Отчетность устойчивого развития и будущая роль в этом разработчиков МСФО

Идеология МСФО и US GAAP
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 14 Мая 2020


По материалам: IFRS

Одна из попечителей Фонда МСФО Тереза Ко (Teresa Ko) на днях в онлайн-режиме (по причине действия карантинных ограничений) сделала презентацию по случаю первого заседания недавно созданной Межведомственной координационной группы по “зеленым” и устойчивым финансам - созданной не в составе самого Фонда МСФО, а усилиями денежного контролера Гонконга (Hong Kong Monetary Authority - HKMA) и Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам (Securities and Futures Commission - SFC) той же страны. Создание координационной группы было продиктовано желанием обеспечить более скоординированный подход в управлении климатическими и экологическими рисками в финансовом секторе Гонконга.

В своем онлайн-выступлении попечитель Фонда МСФО Тереза Ко обрисовала возможное будущее участие Фонда МСФО в поддержке развития качественных и признаваемых на международном уровне стандартов отчетности устойчивого развития - не намекая при этом прямо на то, что за разработку будет отвечать именно Фонд МСФО или контролируемый им непосредственный разработчик международных стандартов, Совет по МСФО. Но обо всем по порядку.


Фото: https://www.ifrs.org

Тереза Ко оговаривается, что в своем выступлении выражает свое собственное мнение, а не мнение всей организации, которую она представляет – однако, как хорошо известно, это стандартная оговорка в целях юридической защиты, поэтому вряд ли председатель того же IASB, Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst), имеет диаметрально противоположную точку зрения.

Чтобы объяснить, каким боком Фонд МСФО вообще относится к теме климата, Тереза Ко начинает издалека – откуда вообще пошла их организация. Как оказалось, ее возникновение было спровоцировано экономическим бумом годы спустя после окончания Второй Мировой и образованием международных корпораций. В те далекие времена капитал начинал постепенно циркулировать в международном масштабе, перетекая через границы, однако страны следовали преимущественно каждая своей собственной системе стандартов, причем далеко не одинакового качества, что вело к повышенным рискам, расходам на финансирование и сложностям с анализом финансовой отчетности для мировых инвесторов.

В 1973 году* профессиональные бухгалтерские ассоциации десяти стран (Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, США, Франции и Японии) объединили усилия для образования Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (IASC) и согласились перейти на международные стандарты учета (IAS) в случае с компаниями, имеющими листинг на зарубежных торговых площадках. 1993 год стал переломным, поскольку IASC удалось “убедить” Международную организацию регуляторов рынков ценных бумаг (IOSCO) принять систему IAS для отчетности компаний с международным листингом. Регуляторы согласились, однако намерение получило практическую реализацию лишь в 2000 году, когда IASC трансформировалась в Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB), за которым “присматривает” Фонд МСФО.

Более детально история Фонда МСФО, Совета по МСФО и его предшественника, Комитета по МСФО, начиная с 1973 года, рассматривается в одном из материалов на нашем сайте 2018 года.

Первым председателем попечителей Фонда МСФО стал Пол Волкер (Paul Volcker), бывший председатель правления Федеральной резервной системы и бывший председатель Федерального резервного банка Нью-Йорка, а также автор небезызвестного Правила Волкера, которое было принято в годы президентства Обамы как часть Закона Додда-Франда (“о реформе Уолл-Стрит и защите потребителей”) и наложило запрет на участие американских банков в купле-продаже ценных бумаг на средства собственного капитала. Первым председателем Совета по МСФО стал Дэвид Твиди (David Tweedie), ныне председатель Международного комитета по стандартам оценки (IVSC).

В этом году Фонд МСФО отмечает свое двадцатилетие, и даже беглого взгляда назад достаточно, чтобы признать колоссальную роль этой организации в трансформации мировой системы финансовой отчетности. Это по-прежнему некоммерческая организация, призванная разрабатывать качественные международные стандарты учета – общепризнанные и всем понятные. Фонд имеет штаб-квартиру в Лондоне и еще один офис по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Токио.

На протяжении последних десяти лет Фонд МСФО непрерывно занимался улучшением качества стандартов МСФО, вводя в международную практику важные изменения в плане учета финансовых инструментов, выручки, аренды и договоров страхования. Усилия не пропали даром: 144 страны используют МСФО на обязательной основе, и еще 12 – на добровольной, итого – 156. США стоят, конечно, особняком, однако годы напряженной совместной работы регуляторов минимизировали до разумных пределов различия в учете по двум системам стандартов, МСФО и US GAAP. Китай – страна со второй по величине экономикой в мире – обеспечила высокую степень конвергенции своих стандартов, а китайские компании составляют отчетность согласно принципам МСФО, обращаясь при этом на бирже Гонконга и других стран.

