Как известно, не так давно Минфин представил план из 6 основных пунктов по реформе пенсионной системы. Существенным моментом является вывод накопительной части пенсий из-под ведения ПФР и перевод ее на добровольный формат. На прошлой неделе Антон Силуанов в своем интервью призвал российских граждан активнее участвовать в пенсионных накоплениях. Вероятно, сделал он это, “рекламируя” план реформы и призывая к более активному его обсуждению – это с одной стороны, но также и призывая на будущее активнее участвовать в теперь уже добровольной накопительной части – с другой. Мы, в целом, не против поговорить на эту тему, поэтому попросили экспертов представить свои соображения на счет того, сможет ли “разморозка” накопительной части по новой схеме, которая ориентировочно должна произойти в 2018 г., обеспечить граждан достойными пенсиями. Также, можно ли сказать, существенно ли меньшей будет пенсия в случае простой конвертации накоплений в дополнительные баллы государственной страховой пенсии (в случае “молчунов”, как обещают, это автоматически произойдет спустя два года)?
Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий, Группа компаний “Гордейчик и партнеры”:
Для успешного привлечения пенсионных накоплений к работе в “реальном” секторе экономики, необходимо совпадение, по крайней мере, трех факторов (правового, экономического и социального).
Под правовым аспектом здесь, прежде всего, понимается стабильность существования законодательства. Экономическая составляющая сводится к наличию у населения свободных денежных средств, которые они способны добровольно или не вполне инвестировать в старость. Социальная - в доверии граждан к существующим финансовым институтам.
Ни одного из перечисленных признаков сейчас не наблюдается. Ведь ни одно из “полезных” инвестиционных нововведений в системе пенсионных накоплений не просуществовало в нашей стране сколько-нибудь долго, в стране налицо финансовый и демографический кризис, снижение реальных доходов экономически активного населения. Тут было бы хорошо уже назначенные пенсии за счет поступающих взносов умудриться выплатить.
Андрей Дегтев, эксперт Центра Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии):
Призыв россиян самим заботиться о своих пенсиях был бы обоснован, если бы россияне были снабжены всеми необходимыми для этого возможностями: стабильными доходами, устойчивой финансовой системой и развитой правовой средой. Ничего этого мы не имеем. Доходы россиян падают, растет безработица. Откуда брать средства на пенсионные отчисления – непонятно.
Каждые несколько лет в России происходят финансовые катаклизмы: то девальвация, то дефолт, то отголоски мирового кризиса, то опять девальвация. Нет никаких гарантий, что накопленные в частных фондах средства не прогорят при очередном обвале финансового рынка.
Уверенности в надежности частных инструментов нет еще и потому, что разгул коррупции и рейдерства не позволяет сформироваться надежным финансовым институтам. Политика Центробанка по ликвидации коммерческих банков является этому красноречивым подтверждением. Не можем искоренить мошенничество в банках, поэтому закрываем сами банки. Такая логика может далеко увести. Коррупция в торговле – запретим торговать. Коррупция в армии и полиции – распустим. Врачи берут взятки – отменим медицину.
Как ни печально, но призыв россиян самим заботиться о себе при всем его цинизме является верным, потому что государство тоже не справляется со своей функцией ответственности за общество. А это значит, что гражданскому обществу придется самому наводить порядок и вразумлять государство.
Анастасия Игнатенко, аналитик ГК ТелеТрейд:
Дело в том, что каждый работник к моменту внедрения данного закона (а пока непонятно, когда вступит он в силу), уже накопил какую-то часть пенсионных накоплений. Кто-то больше, кто-то меньше, все зависит от рабочего стажа и размера зарплаты.
Если вспомнить, то ранее сообщалось о том, что сумма в 243 млрд. рублей, которая была сэкономлена за счет НПФ к 2014 г., была потрачена на Крым и антикризисные программы. Правительство в добровольно-принудительном порядке забрала обязательные пенсионные накопления, давая понять, что по закону они не являются собственностью граждан.
Сейчас, насколько я понимаю, государство хочет переложить ответственность на самих граждан: дескать, теперь пенсионные накопления будут признаны частной собственностью граждан. Но пересчитайте мои накопления за предыдущие года, верните то, что забрали, и то, что я потеряла, гоняя свои деньги из фонда в фонд, пока вам приходили то одни, то другие идеи обогащения, и представьте мне возможность самой решать, как я буду копить на свою старость.
Мне, как и определенной части населения, достаточно знаний в финансовой сфере, чтобы грамотно распорядиться собственными деньгами, но государство опять не дает нам всей власти, говоря о том, что те же 22%, которые уплачивает работодатель, пойдут не в ПФР, а в НПФ.
Допустим, я не хочу участвовать в коллективном инвестировании, считая, что справлюсь с этой задачей ничуть не хуже профессиональных управляющих. Тем более что доходности, которые демонстрируют НПФ, не только меня, но и многих не устраивают, не говоря уже о том, что они могут быть и отрицательными. А кто сделает мне перерасчет с учетом текущей инфляции?
Если уж человеку дается возможность решать самому, то избавьте его от необходимости обязательных действий, предоставьте право выбора. Альтернативой могли бы стать банковские вклады, которые гарантируют доходность, и по которым предусмотрена страховка государством на сумму до 1,400 млн. рублей. Прибегая к этому варианту инвестирования, будущие пенсионеры будут хотя бы уверены в том, что накопленные средства не уменьшатся и не сгорят.
Так, например, при текущем размере ключевой ставки в 11% годовых среднегодовая доходность, которую демонстрируют “Газфонд” и “Фонд Благосостояние” на уровнях 11,07% и 11,15%, не является особенно привлекательной. Остальные же фонды показывают меньшую доходность, тогда в чем приоритет?
Мне кажется, в этом законе еще много подводных камней и непроработанных моментов, которые требуют более тщательного изучения.
Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса “Деловые люди”:
Так и хочется сказать, чтоб ты жил в эпоху перемен. Ни наши бабушки и дедушки, ни мамы с папами не смогли в полном объеме насладиться пенсионными накоплениями, несмотря на то, что большинство из них отработало честно от зари до зари на предприятиях и производствах. Нахлебниками их точно не назовешь.В очередной раз Правительство предлагает новые пенсионные реформы. Очень часто я слышу претензии к руководству от сотрудников различных компаний к сумме пенсионных выплат. Многие открытым текстом заявляют, что предпочитают потратить заработанные средства сегодня и сейчас. От предпринимателей фиксирую недовольство тем, что работодатель вместо государства ведет фактический сбор пенсионных средств, не отвечая перед своим сотрудником за дальнейший доступ к этим деньгам.
Очевидно, что постоянные реформы вызвали недоверие всех слоев населения к получению социальных гарантий, декларируемых Конституцией РФ. Я считаю, что мы все, прежде всего, должны осознать необходимость обязательных пенсионных отчислений, но предлагаю ответственность за пенсионные накопления возложить на гражданина в индивидуальном порядке и освободить бизнес от гарантий, которые по факту должно выполнять государство. У меня скептическое отношение к нашим негосударственным пенсионным фондам, поскольку нет уверенности в стабильности роста инфляции.