Проблемы внутреннего контроля в организациях малого и среднего бизнеса

Внутренний аудит

Автор:
Источник: Журнал “АУДИТОР” №10-2015
Опубликовано: 10 декабря 2015

Настоящая статья посвящена проблемам внутреннего контроля в организациях малого и средне­го бизнеса, наличие которого, по мнению автора, является определенной гарантией отсутствия ошибок и неточностей в их бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Внутренний контроль — процесс, на­правленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

  • эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • достоверность и своевременность бух­галтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • соблюдение применимого законода­тельства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бух­галтерского учета [3].

Наличие в организации системы внутрен­него контроля обусловлено и закреплено ст. 19 «Внутренний контроль» Федерально­го закона «О бухгалтерском учете»: «...экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль со­вершаемых фактов хозяйственной жизни» [1]. При этом система внутреннего контро­ля ведения бухгалтерского учета и состав­ления бухгалтерской (финансовой) отчет­ности должна быть и в тех организациях, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту. На это есть прямое указание в статье указанного закона.

Внутренний контроль способствует до­стижению экономическим субъектом целей своей деятельности. Он должен обеспечи­вать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и про­цедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

Однако эффективность внутреннего кон­троля может быть ограничена:

а) изменением экономической конъюн­ктуры или законодательства, возникнове­нием новых обстоятельств, находящихся вне сферы влияния руководства экономи­ческого субъекта;

б) превышением должностных полно­мочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;

в) возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтер­ского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [3].

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» не предполагает необходимость организации системы внутреннего контроля в тех организациях, в которых ведение бух­галтерского учета руководитель принял на себя. К таким организациям относятся субъекты малого и среднего бизнеса, в ко­торых наличие данной системы и ее эффективность не вызывают сомнения.

К субъектам малого и среднего предпри­нимательства относятся коммерческие организации — юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без обра­зования юридического лица, внесенные в единый государственный реестр, соответ­ствующие следующим условиям:

1) в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц суммар­ная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических или физических лиц, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных ин­вестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

2) в уставном (складочном) капитале (па­евом фонде) юридических лиц доля участия, принадлежащая одному или нескольким юри­дическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

3) средняя численность работников за предшествующий календарный год не долж­на превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего пред­принимательства:

  • средние предприятия — от 100 до 250 человек включительно;
  • малые предприятия — до 100 человек включительно;
  • микропредприятия — до 15 человек (выделяются в составе малых) [2];

4) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость акти­вов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшеству­ющий год для следующих категорий субъектов малого и среднего предприниматель­ства не должна быть больше:

  • средние предприятия — 2000 млн руб.;
  • малые предприятия — 800 млн руб.;
  • микропредприятия — 120 млн руб. [5].

Для отнесения хозяйствующего субъек­та к малому или среднему предпринимательству принимается наибольшее значение указанных условий.

При этом следует обратить внимание на достаточно значительный разброс критериев. Учитывая тот факт, что в одну кате­горию, регулируемую одним федеральным законом [2], включаются организации, име­ющие выручку 2000 млн руб. и 120 млн руб., вовлекающие 250 человек и 15, можно го­ворить о том, что организация системы внутреннего контроля в таких субъектах хозяйствования должна иметь определен­ные, а в некоторых моментах — существен­ные различия.

Следует согласиться с мнением И.С. Его­ровой, что рекомендации Минфина России в отношении системы внутреннего контро­ля построены на основе системы COSO [7].

Комитет организаций-спонсоров Комис­сии Тредвея (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission — COSO) представляет собой добровольную организацию, созданную в Соединенных Штатах и предназначенную для выработки соответствующих рекомендаций для корпо­ративного руководства по важнейшим аспек­там организационного управления, деловой этики, финансовой отчетности, внутренне­го контроля, управления рисками компаний и противодействия мошенничеству.

