Данная статья может быть интересна в том числе и российскому читателю в контексте темы «деофшоризации». Хотя она описывает налоговые инверсии из американской практики (см. также по этой теме: «Американское законодательство станет жестче по отношению к налоговым инверсиям» от 24 сентября 2014 г.), вполне очевидно, что схожие схемы вполне могут применяться российскими компаниями. Как раз против них направлена президентская налоговая программа против офшоров, начало которой было положено еще на памятном обращении к Федеральному собранию в декабре 2013 года.
Автор: Кэри Ловери (Carrie Lowery), государственный юрист муниципалитета шт. Теннеси, владелица Authority Legal Research & Writing Service
Источник: Accounting Today
Перевод: GAAP.RU
Фото: accountingtoday.com
В своем еженедельном выступлении прошлым летом (26 июля 2014 года) президент Обама жестко раскритиковал крупные корпорации, которые применяют стратегии налоговой инверсии. «Они держат большую часть своего бизнеса в Соединенных Штатах, в то же время, по сути, отказываясь от своего гражданства и объявляя, что они на самом деле базируются где-то еще, и все это только для того, чтобы не платить свою справедливую часть налогов» – сказал он.
По его словам, бизнес имеет такую возможность уклоняться от налогов из-за сегодняшних дыр в американском налогом законодательстве. Поступая таким образом, они наносят урон национальной экономике. Обама пошел еще дальше и назвал налоговые инверсии «непатриотичными». Пожалуй, как и в России в декабре 2013 года, именно эта речь Обамы стала отправной точкой для масштабной кампании против крупного бизнеса (несомненно, в значительной степени приуроченной к промежуточным муниципальным выборам 2014 года), которая уже наделала немало шума в деловой среде. Однако основной недостаток всей критики Обамы в том, что она позволяет просто «поливать грязью» американские корпорации, вместо того чтобы сфокусироваться на ключевой первопричине: недостатках законодательства и необходимости масштабной налоговой реформы.
Если обрисовать ситуацию в упрощенном варианте, налоговая инверсия (англ., «tax inversion») – это перевод юридически признанного головного офиса компании в другую страну с более низкой налоговой ставкой, имеющий основной целью снижение налоговой нагрузки. Хотя оценки между собой разнятся, эксперты сходятся в главном: в США действительно одна из самых высоких эффективных налоговых ставок на сегодняшний день среди всех экономически развитых стран. Прошлогодний отчет PricewaterhouseCoopers («Paying Taxes 2014») приводит цифру 27.9%, в то время как средняя ставка среди стран-членов ОЭСР составляет 15.9%.
В значительной степени налоговые инверсии имеют место потому, что США – единственное экономически развитое государство, в чьей практике принято облагать налогом прибыли, полученные за рубежом. Иностранные прибыли облагаются по двойной ставке: другими словами, США облагает налогом прибыли, которые были получены и с которых уже уплатили налоги в другой стране. Следовательно, независимая американская корпорация может оказаться в ситуации, когда она вынуждена платить больше налогов, чем идентичная ей, также американская корпорация, но принадлежащая при этом зарубежной материнской структуре. Зачем это терпеть, если они могут приобрести иностранную «материнку» – маневр, к которому предприимчивые дельцы и прибегают, пользуясь такой возможностью.
Фото: www.pressfoto.ru
В своей авторской колонке USA Today исполнительный директор Mylan Inc. Роберт Коури (Robert Coury) объясняет, что действительная причина корпоративных налоговых инверсий, которую можно сформулировать буквально в одной фразе, звучит как «корпоративная ответственность». То, что делают компании сегодня, они делают во благо! По его словам, хотя глобальная экономика колоссальным образом поменялась, Налоговый кодекс США – нет.
Он проводит сравнение международных ставок корпоративного налога со ставками по налогу на доходы физических лиц в США. Довольно часто это определяет, где американская семья предпочтет жить. «Чем ниже ваша ставка налога, тем больше вы можете потратить на такие вещи как, например, улучшение жилья или обучение в колледже. Если ваши друзья или знакомые семьи платят по меньшей налоговой ставке, чем вы, они могут и позволить себе тратить на такие вещи больше, а вы не можете на них равняться».
