В продолжение недавней новости. Несмотря на высказанные в ней замечания к не совсем традиционному (пока что) формату профессионального образования, мы подумали, что сомневаться в перспективах и возможностях все же будет неправильно и спросили экспертов, как бы они отнеслись к более широкому его распространению в России. Мы пока продолжаем придерживаться термина "нано-обучение" (прямого перевода с английского), хотя в одном из ответов нам предложили варианты “микроформат” и “экспресс курсы” - возможно, кто-то их найдет более удачными. Есть ли у этого способа перспективы среди российских провайдеров бухгалтерского образования - перспективы стать официально признанным форматом? Возможно, кто-то уже проходил такие курсы на индивидуальной основе: в зависимости от конкретной ситуации отдельный курс по узко обозначенной теме может быть очень полезен, буквально спасти все задание. А если рассматривать официальный потенциал формата, то правы ли зарубежные эксперты (чья точка зрения приводится в новости), что тут просто необходимы ограничения на количество часов, ведь в противном случае все начнут обучаться именно так?
Александр Турилин, директор по продукту, New Professions Lab:
Формат нано-обучения
(или микроформатов) очень активно развивается не только во всем мире, но и в России. Это неудивительно: согласно исследованию Microsoft, способность человека фокусировать внимание сократилось с 12 секунд в 2000 году до 8 секунд 2013 году (это на 1 секунду меньше, чем у золотой рыбки). У человека меньше времени не только смотреть курсы, но и читать новости - и тут мы вспоминаем 140 символов сообщения в Twitter или смс.
В области онлайн-курсов это тренд задал ресурс Coursmos, позволяющий смотреть маленькие учебные фрагменты по 1-2-3 минутам. Этот сервис придуман нашими соотечественниками, сейчас перебравшимися в Сан-Франциско. Но даже в известных онлайн-платформах, таких как Coursera и EdX, среднее длина видео не превышает 6 минут. Это значение было вычислено опытным путем (исследование Филиппа Гуо из университета Ротчестера): по статистике, если видеофрагмент онлайн-курса
превышает 6 минут, то большинство слушателей бросает его и не досматривает до конца. Очень важно и то, что многие слушатели используют мобильный телефон для просмотра таких курсов, и поэтому им удобно пройти небольшой фрагмент, пока они, например, едут несколько остановок на метро.
Сейчас большинство практиков в области онлайн-образования
сходится на том, что нано-обучение
является перспективным форматом, и с каждым годом будет появляться все больше авторов подобных небольших учебных фрагментов. Платформы наподобие Coursmos помогут собрать для каждого слушателя его индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от его интересов и уровня знаний. Также после серии коротких курсов многие платформы (например, Codeacademy для обучения программированию) присваивают слушателям так называемые "бейджи" за достижения. Бейджи превращают обучение в интересную игру и мотивируют не останавливаться на достигнутом. С другой стороны, они являются альтернативой дипломам и сертификатам: если человек получил бейдж очень высокого уровня, то работодатели могут обратить внимание на такого специалиста (так поступают рекрутеры Google и Facebook с людьми, получившими бейджи высшего уровня на Codeacademy).
В России очень перспективным является проект Stepic, который позволяет бесплатно создавать небольшие уроки или задачи. На данный момент в системе создано свыше 20 000 таких уроков - и это число постоянно растет.
Ольга Гилева, директор, Счастливый билет – Екатеринбург:
Добрый день! Я доктор биологических наук и преподаватель ВУЗа, поэтому тема образования для меня очень близка.
По поводу нано-обучения. Я в свое время работала со специалистами по кадрам РЖД, и у них была распространена подобная практика. Руководителю среднего звена давали для изучения видеоролик (общей длительностью около получаса), после которого следовало пять вопросов. Считалось, что этого достаточно, чтобы стать достаточно квалифицированным руководителем.
Мы все считали, что это чистой воды профанация, направленная только на то, чтобы сэкономить на оплате нормальных преподавателей. А в целом, если это способ выяснить какой-либо вопрос, то почему бы и нет? Человек получает какие-то сведения, которые помогают ему решить какие-либо проблемы. Это достаточно полезная штука.
А вот как часть профессионального образования, я думаю, что такие вещи вредят и очень сильно, и вот почему. Человек прослушал такой "курсик" - считает, что он уже повысил свою квалификацию, он уже специалист в данном вопросе. Но ведь это не так. Для того чтобы действительно повысить квалификацию, нужно значительно более серьезно поработать.
