Проблема внедрения стратегического управленческого учета на предприятии

Управленческий учет в...

Автор:
Источник: Журнал “Учет и контроль” №6-2020
Опубликовано: 15 Июня 2020

В статье приводится обоснование необходимости реализа­ции процесса внедрения стратегического управленческого учета, принципов его построения для более эффективного функционирования хозяйствую­щего субъекта на основе принятия стратегических и управленческих реше­ний. Приводятся основные задачи, решив которые, на предприятии появится система управленческого учета, которая способна эффективно работать. Раскрываются проблемы, связанные с внедрением управленческого учета в организациях и пути их разрешения. Внедрение управленческого учета необходимый элемент развития экономики и бизнеса.

Без хорошо налаженной системы управленческого учета невозможна эффективная работа ни одного современного предприятия. Высокая конку­ренция, финансовая нестабильность мотивирует предпринимателей внед­рять эффективную систему управленческого учета на предприятии. От ра­циональности постановки управленческого учета и объективности отраже­ния хозяйственной деятельности, зависит успешность функционирования предприятия. Управленческий учет способствует наглядности ситуации на предприятии, и, в отличие от бухгалтерского учета, он позволяет прогнози­ровать, а не показывать ситуацию прошлых годов.

Наиболее эффективной системой управленческого учета на сегодняш­ний день является следующая:

  • управленческий учет с функциональной ориентацией;
  • система управленческого учета с ориентацией на бизнес-единицы;
  • система учета, сориентированная на процессы [1].

Выбор конкретной, всегда остается за руководителем и организатором учета.

Понимание, какие задачи на предприятии решает управленческий учет, позволит выявить его основные проблемы.

Проведена систематизация основных задач стратегического управлен­ческого учета и представлена на рисунке 1.


Рис. 1Основные задачи стратегического управленческого учета

Без постоянного контроля текущего состояния на предприятии и плани­рования деятельности, существование в современных условиях не представ­ляется возможным.

Постановка и внедрение является главной проблемой организации управленческого учета на предприятии. Основной задачей является созда­ние набора формализованных процедур, предоставляющих актуальную ин­формацию в должном объеме из внутренних и внешних источников. Важно, чтобы на качество полученной информации ничего не влияло. 

Для формирования информации требуется создать общую базу первич­ных данных, которые будут востребованы для целей как управленческого, так и бухгалтерского учета. Успешная работа, эффективность центров от­ветственности предприятия, контроль по местам затрат, зависит от качества внедрения.

В зависимости от целей управления, управленческий учет может вклю­чать в себя большое количество задач и методов их решения.

Задачи и методы должны соответствовать правилам или методикам учета, а именно: использование единой системы измерения для прогнози­рования и планирования, формирование непрерывной коммутации между различными уровнями управления, соответствие учетной политике предпри­ятия [2]. Перед внедрением необходимо подготовить платформу.

Первый этап - выделение центров ответственности, представляющие собой четыре основных типа: центры затрат; центры доходов; центры при­были; центры инвестиций. Необходимо сформировать организационную структуру, увязанную линиями ответственности, позволяющую учетной си­стеме накапливать, контролировать, анализировать и оценивать результа­тивность деятельности центров ответственности. Организация системы учета по центрам ответственности строится на следующих принципах:

  • установление контролируемых затрат, за величину которых отвечает конкретный менеджер; 
  • закрепление учетных документов за лицами, ответственными за кон­кретные статьи затрат;
  • своевременное формирование бюджетов и отчетов по результатам де­ятельности [3].

Второй этап - четкое разграничение распределения затрат и финансов в этих центрах, центры затрат; центры доходов; центры прибыли; центры инвестиций. Положительная роль центров ответственности заключается в том, что в результате учета затрат по этим центрам появляется лицо, не­сущее ответственность за результаты своей работы.

Третий этап - выбор структуры, которая будет заниматься ведением управленческого учета. Чаще - это бухгалтерия, но не всегда такой выбор является рациональным, потому что бухгалтерия является одним из самых загруженных отделов. К тому же, между бухгалтерией и управленческим учетом существует ряд различий, вследствие чего могут возникнуть трудно­сти с перехода одной учетной системы на другую.