И совершенно аналогичная логика справедлива для корпоративного сектора. Когда компании США сталкиваются с конкурентами на гораздо более низких налоговых ставках, они не могут инвестировать в свой бизнес в аналогичном объеме, что лишает их конкурентных преимуществ. Эти расхождения делают компании – подобные, кстати, Mylan Inc., где работает автор колонки в USA Today – легкой добычей в плане приобретения. В конечном итоге это может привести к закрытию отдельных бизнес-подразделений в США и увольнению значительной части сотрудников.
Роберт Коури приводит неоспоримый аргумент: компании, подобные Mylan, несут корпоративную ответственность перед своими сотрудниками и своими акционерами в плане необходимости поддерживать (а в идеале – увеличивать) стоимость компании и оставаться конкурентоспособными в сегодняшних глобальных экономических условиях.
Эти взгляды разделяют и другие эксперты. «Президент Обама просто нацелился на симптомы и пропускает действительную проблему, лежащую в основе всего» – говорит Джо Гарза (Joe Garza), старший партнер юридической группы компаний Garza & Harris, расположенной в Далласе. – «Тот способ, по которому многонациональные бизнес-организации облагаются налогами в США – ущербный. Мы давно уже заждались пересмотра Налогового кодекса. Сегодняшняя система – архаична и не отражает реалий современной глобальной экономики».
Фото: www.pressfoto.ru
Многие политики согласны с тем, что сама по себе налоговая инверсия вредна для экономики. На наступивший 2015 год оценки потерь от нее уже оценили величиной в $2.2 миллиарда недополученных бюджетом прибылей. Представители обоих основных партий, демократов и консерваторов, также сходятся на необходимости скорой реформы налогового законодательства, чтобы устранить для корпораций сам побуждающий мотив прибегать к таким схемам в принципе и переводить свои головные офисы за океан. Но по итогу законопроект, предложенный президентом и представленной демократической фракцией Конгресса, посвящен, как выяснилось, лишь самой практике налоговых инверсий.
Специалисты налоговой сферы предупреждают, что представленные поправки к законодательству только усугубят проблему, сделав американские компании легкой добычей для приобретения иностранными контрагентами. Иными словами, они никак не решат проблему утечки капитала из США – они просто, что называется, насильно поменяют способ этой утечки. Даже глава Казначейства Джек Лью (Jack Lew) признал, что полноценная налоговая реформа, очевидно, является наилучшим способом решения проблем в Налоговом кодексе, которые и порождают инверсии. В свете такой всеобщей критики, причем как со стороны демократов, так и республиканцев, все попытки Обамы насильно придушить налоговые инверсии выглядят контрпродуктивными, если не сказать вредными для экономики.
Похоже, сам Обама подсознательно в курсе проблемы, но упрямо придерживается уже выбранной линии поведения, продолжая «демонизировать» крупный бизнес, характеризуя природное желание компаний получать прибыль в качестве простой жадности. Роберт Коури очень негативно относится к словам, столь неосторожно разбрасываемым политиками направо и налево – таким, например, как «непатриотичное поведение» – в попытках охарактеризовать линию делового поведения в том числе и его компании.
В самом деле, американские корпоративные налогоплательщики по-прежнему платят налог на прибыли, полученные в США, по слишком высокой ставке. Вместо того чтобы плодотворно поработать с деловым сообществом над решением очевидной проблемы, президент Обама выбирает более примитивный путь, просто навесив на компании ярлык «налоговых уклонистов».
«Патриотизм определяется огромной любовью к своей стране» – говорит Коури. – «Мы любим эту страну – достаточно, чтобы сражаться за рабочие места в ней и продвигать изменения, необходимые для сохранения Американской мечты».
Если Обама искренне желает нивелировать ущерб, уже причиненный налоговыми инверсиями американской экономике и корпоративному сектору, ему следует прислушаться к словам Роберта Коури – полагает автор сегодняшней заметки.