Источник: IFAC
Глава Совета по МСФО Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst), объясняет, зачем они каждые пять лет проводят консультации относительно плана дальнейшей работы. И хотя сегодня они полностью сосредоточены на завершении проекта по теме страхования и “Концептуальных основ МСФО”, глава IASB
отмечает, что следующим этапом значится “Улучшение коммуникаций”. Кроме этого, Совет собирается внедрить у себя строгую исследовательскую программу, которая поможет сделать разработку стандартов более эффективной.
Зачем IASB проводит консультации по рабочему плану?
Мы проводим консультации по рабочему плану каждые пять лет в основном для того, чтобы спросить у заинтересованных лиц, на каких темах нам следует сосредоточиться на ближайшие несколько лет, а также чтобы удостовериться, что мы не фокусируемся сегодня на тех вещах, которые - в представлении этих заинтересованных лиц - не являются особенно важными. То есть в основном это все для того, чтобы Совет сосредотачивался на вещах, которые действительно волную т людей.
Каковы главные приоритеты IASB на следующие пять лет?
Наши главные приоритеты – это, во-первых, завершить два крупных проекта, которые все еще в работе. А именно – страхование… Страхование будет завершено в течение следующих нескольких месяцев, мы надеемся опубликовать [стандарт] весной 2017. И проект по “Концептуальным основам”, который мы также надеемся завершить и представить весной 2017 года.
Почему Совет выбрал следующей главной темой “Улучшение коммуникаций”?
В качестве по-настоящему новой темы на следующие несколько лет мы выбрали тему улучшения коммуникаций – “Better Communication”. Составители часто рассматривают финансовую отчетность в очень существенной степени просто как упражнение на комплайенс, и инвесторы сообщили нам, что сегодняшняя финансовая отчетность часто не отражает в достаточной степени результаты деятельности компании. Одна из проблем в том, что, если вы на нее посмотрите, [то обнаружите, что] мы не так уж много определяем в отчете о доходах. Мы определяем выручку, и мы определяем прибыли и убытки, но что идет между ними, мы не особенно и определяем. И обычно как составители, так и инвесторы, когда они хотят либо отразить результаты, либо, соответственно, проанализировать результаты деятельности компании, им приходятся смотреть на промежуточные показатели – такие как EBIT, операционный доход… Часто они желают провести корректировки для исключительных, неповторяющихся статей, чтобы взглянуть, насколько устойчив доход. В этом отношении МСФО помогают несильно. Мы очень мало оговариваем формат, и я думаю, что есть потребность в большем “форматировании” отчета о доходах, чтобы создать дополнительную сопоставимость ниже верхней строчки, то есть выручки. Вот что нужно людям.
Какие ожидаются самые существенные трудности для IASB?
Самая большая сложность c улучшением отчетности по результатам (“performance reporting”) – это определение чего-либо, определение, например, операционного дохода. Это очень сложно, потому что разные области экономики имеют свое представление, что такое операционный доход. Также, хотя инвесторы часто просят о большей сопоставимости, составителям хотелось бы большей гибкости с представлением финансовой отчетности. Поэтому нахождение “золотой середины” между ними будет сложным. И поэтому, хотя я считаю, что игра стоит свеч, она будет очень непростой.
Какую роль играет исследовательская программа в разработке стандартов?
У нас есть регулярная исследовательская программа. По всем новым стандартам – до того как мы фактически начинаем разработку стандартов – мы всегда хотим точно убедиться, что, во-первых, присутствует проблема с отчетностью, а если есть проблема с отчетностью, то что мы можем ее решить. В прошлом мы часто приступали к разработке стандартов слишком рано, только чтобы чуть позже обнаружить, что мы двигаемся в неправильном направлении, или что найти решение вообще невозможно. Мы хотим сделать процесс разработки стандартов более эффективным, тратить на него меньше времени, поэтому собираемся больше инвестировать в программу исследований, и по любой проблеме будут проводиться исследования до ее обсуждений Советом. Таким образом, программа исследований – не только для сложных вопросов. Теперь это стандартная составляющая всего нашего процесса разработки.
Каким образом IASB оказывает поддержку с внедрением стандартов?
Ну, в прошлом мы, честно говоря, не так уж много делали для оказания помощи заинтересованным сторонам с внедрением стандартов. Мы писали стандарты и после этого считали, что работа завершена. Распускали проектные команды, а нашим пользователям приходилось думать, как дальше иметь с этим дело. Сегодня мы уже делаем намного больше. Мы больше не распускаем проектные команды, как только стандарт написан – они остаются наготове, они могут ответить на вопросы по формальной разработке. По паре сложных стандартов мы создавали рабочие исследовательские группы перехода, где составители и аудиторы могли встретиться за одним столом и обсудить сложные проблемы с внедрением... Таким образом, мы уже делаем намного больше. Мы продолжим это делать, а также будем больше инвестировать в образовательную инициативу, являющуюся очень полезной для наших пользователей в работе со стандартами.