Фонд МСФО имеет трехуровневую структуру. Разработкой международных стандартов финансовой отчетности занимается независимый разработчик, IASB. Попечители Фонда МСФО отвечают за надзор за этим процессом и разработку Стратегии развития. Наконец, сами попечители отвечают перед Наблюдательным советом (Monitoring Board), который был создан в рамках масштабной реструктуризации 2011 года и включил в свой состав представителей органов регулирования организованных рынков ценных бумаг и других общественных организаций со всего Земного шара.

Собственно, к чему весь этот долгий экскурс в историю в исполнении Терезы Ко? А к тому, что отчетность устойчивого развития сегодня пребывает примерно в том же положении, в каком находилась традиционная финансовая отчетность до образования Фонда МСФО и Совета по МСФО. Так же как и тогда, когда каждая юрисдикция следовала своим собственным правилам учета и отчетности, сегодня в мире мы видим множество разрозненных и подчас никак не связанных между собой систем стандартов от разных разработчиков. Лишь немногие из них - например, GRI или стандарты климатической отчетности от TCFD - получают более-менее широкое международное принятие, и то скорее неформальное.

Тереза Ко припоминает заметку в Financial Times по этой теме (хоть и не приводит точной цитаты), где упоминались, ни много ни мало, 230 различных корпоративных стандартов отчетности устойчивого развития в более чем 80 различных отраслях. Столь уважаемое издание редко когда допускает значительные погрешности, но, похоже, это как раз один из таких случаев – говорит эксперт. Потому что на самом деле ближе к истине 650 различных показателей, которые компании сегодня используют для подготовки отчетности. И это даже без учета десятков других инициатив местного уровня от правительств отдельных стран, внедряющих дополнительные меры по защите окружающей среды.

И вот во всем этом многообразии пока что не просматривается ни одной истинно международной системы, которая всем так нужна. Стандарты по-прежнему добровольны в плане применения, и это на самом деле большая проблема, потому что с таким положением вещей каждый применяет, что захочет, зачастую руководствуясь не столько искренней заботой и ответственностью за сохранность экологии, сколько “зеленым пиаром”.

В то же время спрос на отчетность устойчивого развития уже давно находится на таком высоком уровне, что его нельзя игнорировать. Это не только инвесторы, которые сегодня чаще всего даже не будут рассматривать компанию, не освещающую более широкие темы в своей корпоративной отчетности. Они в первую очередь выступают за сопоставимую и надежную информацию, которая избавила бы их от необходимости разбираться самим в океане не доведенных до ума данных и индикаторов, разработанных людьми зачастую без достаточной экспертизы в этой области, что имеет весьма вероятным последствием итоговый отказ от всяческих инвестиций. Однако это также регуляторы, центральные банки, международные ассоциации, политики и так далее - все они неоднократно подчеркивали важность для будущего корпоративной отчетности единой системы качественных и общепризнанных стандартов отчетности устойчивого развития. Так или иначе, постепенно все продвигается в сторону консолидации.

Стандарты МСФО, как известно, основаны на базовых принципах и не содержат специфических требований по отчетности устойчивого развития, хотя при этом компаниям на МСФО-отчетности необходимо постоянно помнить о том, каким образом климатические и другие “новые” виды риска способны повлиять, во-первых, на сами итоговые суммы в отчетности, а во-вторых на раскрытия. О том, как это сделать, рассказал в прошлом году член Совета по МСФО Ник Андерсон (Nick Anderson), отвечая на вопрос о том, почему у Совета по МСФО не значится в планах разрабатывать отдельные требования по климатическим раскрытиям. Если коротко, то этого, по его мнению, не требуется, поскольку базовых принципов и так достаточно. Потенциально новые виды рисков способны повлиять также на обесценение активов (включая гудвилл), сроки полезного использования активов и их справедливую стоимость.