Бухгалтер опирается на реальные показатели, а не на планируемые и при составлении отчетности больше ориентируется на внешних пользовате­лей, чем на внутренних [4].

После пройденных этапов можно выделить те, по итогам которых начнет функционировать управленческий учет на предприятии.

Распределив затраты по центрам ответственности, необходимо опреде­лить основных пользователей управленческой информации. Это могут быть все лица предприятия, ответственные за принятие управленческих решений (например, руководители, менеджеры, экономисты). Затем разрабатыва­ются и регламентируются отчетности, сроки ее сдачи. Дальнейшая ступень и один из важнейших этапов - разработка структуры управленческого учета. Здесь закладывается будущая модель работы предприятия, разраба­тываются отчетные формы, выводятся необходимые для отчетов данные, распределяются должностные обязанности сотрудников.

Дальше следует последний этап - внедрение и отладка процесса. Прак­тика показывает, что после постановки и реорганизации ССУ производ­ственные компании, работающие на российском рынке, обычно могут рас­считывать на получение следующих эффектов.

  • Повышение маржинального дохода вследствие реструктуризации про­дуктовой линейки. Позволит подойти к формированию ассортимента и ценовой политики более корректно. В будущем это приведет к повышенной прибыли.
  • Повышение маржинального дохода вследствие реструктуризации по­литики ценообразования. Позволит составлять более точные отчеты о до­ходности клиентов и, как следствие, позволит основательно и обоснованно подходить к работе с ними.
  • Сфокусированная система мотивации коммерческих сотрудников. Имея детализированный клиентский план работ, у сотрудников предприятия упрощается анализ отдела продаж.
  • Снижение производственной себестоимости. Может быть достигнуто за счет бюджетирования общепроизводственных расходов.
  • Снижение производственной себестоимости за счет пересмотра нор­мативов и технологических карт. Пересмотрев нормативы, можно оптимизи­ровать производственную себестоимость.
  • Изменения в структуре запасов готовой продукции и материалов. Бла­годаря связи бюджета продаж и производства, можно решить проблему не­хватки продукции или переизбытка на складе.
  • Структурные изменения в компании. К эффективности процессов, ко­торые выполняют внутренние службы организации, чаще относятся не се­рьезно, относя их к бесплатным ресурсам и сомневаясь в их эффективности.
  • Оптимизации кредитного портфеля. Избыток или недостаток денеж­ных средств отрицательно влияют на прибыль компании. Управление пла­тежной системой может способствовать сокращению затрат на капитал, по­высить эффект финансового рычага и избежать кассовых разрывов.
  • Возможности по привлечению инвестиций. Для привлечения инвесто­ров необходима консолидированная и достоверная отчетность, отсутствие которых является распространенной проблемой на предприятиях. Создав пакет отчетности, включающий в себя бюджет баланса, баланс, отчет о дви­жении денежных средств, отчет о доходах и расходах, проблема может быть решена.
  • Поддержка при соблюдении нормативных актов. Законодательные акты РФ меняются и это отражается на системе управленческого учета. Для соблюдения нормативных документов, необходима налаженная информаци­онная система.

При построении системы управленческого учета применяются методы, с помощью которых осуществляется системная организация и интеграция существующих баз данных и заново формируемых. Под методом управлен­ческого учета понимается совокупность различных приемов и способов, с помощью которых отражаются объекты управленческого учета в информа­ционной системе организации, а самые основные из них:

  • документирование;
  • инвентаризация;
  • группировка и оценка, контрольные счета;
  • использование данных планирования, нормирования и лимитирова­ния;
  • контроль;
  • анализ, в процессе которого выявляются взаимозависимости и взаи­мосвязи между подразделениями по выполнению ранее установленных за­данию [5].

