Оценка рыночной стоимости бизнеса. Вопросы и ответы

Оценка бизнеса

Автор:
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 5 Ноября 2013

Зачем проводить оценку рыночной стоимости?

Основные цели проведения оценки рыночной стоимости бизнеса:

  1. подготовка бизнеса к продаже;
  2. сделки по слиянию и поглощению;
  3. привлечение в бизнес новых участников, инвесторов;
  4. оценка реальной стоимости бизнеса в настоящее время;
  5. выход части участников из бизнеса, разногласия между учредителями.

Какие методы и технологии применяются при оценке стоимости бизнесе?

При определении реальной рыночной стоимости бизнеса применяются международные

стандарты оценки стоимости действующего бизнеса и следующие подходы к определению стоимости:

  1. Доходный подход;
  2. Затратный подход;
  3. Сравнительный подход.

Доходный метод основан на капитализации и дисконтировании прибыли, которая будет создана бизнесом в будущих периодах. Затратный подход предполагает определение стоимости воспроизводства или стоимости замещения. Стоимость воспроизводства – это затраты на воспроизводство точной копии предприятия или другого актива, даже если есть более экономичные аналоги. Точная копия означает, что объект воспроизводится с использованием таких же решений, строительных конструкций, оборудования и материалов, а также с тем же качеством работ, услуг, что и у объекта оценки. Стоимость замещения – это затраты на создание предприятия, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но функционирующего более эффективно, с использованием современных и прогрессивных материалов, конструкций, оборудования, работ, услуг. При сравнительном подходе используются: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.

В чем различие между рыночной оценкой активов бизнеса (например: недвижимость, оборудование, готовая продукция, товарные запасы) и оценкой стоимости действующего бизнеса?

Основное различие заключается в следующем, при оценке рыночной стоимости активов бизнеса, определяется их стоимость по отдельности, и не учитывается синергетический эффект, всех активов, как единого финансово-производственного механизма (бизнеса), генерирующего прибыль. Кроме этого, при оценке активов бизнеса, как правило, не проводится оценка стоимости нематериальных активов, таких как торговая марка, имидж и деловая репутация компании, квалифицированный персонал, ноу-хау и уникальные разработки, реализованные в практике бизнеса, а также не учитываются будущие доходы от деятельности бизнеса и перспективы его развития.

Недавно проводили оценку бизнеса для банка, в целях кредитования, а оценка рыночной стоимости бизнеса получилась совсем другая. Почему возникла разница?

Здесь нужно различать для каких целей проводится оценка, и какая именно стоимость определяется. В вашем случае проводилась оценка залоговой стоимости, а это совсем не оценка реальной рыночной стоимости. Рыночная стоимость бизнеса — это стоимость бизнеса, как единого финансово-производственного механизма, включающего все активы и пассивы, включая забалансовые активы и обязательства, предназначенного к продаже в определенных условиях (время продажи — период проведения оценки, место продажи —территория Российской Федерации, если бизнес и предполагаемый покупатель, резиденты РФ).

Аудиторская компания проводила оценку рыночной стоимости бизнеса, результаты оценки стоимости значительно отличаются от предварительных расчетов собственников бизнеса. Какая стоимость более правильная?

Скорее всего, ни та не другая стоимости не соответствуют реальной рыночной стоимости бизнеса. В оценке стоимости бизнеса, проводимой аудиторской компанией, учитывались данные только бухгалтерского учета. А при предварительных расчетах собственников, скорее всего не использовались основные подходы к оценке рыночной стоимости бизнеса: доходный, затратный и сравнительный.

___________________

Об авторе

Николай Конн (1977 г.р.), специалист по маркетингу и финансам, степень МВА, высшее экономическое образование, опыт практической работы 15 лет, в т.ч. коммерческим, финансовым директором (ЗАО «Фармакс», ЗАО «МЦ-5», ОАО «Ижмаш» г. Ижевск, ООО НВП «Астрафарм», «Амрита» г. Москва). С 2009 года оказывает консультационные услуги по маркетингу и финансам предприятиям различных отраслей и сфер деятельности (производство, оптовая и розничная торговля, услуги).

Автор:

Теги: рыночная стоимость  стоимость бизнеса  подготовка к продаже  реальная стоимость бизнеса  международные стандарты оценки  затратный подход  сравнительный подход  доходный подход  рыночная стоимость активов  аудиторская компания