Фото: http://www.pressfoto.ru
Кризис, начавшийся в 2008 году и продолжающийся до настоящего момента во многих странах, не зря называют финансовым. Кризису подверглись в первую очередь финансовые институты, которые работали, как всем казалось успешно, на протяжении ста и более лет. Финансовые кризисы можно назвать кризисами финансовой отчетности компаний, точнее ее искажениями, недостоверностью. Урон от финансовых кризисов исчисляется десятками и сотнями миллиардов долларов США.
Мировое сообщество, государства, компании и частные лица мучительно ищут по сей день ответы на вопросы, почему все-таки финансовые кризисы случаются? Почему финансовые институты, доверие которым было безгранично, и их финансовую отчетность подтверждали ежегодно уважаемые и признанные аудиторские компании, «взрывались» в один момент, как мыльные пузыри?
Тектоника финансовых кризисов залегает очень глубоко, их понимание характеризуется множеством причинно-следственных связей.
Одной из множества причин проявлений финансовых кризисов, являются ошибки в процессе подготовки и проверки достоверности финансовой отчетности компаний. Данный процесс включает в себя два крупных этапа. Первый – это подготовка и составление финансовой отчетности финансовыми специалистами, бухгалтерами компании, второй – это независимое мнение аудиторских компаний по достоверности финансовой отчетности. Финансовый кризис, прежде всего, вызвал большой удар по репутации аудиторского сообщества, которое стали обвинять в выдачи заведомо недостоверных заключений, отчетов. Обвинения были настолько серьезными и обоснованными, что в один момент с рынка исчезла одна из старейших и уважаемых аудиторских компаний с мировым именем. Финансовый кризис вызвал большой, системный кризис аудита, как процесса независимого выражения мнения по достоверности финансовой отчетности.
В своих дальнейших поисках все стали обращать внимание на тех, кто непосредственно формирует, составляет финансовую отчетность компаний, на профессиональных бухгалтеров, работающих в них. Данные поиски ответов на них подняли дискуссию в профессиональном сообществе о том, являются ли профессии аудитора и бухгалтера тождественными, по набору компетенций и навыков или нет. В Республике Казахстан разделение профессий аудитора и бухгалтера хорошо выражено, так как существуют различные профильные законы, профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, квалификационные требования и комиссии и т.п. По количеству занятых в двух профессиях аудиторов и бухгалтеров масштабы просто несопоставимые. Количество аудиторов-физических лиц в Казахстане не превышает тысячу человек, в то время как профессией бухгалтера в Казахстане занято, по экспертным оценкам, от 100 000 до 130 000 человек. В России аудитом занято чуть более 20 000 человек, в то время как бухгалтеров, по данным Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России) – около 2,5 млн. человек.
Количество бухгалтеров в разы больше, чем аудиторов! Бухгалтеры непосредственно заняты составлением финансовой отчетности. Качество этой финансовой отчетности зависит от профессиональной подготовки этих бухгалтеров. Профессиональная подготовка бухгалтеров включает в себя опыт, образование, постоянное повышение квалификации и соблюдение Кодекса этики профессиональных бухгалтеров.
Постоянное повышение квалификации профессиональных бухгалтеров является краеугольным камнем в подготовке данными специалистами финансовой отчетности. Да, именно той финансовой отчетности, некачественное составление которой можно назвать одной из множества причин финансовых кризисов!
Трудовым законодательством Республики Казахстан, главой 11 Трудового кодекса РК предусмотрено повышение квалификации — форма профессионального обучения, позволяющая поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретенные профессиональные знания, умения и навыки. Работодатель обязан создавать работникам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, условия для совмещения работы с обучением, предусмотренные Трудовым кодексом РК, соглашениями, коллективным трудовым договором. Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
В своей статье «Важность Постоянного Профессионального Развития» Корнелис Рэйман, доктор философских наук, член Ассоциации профессиональных бухгалтеров Австралии (CPA Australia), Ассоциации профессиональных бухгалтеров Сингапура (CPA Singapore), Дипломированный бухгалтер, делал акцент, что: «В идеале, постоянное профессиональное развитие должно положительно влиять на бухгалтерскую практику, тем самым помогая бухгалтерам более эффективно работать. Это не только время, потраченное на посещение соответствующих курсов, прочтение, изучение и написание статей или участие в профессиональной деятельности. Так, само определение «Постоянное профессиональное развитие» предполагает, что профессиональное развитие – это то, что не должно прекращаться, быть непрерывным и всегда актуальным. Таким образом, Вы никак не можете игнорировать свой профессиональный статус, свои карьерные ожидания и ожидания работодателя».