Совет по МСФО не остался в стороне происходящих на глазах быстрых изменений в области отчетности устойчивого развития – не без гордости заявляет Тереза Ко. Так, в ноябре 2017 года ими было принято решение обновить руководство по менеджерским отчетам (“Комментарии руководства”, как оно называется). Традиционная финансовая отчетность, которой все эти годы занимался IASB, по определению отражает то, что уже произошло. Следовательно, она плохо подходит для объяснения долгосрочной стратегии компаний, поэтому дополнительные разъяснения от менеджеров, сделанные простым и доступным для понимания языком, в какой-то мере устраняют этот пробел.

Проект находится в работе уже давно. Время от времени в новостях проскакивает какая-то информация, однако многих, наверное, волнует вопрос – когда же уже? Первый раунд обсуждений с ключевыми группами стейкхолдеров давно позади, поэтому сегодня, как выясняется, идет активная работа с “конкретикой”. Предварительный вариант пересмотренного практического руководства обещают во второй половине этого года.

При этом среди попечителей – признается Тереза Ко – далеко не все считают, что этого достаточно для полноценного принятия изменений, происходящих в мире сегодня - и тех, что будут происходить завтра. Побуждаемые многочисленными обращениями со стороны ключевых групп стейкхолдеров, многие попечители Фонда МСФО подумывают над расширением роли своей организации в этих процессах. Тем более что уже не первый год раздаются призывы взять на себя ответственность за разработку единых общемировых стандартов отчетности устойчивого развития, и хотя до недавнего времени Ханс Хугерворст отрицал такую возможность, ссылаясь на ограниченность ресурсов и не только, в прошлом году риторика слегка смягчилась (любопытно, что он в последний раз отметил, что все решать будут именно попечители, так что история пишется у нас на глазах). К тому же время как раз подходит в очередной раз пересматривать общую Стратегию развития и Конституцию, что случается каждые пять лет и запланировано на этот год. Если не сейчас, то когда? И если не разработчики МСФО, то кто?

Фонду МСФО и в самом деле хотелось бы в первую очередь заняться климатическими видами риска – отмечает Тереза Ко – потому что это тема очень срочная и, в целом, довольно близкая той работе, которой они занимаются. Небольшая группа, членом которой является она сама, была недавно сформирована из нескольких попечителей, чтобы изучить возможности расширения роли Фонда МСФО во всем этом. Если подумать, хорошая основа уже положена: публичная подотчетность, логичная структура управления, фокус на общественных интересах, независимость от любых внешних сторон, строгость и прозрачность процесса разработки стандартов, высокие стандарты контроля публикуемой информации, жесткий подход к выбору новых тем для разработки, и это даже еще не весь список преимуществ. Двадцать лет разработки глобальных стандартов за плечами, под контролем столь многих, сформировали колоссальный пласт, который сможет использоваться как источник ресурсов для решения сегодняшних проблем с отчетностью устойчивого развития.

Таким образом – да. По личному мнению Терезы Ко (которое, как отмечалось в самом начале, может и не совпадать с мнением руководства всей организации), Фонд МСФО действительно способен помочь с консолидацией и созданием системы качественных стандартов для подготовки отчетности устойчивого развития, и если так, то начнет он, наиболее вероятно, с климатических рисков.

Отметим, что прямо она пока не говорит о том, что они станут единственными разработчиками таких стандартов. Однако есть и еще одно важное преимущество, делающее именно Фонд МСФО одним из самых удачных кандидатов: его связь с финансовой отчетностью по МСФО, конечно же. Неверно ведь будет создавать такую новую систему отчетности, которая начнет противоречить прежней, потому что стандарты МСФО должны разрабатываться и далее, а в самой МСФО-отчетности должны при этом отражаться финансовые итоги всего того, что будут показывать глобальные стандарты отчетности устойчивого развития.

Наконец, еще один важный, по мнению Терезы Ко, момент: когда у нас будут две системы стандартов, они не должны существовать каждая в своем вакууме. И та, и другая будут развиваться параллельно, но при этом с определенной корреляцией. Таким образом, инвесторы и вообще все пользователи отчетности в мире смогут получить все преимущества от сопоставимых, не противоречащих друг другу, надежных и полезных для деловых решений наборов данных по двум системам стандартов. По нашему убеждению, “светлое будущее” мировой корпоративной отчетности, и никак иначе.

Теги: отчетность устойчивого развития  МСФО  Фонд МСФО  Teresa Ko  Совет по МСФО  климатические риски  стандарты отчетности устойчивого развития  IASB  финансовая отчетность  Комитет по международным стандартам финансовой отчетности  IASC  международные стандар