В настоящий момент одной из достаточно интересных инвестиционных идей с точки зрения отраслевой диверсификации инвестиционного портфеля являются вложения в потребительский сектор (традиционно к нему относят розничную торговлю, производство продуктов питания и товаров повседневного спроса).
По сравнению с остальными отраслями и секторами экономики потребительский сектор имеет ряд значительных преимуществ.
Во-первых, в глобальном масштабе (особенно в долгосрочной перспективе) сектор в целом характеризуется увеличением платежеспособного спроса за счет влияния двух ключевых факторов: увеличения численности населения (в частности, общая численность населения в мире в октябре 1999 года составляла 6 млрд. человек, в а в октябре 2011 года — уже 7 млрд. человек) и постепенного, хотя и крайне неравномерного, роста уровня его доходов.
Во-вторых, потребительский сектор охватывает очень широкий спектр компаний, занимающихся самыми разнообразными видами бизнеса, что дает уникальные возможности для диверсификации внутри сектора.
Так, частный инвестор имеет возможность вложить свой капитал исключительно в производство продуктов питания или охватить всю производственную цепочку, распределив инвестиции между их производителями, переработчиками и розничными сетями, занимающимися реализацией продукции.
В-третьих, в рамках потребительского сектора инвестор может реализовывать как весьма консервативные, так и очень рискованные стратегии, используя особенности отдельных сегментов потребительского сектора.
Например, динамика финансовых показателей розничных сетей очень сильно зависит от динамики реальных доходов населения. Если реальные доходы населения увеличиваются, то положительную динамику будет демонстрировать весь сегмент в целом, однако основными бенефициарами роста доходов станут розничные сети, работающие в среднем и высоком ценовом сегменте (скажется общий рост потребления и переход части потребителей на более качественные и более дорогие товары). В случае стагнации или падения реального уровня доходов населения эффект будет обратным: потребители будут «уходить» в розничные сети, ориентированные на низкий ценовой сегмент.
Кроме того, инвестор может эффективно использовать разный уровень эластичности спроса на отдельные товары: недорогие продукты питания, лекарства и бытовая химия отличаются крайне низким уровнем эластичности спроса, а товары длительного пользования (в особенности, предметы роскоши), напротив, относятся к высоко эластичным товарам (например, после кризиса 2008 года в России продажи отдельных категорий «люксовых» товаров рухнули на 40-60%).
Несмотря на все «плюсы» потребительского сектора, в России вариантов инвестирования в него не так и много.
Прямые инвестиции в сектор нашей стране широкого распространения не получили, так как рентабельность потребительского сектора, за редким исключением, значительно уступает рентабельности сырьевых секторов отечественной экономики.
Паевые инвестиционные фонды, позиционирующие себя как фонды потребительского сектора (по данным Investfunds, по состоянию на начало февраля 2012 года в России было сформировано 11 таких фондов), в подавляющем большинстве случаев имеют очень широкую инвестиционную декларацию и относят к потребительскому секторе все отрасли, ориентированные на внутренний рынок (в частности, телекоммуникации, банковский сектор, химическую отрасль, машиностроение, строительство и т. д.), поэтому на практике такие фонды реализуют не столько идею роста потребительского сектора, сколько идею развития внутреннего рынка в целом.
В России наиболее простым и доступным способом инвестирования в потребительский сектор является покупка акций на биржевом рынке, однако в этом случае необходимо учитывать отраслевую специфику.
Особенностью российского рынка акций является очень низкий удельный вес компаний потребительского сектора: согласно самым оптимистичным экспертным оценкам, он не превышает 3% от общей капитализации фондового рынка. Доля сектора в фондовых индексах еще ниже: в индексе РТС она составляет 1,61% (в базу для расчета индекса входят акции трех розничных сетей («Магнит», «ДИКСИ Групп» и «М.Видео») и одного фармпроизводителя («Фармстандарт»)), а в индексе ММВБ он занимает всего 1,41% и представлен только акциями «Магнита». На зарубежных рынках доля потребительского сектора значительно выше: в среднем она составляет от 20% до 30% от общей капитализации рынка, а в некоторых странах достигает 40% и более.
Вторая «национальная» особенность сектора — низкая ликвидность. Как это ни парадоксально, в отечественном потребительском секторе нет ни одной «голубой фишки», хотя масштаб бизнеса отдельных компаний сектора достаточно велик (например, неаудированная выручка «М. Видео» по итогам 2011 года составила 132,2 млрд. рублей).
Еще одна отличительная черта заключается в том, что, приобретая акции российских компаний потребительского сектора, инвестор может рассчитывать исключительно на дальнейший рост их бизнеса, так как с точки зрения дивидендных выплат сектор стабильно является одним из аутсайдеров на отечественном рынке ценных бумаг: подавляющее большинство компаний сектора на протяжении последних 5 лет дивиденды не выплачивало.
Зарубежные рынки предоставляют значительно больше возможностей для «входа» в потребительский сектор.
Например, частный инвестор может сделать ставку на акции крупнейших транснациональных корпораций, работающих в потребительском секторе. От российских компаний они выгодно отличаются высоким уровнем ликвидности, стабильной дивидендной политикой (например, в США распространена ежеквартальная выплата дивидендов, причем среди акционеров распределяется от 25% до 50% чистой прибыли компании), широким портфелем известных торговых марок и географической диверсификацией бизнеса (российские компании работают в основном на локальном рынке).
Альтернативой вложениям в бумаги глобальных компаний может стать ориентация на локальные рынки (в рамках макрорегиона или отдельной страны): «войти» на перспективный рынок можно либо через приобретение акций локальной компании, либо через специализированные фонды (например, сейчас стремительно набирают популярность фонды, ориентированные на Индонезию, Аргентину и Чили).
Кроме того, для перспективных локальных рынков весьма актуальна идея слияний и поглощений в потребительском секторе: глобальные компании заинтересованы в новых рынках сбыта и готовы приобретать национальных игроков, нередко предлагая хорошую премию к рыночным котировкам.
Наконец, интересной, но очень рискованной идеей могут стать инвестиции в отдельные виды продовольствия, особенно те, которые отличаются высоким уровнем концентрации производства в мировом масштабе (в частности, более 50% мирового производства какао-бобов приходится на две страны — Кот д`Ивуар и Гану, а на долю Индии приходится около четверти мирового производства бананов). Высокая концентрация производства приводит к тому, что любые негативные новости из крупнейших стран-производителей, влияющие или способные повлиять на объемы поставок на внешний рынок, сразу же приводят в резкому росту рыночной цены на эти товары.
Подводя итог всему сказанному выше, можно утверждать, что в настоящий момент зарубежные рынки гораздо привлекательнее для вложений в потребительский сектор по сравнению с российским, хотя бы в силу их более высокой ликвидности и широкого выбора инвестиционных инструментов.