Можно ли с 01.01.2017 в уставе общества предусмотреть положение о том, что для заключения сделки с заинтересованностью не требуется согласие?
В соответствии с пунктом 8 статьи 83 Федерального закона “Об акционерных обществах” уставом непубличного общества может быть предусмотрен отличный от установленного законом порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, либо установлено, что правила главы XI закона полностью не применяются к обществу. Такие положения могут быть предусмотрены уставом при учреждении общества или при внесении изменений, принятых всеми акционерами единогласно. Исключение из устава общества указанных положений осуществляется также по единогласному решению акционеров. Федеральный закон “Об обществах с ограниченной ответственностью” в пункте 9 статьи 45 содержит аналогичное правило.
Таким образом, законами прямо установлена возможность предусмотреть в уставе непубличного акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью положения о том, что для заключения сделки с заинтересованностью не требуется получения согласия органов управления общества, либо установить иной порядок получения такого согласия. Для публичных акционерных обществ такая возможность не предусмотрена.
Останется ли после 01.01.2017 для ООО возможность предусмотреть в уставе положение о том, что для совершения крупных сделок не требуется согласие общего собрания участников или совета директоров?
После 01.01.2017 такое положение нельзя будет предусмотреть в уставе общества. В новой редакции статьи 46 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” отсутствует упоминание о возможности отказаться от одобрения крупных сделок, что можно расценивать как то, что законодатель сознательно исходил из недопустимости этого.
Нужно ли с 01.01.2017 одобрять договор оказания услуг на сумму менее 0,1% балансовой стоимости активов общества как сделку, в совершении которой имеется заинтересованность?
В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 81 Федерального закона “Об акционерных обществах” и п. 7 ст. 45 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” требование об обязательном одобрении сделок с заинтересованностью не применятся к сделкам, предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость которого составляет не более 0,1% балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при условии, что размер таких сделок не превышает предельных значений, установленных Банком России. Таким образом, сделки, соответствующие вышеуказанным критериям, одобрять не требуется.
На сегодняшний день Банком России подготовлен проект указания “О предельных значениях размера сделок хозяйственных обществ, в совершении которых имеется заинтересованность, цена или балансовая стоимость имущества, по которым составляет не более 0,1 процента балансовой стоимости активов таких хозяйственных обществ”, принятие которого ожидается в ближайшее время.
Планируется предельные значения размера сделок, не требующих одобрения, определить в следующем порядке:
- для хозяйственных обществ, балансовая стоимость активов которых составляет не более 25 млрд. руб., — 20 млн. руб.;
- для хозяйственных обществ, балансовая стоимость активов которых составляет от 25 млрд. руб. до 100 млрд. руб., — 50 млн. руб.;
- для хозяйственных обществ, балансовая стоимость активов которых по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату составляет более 100 млрд. руб., — 100 млн. руб.
Однако до принятия соответствующего акта Банка России представляется, что упомянутое исключение из необходимости одобрить сделку с заинтересованностью не может быть применено.
Возможно ли в уставе непубличного общества предусмотреть отказ от извещения о сделке с заинтересованностью?
В соответствии с пунктом 8 статьи 83 Федерального закона “Об акционерных обществах” уставом непубличного общества может быть установлен отличный от установленного настоящей главой порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, либо установлено, что положения главы XI закона полностью не применяются к обществу. Таким образом, закон помимо прочего допускает возможность предусмотреть в уставе непубличного общества право не извещать о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, членов коллегиального исполнительного органа общества либо акционеров общества.
Если совет директоров не сформирован, обязано ли общество готовить заключение о крупной сделке для общего собрания акционеров?
Согласно п. 2 ст. 78 Федерального закона “Об акционерных обществах” совет директоров общества утверждает заключение о крупной сделке, в котором должны содержаться в том числе информация о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценка целесообразности совершения крупной сделки. Заключение о крупной сделке включается в материалы, предоставляемые акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров, на котором рассматривается вопрос о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки.
При отсутствии в обществе совета директоров заключение о крупной сделке утверждается единоличным исполнительным органом общества.
Могут ли по новым требованиям быть признаны заинтересованными в сделке ряд членов органов управления общества в случае, если указанные лица в совокупности владеют более 50 процентов голосов в высшем органе управления другого общества — стороны в сделке, т. е. контролируют его в совокупности?
В соответствии с п. 1 ст. 81 Федерального закона “Об акционерных обществах” и п. 1 ст. 45 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” лицо может быть признано контролирующим, только если оно самостоятельно, то есть единолично, имеет право прямо или косвенно распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации более 50% голосов в высшем органе управления. Таким образом, ни один из членов совета директоров общества не является контролирующим лицом другого общества, следовательно, они не могут быть признаны лицами, заинтересованными в сделке между такими обществами.
Следует учесть, что члены органов управления общества могут признаваться заинтересованными в указанной сделке при наличии иных признаков, перечисленных в ст. 81 (например, один из них может быть признан заинтересованным, если он занимает должность в органах управления другого общества).
Будут ли разработаны рекомендуемые формы заключения совета директоров о крупной сделке, извещения о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, требование о проведении общего собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества для решения вопроса о согласии на совершение сделки?
У Банка России были планы по разработке формы заключения совета директоров о крупной сделке, но, когда ожидать проекты форм, не известно.
К настоящему времени Банк России представил проект Указания “О требованиях к порядку направления и форме уведомлений лиц, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении акционерным обществом сделок”, принятие которого ожидается в ближайшее время.