Мнение члена Совета по МСФО Сью Ллойд
Источник: IFRS
Фото: www.ifrs.org
В статье, недавно опубликованной банковским изданием “Banking magazine: Association of Banks in Israel” (оригинал– здесь, на иврите) член Совета по МСФО Сью Ллойд (Sue Lloyd) порассуждала на тему стандарта IFRS 9, уделив особое внимание новой модели обесценения.
Финансовые инструменты бывают самых разных видов и форм. Многие из них очень просты – например, обычный кредит, предоставленный банком. А могут они быть и очень сложными. Это означает, что учет таких инструментов становится непростой задачей. И даже если мы говорим о том же банковском кредите, представление информации по таким вещам как ожидаемые потери по кредиту оптимальным для пользователя отчетности способом - и то может быть непростым делом.
Получив полную поддержку G20, Совета по финансовой стабильности и других организаций, Совет по стандартам финансовой отчетности (IASB) завершил в прошлом году проект, призванный улучшить порядок учета финансовых инструментов. Это, конечно, подразумевает и улучшение информации о финансовых инструментах, предоставляемой тем, кто читает финансовую отчетность и принимает инвестиционные решения.
Речь идет о новом стандарте МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”, заменяющим собой прежний IAS 39 “Финансовые инструменты: признание и измерение”, который в свое время был непростым для понимания, применения и интерпретации как теми, кто составляет отчетность, так и теми, кто ее потом читает. МСФО 9 оговаривает все аспекты учета финансовых инструментов: классификацию и измерение, обесценение, отчетность хеджирования. Улучшенные раскрытия, конечно, также подразумеваются. Но самым большим отличием по новому стандарту станет учет обесценения - или учет резервов под кредиты – потому что здесь имеет место переход с модели понесенных издержек на модель ожидаемых потерь.
Новая модель учета обесценения
Сегодня большинство стандартов учета потерь по кредитам (в том числе за авторством IASB) скорее разрешают, чем требуют признавать потери, если есть свидетельство в пользу наступления ключевого события. Однако на практике это приводит к тому, что потери по кредитам в большинстве случаев признаются только лишь в случае банкротства должника. И при этом величина отраженных на балансе потерь ограничена информацией о сегодняшней, текущей ситуации. Даже если у банка есть уверенность в том, что произойдет событие, которое еще больше усугубит проблемы должника, он не может признать эти дополнительные потери, пока событие не произойдет на самом деле. Во времена финансового кризиса это породило жесткую критику: мол, резервы под кредиты создавались “слишком поздно и в недостаточном количестве”.
МСФО 9 решает проблему, требуя от финансовых институтов и других организаций оценивать и учитывать ожидаемые потери, начиная с момента, когда они впервые выдают деньги в долг или инвестируют в финансовый инструмент, такой как облигация, например. При измерении ожидаемых потерь компании обязаны руководствоваться всей доступной им информацией. Это очень важно, потому что здесь подразумевается не только историческая информация по статистике потерь и сегодняшние данные, но и заслуживающий доверия прогноз на будущее. Следовательно, если финансовая организация ожидает ухудшения ситуации с кредитом на протяжении срока его действия, она должна немедленно отразить этот факт в расчетах ожидаемых потерь.
В довесок к более оперативному признанию потерь новая модель обесценения наделяет пользователей отчетности полезной информацией, позволяющей им понять природу изменения кредитного риска по финансовым инструментам.
Достигается это за счет того, что ожидаемые потери рассматриваются отдельно по финансовым активам, которые ведут себя так же или лучше, чем ожидания, и отдельно по активам, которые ведут себя хуже ожиданий. Например, предположим, что банк одалживает деньги и присваивает кредиту рейтинг “C” по шкале банковских рейтингов. Это его ожидания. Говоря проще, пока эта ссуда имеет рейтинг “C” или выше, будет признаваться определенная величина резервов, отражающая какую-то часть общих потерь по этому кредиту на протяжении всего срока его действия. Однако если впоследствии рейтинг снижается, и банк начинает рассматривать ссуду как “несущую существенно больший кредитный риск”, ему придется создать резервы, отражающие общие ожидаемые потери по этому кредиту на протяжении всего его срока, потому как теперь его качество хуже. На банк оказывают влияние экономические потери, и это находит отражение в отчетности.
Американский Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB) также предлагает переход на ориентированную в будущее модель ожидаемых потерь для компаний, применяющих US GAAP. Но несмотря на то, что направление движения для IASB и FASB одинаковое, у двух разработчиков стандартов немного отличаются подходы, несмотря на все предпринятые ранее усилия прийти к одному и тому же решению. Модель от FASB требует, чтобы общая величина ожидаемых потерь (как во втором примере выше, с кредитом более плохого качества) признавалась всегда. Это признание начинается с первого же дня выдачи кредита или приобретения финансового инструмента. Совет по МСФО не считает, что признание общей величины ожидаемых потерь по кредиту за весь срок его существования в первый же день правильно отражает экономическую ситуацию. В самом деле, банк ведь не несет этих потерь в день, когда выдает кредит на справедливых рыночных условиях.
Кроме того, IASB также беспокоит тот факт, что если потребовать от банков признавать общую величину ожидаемых потерь в день выдачи кредита, это позволит им завышать свои прибыли, сокращая кредитование и, следовательно, снижая резервы под кредиты. Это точно будет иметь нежелательные экономические последствия, особенно в ситуации снижения экономической активности.
Внедрение
Переход от модели понесенных потерь к модели ожидаемых потерь – фундаментальное изменение международного финансового учета. Оно потребует существеннейших изменений от многих финансовых институтов и других компаний. Банки, которые уже и так применяют более совершенные подходы (например, рекомендации Базельского Комитета по расчету ожидаемых потерь в целях регулирования) могут использовать свои модели как основу для разработки новых моделей отчетности. Но этого все равно будет недостаточно, поскольку в любом случае потребуются новые базы данных и новые системы. По этой причине измененные требования теперь вступают на год позже, 1 января 2018 года*, чтобы предоставить всем достаточно времени на тщательную реализацию перехода.
_______________________________________
*Здесь автор статьи и член IASB Сью Ллойд делится внутренней информацией, но она пока неофициальная. Можно предполагать с высокой уверенностью, что сам Совет по МСФО уже принял такое решение, но с формальной точки зрения он просто обязан провести предварительные консультации, чтобы знать мнение всех. Решение о запуске таких консультаций он уже принял совсем недавно.