В заключение можно отметить, что постановка и внедрение управлен­ческого учета в любой фирме позволит получить полноценную и достовер­ную информацию об организации в режиме реального времени:

  • четко определить и сделать полностью управляемой структуру дохо­дов и расходов;
  • определить себестоимость продукции (работ, услуг);
  • разработать системы планирования доходов и расходов на будущие периоды;
  • разработать системы контроля;
  • внедрить эффективное управление финансовыми потоками компании;
  • снизить риски принятия ошибочных решений по причине использова­ния недостоверной или устаревшей информации.

Отсутствие четких стратегических целей - основная проблема внед­рения управленческого учета. Неимение определенных целей приведет к неверному определению решаемых задач. Иногда на предприятии нет, не только единой нормативной базы, но и единой терминологии. Выбор правильного менеджера проекта - один из залогов успеха. Необходимо грамотно распределить роли сотрудников. С внедрением управленческого учета, у работников организации появляется ряд дополнительных обязан­ностей (порой это вызывает недовольство), поэтому важно работа с пер­соналом.

Часто определяются нереальные цели и сроки, а также неэффективное планирование и документирование проекта. Проект может оказаться не­успешным из-за отсутствия действенных механизмов контроля. Встречаются случаи недостоверности и несвоевременности предоставления информации, а также намеренная фальсификация данных.

Таким образом, с одной стороны, СУУ на предприятии является главным инструментом для планирования деятельности и осуществления оператив­ного контроля за эффективностью использования ресурсов организации. С другой стороны, наличие СУУ существенно повышает инвестиционную привлекательность компании.

На российских предприятиях управленческий учет еще не нашел широ­кого распространения несмотря на то, что данный вид учета является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования дея­тельности предприятия. Он помогает руководителям предприятия выявить оптимальные пропорции между постоянными и переменными затратами, це­ной и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, пользуясь данными управленческого учета, могут дать более глубокую оценку финансовых ре­зультатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы пред­приятия. Оценить по достоинству возможности СУУ на предприятии могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

Исходя из вышеперечисленного, можно привести основные задачи, ре­шив которые, на предприятии появится система управленческого учета, ко­торая способна эффективно работать:

  • Создание финансовой структуры и выделение центров ответственности. Разработка:
  • Управленческого штатного расписания;
  • Формат и статьи бюджета движения денежных средств;
  • Заявок на платеж;
  • Порядок осуществления платежей;
  • Формат и статьи бюджета доходов и расходов;
  • Формат и статьи управленческого баланса;Формат
  •  операционных бюджетов;
  • Бюджетного регламента;
  • Управленческого плана счетов;
  • Проводок управленческого учёта [5].

Подводя итог, можно сделать выводы, что управленческий учет на со­временных предприятиях является комплексным и фундаментальным. Без четкой стратегии и тактики невозможно эффективное существование орга­низации. Результаты от внедрения управленческого учета способствуют расстановке приоритетов деятельности организации и в будущем могут обеспечить стабильный рост. Внедрение управленческого учета необходимый элемент развития экономики и бизнеса.

Список литературы

  1. Бахрушина М. А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33 (327). С. 12-23.
  2. Варфоломеев Б. Н. Умрихина С. Б. Современные проблемы методов и способов организации управленческого учета в компании // Экономиче­ский анализ: теория и практика. 2012. № 27. С. 17-25.
  3. Мироседи С. А. Основы управленческого учета. Учебное пособие // Сборник «Учебные пособия». № 5. 2015.
  4. Хмара Е. Г. Критерии формирования учетной политики для целей управленческого учета // Теоретические и прикладные исследования соци­ально-экономических систем в условиях интеграции России в мировую эко­номику. Материалы IV Международной заочной научно-практической кон­ференции. 2015. С. 423-428.
  5.  БеспамятноваЛ. П., Особенности организации бухгалтерского учета. Ростовский государственный университет путей сообщения Тип: статья в журнале - научная статья. № 1. 2009 С. 15-19
  6. Шахарина Е. С. Проблемы внедрения управленческого учёта в тор­говых организациях // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. I Междунар. науч.-практ. конф. № 1.

Автор:

Теги: управленческий учет  стратегический управленческий учет  стратегические управленческие решения  функциональная ориентация  центры ответственности  центры затрат  центры доходов  центры прибыли  центры инвестиций  контролируемые затраты  распределение затр