Получается, что легализуя такие курсы, мы создаем, с одной стороны, почву для самообмана, иллюзии профессиональной подготовки, а с другой стороны - возможность "потрясать" потенциального работодателя большим количеством "корочек", обещающих высокий профессионализм претендента на ту или иную должность. И то и другое - совершенно необоснованно.
Ну и, наконец, нужно отдавать себе отчет в том, что роль преподавателя состоит совершенно не в том, чтобы проверить знания: он должен, прежде всего, адекватно их передать. И при такой передаче очень много информации передается в невербальной форме, с обязательным учетом уровня и реакции аудитории, а значит - не может быть изложено в письменном виде или в виде готовых видеоуроков. Успехов!
Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС):
Популяризация внедрения так называемого нано обучения - действительно интересный подход, отражающий всю действительность современного динамичного, глобального мира. В какой-то степени набор галочек в прохождении сверхкоротких курсов, получение справок и последующего тестирования для подтверждения, что ты усвоил данную информации, может чем-то напомнить гумификацию.
Таким образом, тот или иной сотрудник, служащий, специалист, проходя эти сверхкороткие курсы, теперь может вставить в личный профиль - как в своей голове, так и в резюме, социальных сетях - информацию о том, что он прошел курсы. Таким образом, он ставит их как некий флажок. И действительно, для работодателей может быть интересной информация о том, на какие вопросы конкретный сотрудник может обращать внимание, в каких конкретных аспектах он обладает компетенциями, которые подтверждены подобными сертификатами. Бухгалтерам, в частности, это более значимо: не зря они оказались одними из первых, кто этим занимается за рубежом. Бухгалтерское дело само по себе предполагает внедрение новаций, изменений требований и т.д.
Ограничение в данном случае - вероятно, не самый правильный формат, потому что любой правильный специалист-работодатель прекрасно понимает, что подобные краткосрочные курсы не заменят фундаментального системного образования. Однако почему нет? Нужно давать работникам возможность подтверждать свою квалификацию, компетенцию, которую они получают даже на таких коротких курсах.
Если же по каким-то определенным направлениям получение знаний через нано курсы окажется более востребованным, более эффективным – значит, это вопрос конкуренции за более качественные долгосрочные программы. Конкуренция, как известно, может повысить только качество - соответственно, разработчикам долгосрочных программ нужно будет более тщательно работать над своим продуктом. Вместе с тем, с рынка могут быть вытеснены слабые образовательные продукты, которые на текущий момент окажутся менее востребованы.
Что касается названия, слово “нано”- не самый лучший вариант. Наверно, имеет смысл искать другие варианты. Экспресс курсы, справочные курсы, информационные курсы, или еще каким-то образом можно называть эти продукты.
Коробейникова Светлана Владимировна, к.э.н., исполнительный директор программы "Доктор делового администрирования" Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС:
Безусловно, без новых экспериментов в любой сфере (и в образовании тоже) невозможно развитие! Но любое внедрение нового должно быть этапным: пилотное внедрение - анализ эффективности новых методов - целевое внедрение. То, что бухгалтеру хорошо – маркетологу может быть бесполезным и т.д.
По моему мнению, нано-обучение – новый инструмент, но никак не альтернатива комплексному профессиональному повышению квалификации. От краткосрочной тренировки отдельных навыков очень далеко до формирования компетентного высококлассного специалиста, ведь главные проблемы практики возникают как раз на стыке различных областей, и квалификация специалиста состоит в том, чтобы мастерски скомбинировать свои навыки, а этому в формате нано- не научишься.
А в случае срочной потребности на работе, как пишет Фрида Абойон (Frieda Aboyoun), глава совета попечителей Фонда бухгалтерского образования, “когда вам срочно необходимо проверить что-то из области, с которой вы сейчас работаете, причем эта информация нужна здесь и сейчас. … нано-обучение будет как никогда кстати” - в этом случае, на мой взгляд, речь вообще идет не об обучении (хотя бы и нано-), а о срочной профессиональной консультации, которая может быть и онлайн. Здесь уже не место оценке знаний с помощью мини-теста.
