Для оценки деятельности компании сегодня используются различные методики. Показатели эффективности персонала при этом являются одними из основных. Система KPI применяется в организации в соответствии с принятой стратегией управления персоналом.
Критерии оценки
В большинстве систем KPI оценивается несколько показателей. В число таковых входит текучесть кадров, кадровый бюджет, качественная, количественная укомплектованность штата, соблюдение норм ведения документооборота в секторе HR.
Также могут оцениваться всевозможные частные показатели. Их актуальность определяется потребностями конкретной компании.
Показатели для построения системы KPI
Целостная система HR-метрики на предприятии выстраивается с учетом двух типов показателей. Первый характеризует эффективность использования человеческих ресурсов. Такие показатели фигурируют в отчетах перед собственниками, инвесторами. Они отражают финансовую эффективность через соотношение производительности персонала и уровня затрат на него.
Второй тип показателей применяется для определения эффективности работы самой кадровой службы. При этом оценивается использование HR инструментов. Полученные показатели позволяют топ-менеджерам, руководящим кадровыми службами, определить качество выполнения специалистами следующих функций:
- подбор персонала, его продвижение;
- подготовка кадров, развитие специалистов;
- мотивация персонала.
Оценивается каждый показатель по-своему.
По функции подбора и продвижения персонала приоритетными направлениями исследования являются привлекательность работодателя для потенциальных соискателей, отбор кандидатов на вакансии, формирование работоспособного кадрового резерва. Также оценивается качество, скорость закрытия вакансий.
Обучение, развитие персонала тоже имеет несколько направлений и подзадач. Критерии эффективности здесь принято оценивать через анализ планирования кадровых программ, показателей объемов и качества обучения в компании.
Мотивация персонала рассматривается в контексте стимулирования специалистов всех или отдельных структур на достижения. Также важную роль играет программа удержания ключевых сотрудников. Но при этом кадровику следует помнить, что текучесть может быть не частным случаем, а частью HR стратегии компании.
Императивы для KPI
При определении эффективности персонала оцениваются ключевые и общие показатели. Первые выделяются исходя из безусловных правил HR стратегии. Эти правила могут отличаться в зависимости от особенностей конкретного рынка труда. Общими являются следующие императивы:
- Персонал является источником прибыли организации.
- Квалифицированный, полностью укомплектованный штат способен эффективно работать и транслировать корпоративную культуру компании.
- Для развития персонала в организации требуется определенное количество средств (бюджет).
- Система поощрения предусматривает приоритет компетентности персонала над разовым достижением целей.
Ключевые показатели всегда определяются индивидуально.
Ориентация при определении показателей на HR стратегию рациональна. Такой подход позволяет создать систему KPI для объективной оценки эффективности работы персонала, при этом компания не понесет чрезмерных затрат.
Что касается составления системы оценки работы самой HR службы и сотрудников организации, рекомендуется доверять его профессионалам. Специалисты в области кадрового аудита учтут все нюансы процесса, а также индивидуальные особенности самого предприятия. Это позволит гарантировать эффективность созданной системы KPI.