COSO был образован в 1985 г. при под­держке Национальной комиссии по вопро­сам мошенничества в финансовой отчет­ности (комиссия Тредвея). COSO разрабо­тал общую модель внутреннего контроля, в сравнении с которой компании и органи­зации могут оценить собственные системы управления.

Согласно системе COSO внутренний кон­троль — это процесс, осуществляемый высшим органом предприятия, определяющим его политику, его управленческим персоналом высшего уровня и всеми другими сотрудниками, в достаточной и оправданной мере обеспечивающий достижение пред­приятием следующих целей:

  • целесообразность и финансовая эф­фективность деятельности;
  • достоверность финансовой отчетности;
  • соблюдение применимого законода­тельства и требований регулирующих органов [7].

Элементы внутреннего контроля, соглас­но системе СОБО, включают (табл. 1):

  1. контрольную среду;
  2. оценку риска;
  3. мероприятия контроля;
  4. сбор и анализ информации, а также передачу ее по назначению;
  5. мониторинг и исправление ошибок. Четко организованная контрольная среда

представляет особый интерес применитель­но в субъектам малого бизнеса. Основная проблема заключается в исключении веро­ятности повторения выявленных ранее недостатков после осуществленных проверок, а также злоупотреблений со стороны ответственных исполнителей и третьих лиц при осуществлении хозяйственных операций.

В связи с не очень большим количе­ством сотрудников служба внутреннего контроля в малых организациях имеет воз­можность уделять особое и должное вни­мание эффективности мероприятий по ис­правлению выявленных нарушений. Вместе с тем следует расширить сферу внутренне­го контроля, распространив его на контрольно-аналитическую и другие элементы ор­ганизации бизнес-процессов в субъектах малого бизнеса. Такой подход связан с не­обходимостью полного охвата службой внутреннего контроля всех элементов его деятельности, что обеспечит своевременное принятие эффективных решений руковод­ством организации. По нашему мнению, в настоящее время следует особое внимание в малых организациях уделять контролю персонала, так как в большинстве случаев уровень ошибок напрямую зависит от ква­лификации персонала (человеческого фак­тора). В силу незначительных размеров малых организаций осуществление контро­ля качества подготовки персонала не пред­ставляется достаточно сложной задачей.

Эффективная система внутреннего кон­троля требует наличия компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями. В связи с этим большое значение приобретает регулярное повыше­ние квалификации сотрудниками малой организации.

Следует разрабатывать и внедрять в прак­тику повседневной деятельности комплексные планы повышения квалификации со­трудников экономической и бухгалтерской служб, включающие программы обучения по направлениям:

  • новое в бухгалтерском учете и аудите;
  • использование в практике работы рос­сийских положений по бухгалтерскому учету и МСФО;
  • методика управленческого учета;
  • налоговый учет.

Системы внутреннего контроля могут быть организованы в различных формах. Как правило, это такие формы, как:

  • служба внутреннего аудита;
  • служба (сотрудники) внутреннего кон­троля;
  • ревизионная комиссия (служба);
  • аутсорсинг.

Создание службы внутреннего аудита, как правило, имеет намного больше преимуществ перед другими службами с точки зрения реализации целей контроля. Данная служба, несомненно, способна предоставить обоснованные выводы по результатам про­верок, осуществлять независимый и дей­ственный систематический контроль над структурными подразделениями организа­ции (в случае их наличия); выявлять и реализовывать внутренние резервы повыше­ния эффективности бизнеса; своевременно выявлять недостатки в работе системы контроля и принимать соответствующие меры по их устранению; оказывать помощь руководству путем подготовки информа­ционных и аналитических материалов для принятий управленческих решений, направ­ленных на повышение конкурентоспособ­ности организации. Основная проблема при формировании службы внутреннего аудита в малых организациях — существенная величина затрат на оплату труда квалифицированных работников, на техническое и методическое оснащение службы.