Есть ли у этого способа перспективы среди российских провайдеров бухгалтерского образования (мы имеем в виду, перспективы стать официально признанным форматом)? Возможно, кто-то уже проходил такие курсы на индивидуальной основе - в зависимости от конкретной ситуации отдельный курс по узко обозначенной теме может быть очень полезен, буквально спасти все задание.
Я говорила с высококлассными российскими бухгалтерами – их мнение в такой ситуации: “открываешь Консультант и ищешь обоснованный ответ”. Кстати, наш российский журнал «Главный бухгалтер» уже делает что-то подобное: публикует статьи по актуальным проблемам, в конце главные вопросы.
Для новичков онлайн-получение сжатой информации по отдельному вопросу и онлайн-самоконтроль может отлично помочь в приобретении навыка решения наиболее распространенных типовых ситуаций. А вот дальше - многовариантность поведения, формирование собственного взгляда, умение развить типовое решение; всему этому гораздо эффективнее обучать в диалоге с преподавателем, консультантом, с коллегами.
А если рассматривать официальный потенциал формата, согласны ли вы с зарубежными экспертами, что тут просто необходимы ограничения на количество часов (в противном случае все начнут обучаться именно так)?
Ограничивать человека в выборе формата образования вообще - заведомо тупиковый путь. Ограничения возможны и даже необходимы при формализованной оценке и сертификации. Здесь профессиональные сообщества специалистов должны выработать в каждой сфере свою политику по сочетанию различных форматов обучения, обеспечивающему требуемый уровень квалификации.
Анастасия Цымбал, директор по продвижению и развитию Advanced Management Institute (бизнес-школа AMI):
Обучения такого типа чаще всего является довольно поверхностным. Однозначно стоит иметь в виду, что такой формат может быть эффективным только в случае обучения каким-либо конкретным навыкам (например, английскому языку), но не системным знаниям. В этом плане обучение «от человека к человеку» будет актуально еще долгое время, так как эмоциональная связь, харизма и энергетика преподавателя все также играет важную роль в усвоении и получении знаний. В случае же повышения квалификации важно понимать, что опыт конкретного преподавателя, который чаще всего включает в себя нестандартные кейсы, является наиболее полезным для слушателей. В так называемом «нано-обучении»
возможности индивидуальной работы абсолютно отсутствуют, и это, на мой взгляд, его главное ограничение.
Станислав Корольков, руководитель Учебного центра Unibrains (совместный проект Kokoc Group и РЭУ. им. Плеханова):
Подобная механика может оказаться востребованной, поскольку человеку свойственно стремиться к упрощению всех процессов. Так что куда проще получить быстрый и короткий ответ на практический вопрос, который ты мог забыть или не знать, чем разбираться в теме, изучать дополнительные и смежные направления, чтобы использовать эти знания дальше.С другой стороны, это опасный метод, потому что шаблонный подход может пошатнуть образовательную систему и профессионализм кадров. Как только в условии задачи поменяется хотя бы одна переменная, специалист не сможет справиться с ней, опираясь на готовое шаблонное решение, предложенное нано-обучением.
У формата достаточно минусов, и я не рекомендую рассматривать его в качестве отдельного инструмента повышения квалификации. На собственном примере могу сказать, что какими бы качественными ни были короткие обучающие ролики, они зачастую вызывают много вопросов. Проблема в отсутствии преподавателя, который мог бы разъяснять детали, уделяя время каждому студенту, помогать с оставшимися пробелами в знаниях и направлять студентов. Косвенно мою точку зрения подтверждает печальная статистика онлайн обучений, согласно которой более 75% студентов не проходят курс, бросают его на середине.
Однако в связке с очным образованием и программами по повышению квалификации продукт можно и нужно использовать для закрепления материала или дополнительной работы по проверке полученных знаний. В некоторых дисциплинах он может стать хорошим дополнительным инструментом, к примеру, при изучении языка: удобно иметь под рукой короткий ролик, чтобы освежить знания или удостовериться в правильности написания.
Лимитировать этот формат обучения или нет - вопрос спорный; определить уровень подготовки сотрудника несложно, хороший бизнес легко вычленяет некомпетентные кадры. Давайте представим себя на месте владельца ресторана: кого вы примите на место шеф-повара? Человека, который прошел мини-онлайн курсы и закрепил свои знания мини-тестами или того, кто закончил профессиональные курсы, знает, как вести себя в нестандартных ситуациях, изучил опыт экспертов и практиковался?