Палата профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан, являясь членом Международной Федерации Бухгалтеров (IFAC), Региональной группы профессиональных объединений (ассоциаций) бухгалтеров и аудиторов государств – участников СНГ, с самого начала своей деятельности ставила одним из условий членства постоянное повышение квалификации ее членами в объеме 120 часов в течение трех лет. Данное условие исходит из требований международного стандарта образования IFAC для профессиональных бухгалтеров, целью и намерением которого является следующее [1]:
1. Данный стандарт гласит, что профессиональные организации:
а) Поощряют работу профессиональных бухгалтеров, направленную на непрерывное развитие.
б) Предоставляют возможность и ресурсы членам своей организации для постоянного профессионального развития.
в) Устанавливают ориентиры для членов своей организации для развития и поддержания профессиональной компетентности, необходимой для защиты общественных интересов, а также для развития и поддержания профессиональной компетентности профессиональных бухгалтеров.
2. Данный стандарт основан на принципе ответственности каждого профессионального бухгалтера за развитие и поддержание своей профессиональной компетентности, необходимой для обеспечения высокого качества услуг, предоставляемых клиентам, работодателям и другим заинтересованным лицам.
В 2007 году в Казахстане была принята новая редакция закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». В данном законе было множество новелл и дефиниций: профессиональный бухгалтер, профессиональная организация, организация по сертификации, организация публичного интереса и другие. Статья 21 закона полностью посвящена негосударственному регулированию системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Законодатель четко определил один из множества критериев профессиональной организаций бухгалтеров – наличие системы повышения квалификации своих членов. Однако с момента принятия данного закона и подзаконных актов по нему существовала долгое время коллизия, противоречие между отдельными нормативными правовыми актами. Законом задача повышение квалификации профессиональных бухгалтеров была отведена в компетенцию профессиональной организации, в то время как приказом МФ РК №455 от 13 декабря 2007 года определялось, что профессиональные бухгалтеры обязаны пройти повышение квалификации в организациях по сертификациях в течение двух лет. Надо отметить, что данным приказом не устанавливались никакие другие критерии повышения квалификации в части количества часов, регламенте обязательных и дополнительных предметов. Коллизия и «пробелы» в законодательстве привели к тому, что к важнейшему институту постоянного повышения квалификации профессиональных бухгалтеров, тесно связанному с членством в профессиональной организации бухгалтеров, сложилось неверное, а в некоторых случаях, можно смело сказать, пагубное отношение. Организации по сертификации, в компетенцию которых по закону входил только непосредственно процесс проверки знаний путем сдачи экзаменов с последующей выдачей сертификатов, стали устанавливать по своему усмотрению критерии по количеству часов повышения квалификации, разбег которых от организации к организации составлял от 120 до 20 часов. Некоторые организации по сертификации в стремлении сохранить устойчивый денежный поток на свои счета стали упрощать требования по повышению квалификации, в том числе и по количеству часов, с устойчивой тенденцией стремления к нулю.
Институту повышения квалификации профессиональных бухгалтеров, который тесно связан с членством в профессиональной организации бухгалтеров, в результате коллизии наносился непоправимый ущерб. Данную ситуацию необходимо было немедленно исправлять, что и было сделано уполномоченным органом Республики Казахстан.
25 июня 2014 года приказом № 290 Заместителя Премьер – Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан были утверждены правила повышения квалификации профессиональных бухгалтеров. Одновременно другим приказом, №289 от 25 июня 2014 года, ранее установленное положение в приказе №455 от 13 декабря 2007 года, что профессиональные бухгалтеры обязаны пройти повышение квалификации в организациях по сертификации в течение двух лет, исключалось. Данные приказы вступили в силу 20 ноября 2014 года. Приказ №290 устранил множество пробелов в вопросах повышения квалификации профессиональными бухгалтерами.
Правилами было определено, что повышение квалификации бухгалтеров осуществляется в целях развития и углубления профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения ими своих функций в качестве профессионального бухгалтера. Основными принципами повышения квалификации профессиональных бухгалтеров являются системность, непрерывность, преемственность обучения в сочетании с самообразованием. При этом системность – это усвоение знаний в определенном порядке, системе; непрерывность – это постоянное профессиональное развитие; преемственность – это взаимосвязь с прошедшим, настоящим и будущим в процессе обучения.
Правилами были установлены четкие критерии по количеству часов повышения квалификации и сроков их прохождения, которые заключаются в том, что для повышения квалификации профессиональных бухгалтеров устанавливается трехлетний период, в течение которого необходимо набрать 120 часов обучения. Трехлетний период начинается с года, следующего за годом получения сертификата профессионального бухгалтера. В данный трехлетний период не включается перерыв в стаже работы профессионального бухгалтера в бухгалтерской, экономической, финансовой, аудиторской, контрольно-ревизионной сферах или в области научно-преподавательской деятельности по бухгалтерскому учету и аудиту, а также отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Особенно важна норма по уходу за ребенком, так как всем известно, что профессия бухгалтера в нашей стране в основном исполняется женщинами.