Организация отдельной службы внутрен­него контроля в субъектах малого и средне­го бизнеса имеет преимущества и недостат­ки, аналогичные созданию службы внутреннего аудита. Поэтому в малых организаци­ях возможен другой способ организации внутреннего контроля — структурно-функ­циональный внутренний контроль. Сущность его заключается в том, что в органи­зации разрабатываются и утверждаются документы, регламентирующие порядок взаимодействия структурных единиц и ру­ководителей различных уровней управления; оформления результатов проверок, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществлению последующего контроля над их устранени­ем. Иными словами, контрольные функции делегируются отдельным сотрудникам, по­зволяя экономить средства на создании штатной структуры контроля. Основная проблема данной формы организации кон­троля связана с опытом и квалификацией сотрудников малой организации, наделен­ных контрольными полномочиями.

Контрольно-ревизионные службы, безус­ловно, — не совсем подходящая форма контроля для субъектов малого и среднего биз­неса. Однако данные службы функционируют в организациях различных форм соб­ственности многие десятилетия. Эта форма контроля накопила мощную апробированную нормативную и методическую базы, опытный кадровый состав, владеющий методами и приемами контроля. Ревизоры, как правило, осуществляют лишь последующий контроль выполнения решений и распоряжений ру­ководства и в связи с этим не в полной мере удовлетворяют интересам собственников.

Аутсорсинг как форма внутреннего кон­троля не имеет широкого применения в крупных организациях. Однако для субъ­ектов малого и среднего бизнеса, не обладающих излишками финансовых средств, данная форма внутреннего контроля может быть вполне оправданной. Она предусма­тривает выполнение функций внутреннего аудита и контроля в хозяйствующих субъ­ектах силами сторонних специалистов. Аут­сорсинг дает возможность при минималь­ных затратах привлекать для выполнения отдельных задач квалифицированных спе­циалистов, что практически невозможно на постоянной основе. Последние владеют теоретическими знаниями о том, что и как нужно сделать, кроме того, обладают прак­тическим большим опытом. Однако при­влеченные специалисты являются, прежде всего, поставщиками услуг и заинтересо­ваны в четком определении границ своих обязанностей. Они не всегда в состоянии, а порой и не желают глубоко и детально вникнуть в проблемы малой организации, что увеличивает вероятность ошибок и неточностей в системе контроля.

Тем не менее, какую бы форму форми­рования и осуществления внутреннего контроля малые организации не выбрали, ее наличие существенно повысит показатели деятельности субъекта малого бизнеса и улучшит его конкурентное положение.

Успешное функционирование любой организации, в том числе и малой, дости­гается за счет эффективного контроля, позволяющего менеджерам получить ин­формацию, необходимую для принятия управленческих решений. Контроль обе­спечивает оценку реальной ситуации, скла­дывающейся в организации, и создает пред­посылки изменений в запланированных показателях развития малого бизнеса. Он представляется одним из важнейших ин­струментов выработки политики и приня­тия решений, достижения стратегических целей малой организации, сохранности активов, их эффективного использования, соблюдения законодательных и внутренних нормативных актов, а также составления достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) (СПС Консультант Плюс).
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего пред­принимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) (СПС Консультант Плюс).
  3. <Информация> Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» ((СПС Консультант Плюс).
  4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными пред­принимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Феде­рации» (ред. от 21.06.2014) (СПС Консультант Плюс).
  5. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринима­тельства» (СПС Консультант Плюс).
  6. Егорова И.С. Особенности организации внутреннего контроля согласно рекомендациям Министер­ства финансов РФ [Текст] / И.С. Егорова / / Аудитор. — 2014. — № 8. — С. 49-60. (СПС Консультант Плюс).
  7. http://www.complianceofficer.ru/COSO
  8. http://www.consultant.ru .

Автор:

Теги: внутрений контроль  малый и средний бизнес  бухгалтерская отчетность  финансовая отчетность  микропредприятия  малые предприятия  Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея  Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission  COSO  малый