РФ  декретный отпуск  наступление страховых случаев  страховые взносы  начисление страховых взносов  пособия по беременности и