Правилами 120 необходимых часов повышения квалификации разделены на 60 обязательных и 60 дополнительных. Курсы повышения квалификации, в общем, составляют 120 часов обучения, из которых не менее 60 обязательных часов обучения проходят в организациях, оказывающих услуги в соответствующей области профессионального развития, взаимодействующих с аккредитованной профессиональной организацией бухгалтеров. Палата профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан является аккредитованной профессиональной организацией бухгалтеров.
На профессиональные организации бухгалтеров возложены полномочия по оценки и зачету обязательных часов повышения квалификации, которые принимаются в виде сертификатов в области бухгалтерского учета и аудита, также дополнительных часов, которые принимаются прохождением курсов повышения квалификации в организациях, оказывающих услуги по повышению квалификации профессиональных бухгалтеров, а также следующая деятельность в профессиональной и других взаимосвязанных с ней сферах: защита и (или) написание или опубликование научных работ, статей, докладов, книг, участие и (или) выступление на конференциях, форумах, брифингах, тренингах, семинарах, курсах и других мероприятиях, участие и работа в специальных рабочих группах, а также в сфере преподавательской и исследовательской деятельности. Перечень сертификатов, курсов и организаций, их выдающих, определяется внутренними правилами профессиональной организации, опубликованными на интернет-ресурсе профессиональной организации.
Необходимо особо обратить внимание на то, что по утвержденным правилам повышения квалификации профессиональными бухгалтерами профессиональная организация ведет реестр профессиональных бухгалтеров, прошедших повышение квалификации, проводит мониторинг по прохождению повышения квалификации профессиональными бухгалтерами и определяет потребность в профессиональном развитии, публикует списки своих членов на интернет-ресурсе организации, а также устанавливает требования постоянного повышения квалификации профессиональных бухгалтеров в качестве обязательного условия продолжения их членства. Профессиональные бухгалтеры представляют в профессиональную организацию подтверждающие документы о прохождении курсов повышения квалификации не позднее 1 февраля года, следующего за годом прохождения курсов повышения квалификации. Профессиональные организации обязаны представлять мониторинговую отчетность в уполномоченный орган по прохождению повышения квалификации их членами.
В Республике Казахстан действует множество профессиональных организаций бухгалтеров. Вновь веденные в действия правила по повышению квалификации предоставляют профессиональным организациям дополнительные полномочия, в том числе и контрольные функции. В связи с этим, необходимо предостеречь некоторые профессиональные организации от попыток де-факто, прикрываясь новыми правилами, монополизации рынка повышения квалификации профессиональными бухгалтерами по принципу «только у меня, и нигде больше».
Профессиональные организации бухгалтеров должны со всей ответственностью, без попыток злоупотребления, руководствоваться данными правилами с предоставлением как можно большему числу субъектов предпринимательства, занимающихся обучением, одинакового доступа к рынку повышения квалификации.
Также необходимо профессиональным организациям, используя законные механизмы новых правил, исключить какие-либо возможности профанации деятельности института повышения квалификации путем выдачи «липовых» сертификатов о якобы прохождении курсов, которые по сути являются мнимыми.
В Палате профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан для повышения квалификации создана и действует система, которая обеспечивает охват как можно большего количества бухгалтеров, обучающих организаций, особенно в регионах Казахстана, для повышения квалификации, и в то же время, исключающая возможные способы некачественного либо фиктивного предоставления услуг.
Система следующая:
Палата профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан производит оценку и зачет обязательных и дополнительных часов повышения квалификации профессиональными бухгалтерам, членами Палаты, по предоставляемым ими в Палату сертификатам или иным документам повышения квалификации, выданных следующими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
1. Палатой профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан.
2. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющихся ассоциированными членами Палаты профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан (примечание: в отношении ассоциированных членов в Палате существуют правила соответствия по аудиторному фонду, преподавателями и их квалификации, механизмы контроля и т.п.)
3. Организациями, с которыми заключен соответствующий гражданско-правовой договор с Палатой профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан о повышение квалификации.
4. Организациями, в том числе иностранными, которые не входят в перечень пунктов 2 и 3, но заслуженное качество выдаваемых ими сертификатов или иных документов повышения квалификации, в том числе на иностранных языках, Палата профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан признает в одностороннем порядке.
Система Палаты профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан обеспечивает равные возможности для всех, физических и юридических лиц, членов и не членов Палаты, казахстанских и иностранных компаний, для доступа на рынок повышения квалификации, в то время препятствующая для доступа на рынок организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих заведомо некачественные или фиктивные услуги. Перечень организаций, относящихся к пунктам 2-4, будут опубликованы на интернет – ресурсе Палаты профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан www.accountant.kz
Алматы
18 декабря 2014 года.
[1] Корнелис Рэйман, в статье «Важность Постоянного Профессионального Развития»