Профессиональное сообщество как гарант профессионализма своих членов

Системы профессионального...

Автор:
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 12 Июня 2012

Анастасия Русакова,

Представитель на территории России и стран СНГ

международных сертификационных программ,

Заместитель Председателя

Комитета по образованию МТПП,

Эксперт по образованию экспертных советов Госдумы РФ,

МВА, FICFM, MISMM, MIIAM


Одну из основных задач российского образования на сегодняшнем этапе его развития можно обозначить, как взаимодействие учебных учреждений и работодателей. В докладе Международной организации труда (МОТ), опубликованном в ноябре 2011 года, отмечается, что в России «слаба связь между рынком образовательных услуг и потребностями экономики. … Это ударяет по самым незащищенным группам работников, в первую очередь по молодежи»[1]. Содержание высшего образования в Российской Федерации определяется государством в директивном порядке, при этом не учитываются интересы конкретных предприятий-работодателей и отсутствуют прямые связи между высшей школой и сферой производства, что ведет к образованию разрыва между качеством подготовки специалистов в ВУЗах и профессиональными качествами работников интеллектуального труда, необходимыми предприятию для эффективного функционирования.

Выпускаясь из ВУЗа, студент должен получить не только академическое теоретическое образование, для него также становится необходимым приобрести профессиональные знания и навыки. Это то, что в первую очередь будет интересовать его потенциального работодателя.

В наше время существует две возможности получения профессиональных навыков: обучение и повышение квалификации за счет компании и прохождение профессиональной сертификации. Первый вариант оказывается невыгодным для работодателя. С одной стороны, он должен взять на работу человека, не владеющего определенной квалификацией, с другой, его еще необходимо обучить, следовательно, потратить деньги. А результаты такого вложения могут не оправдать себя. Если говорить о втором варианте, то он окажется выгоден как и для работодателя, так и для соискателя.

В России по аналогу западноевропейских стран уже действуют организации, объединяющие профессионалов той или иной области. Это профессиональные сообщества бухгалтеров, аудиторов, менеджеров, маркетологов и др. Создавая аналогичные организации, специалисты своей сферы получают не только определенный статус и поддержку, но и возможность совершенствоваться в своей профессии. Во многих сообществах на сегодняшний день функционируют в рамках ДПО курсы повышения квалификации, специально разработанные для людей определенной профессии с учетом всех необходимых требований, выдвигаемых государством. Каждое из таких сообществ призвано создать свою внутреннюю сертификацию, учитывая всю специфику своей профессии.

В качестве примера я бы хотела более подробно остановиться на деятельности профессиональной организации из Великобритании – Института Коммерческого Менеджмента (далее – ИКМ). ИКМ представляет собой уникальный для России, инновационный вариант профессионального сообщества, который имеет свои характерные черты.

ИКМ – крупнейший международный сертификационный центр, аккредитованный в Национальной базе профессиональных квалификаций Великобритании (OFQUAL)[2], уже более 35 лет успешно работает в 130 странах мира. Сертификаты и дипломы ИКМ признаются министерствами образования и правительствами, а также представителями бизнеса во многих странах мира, дают право работать по указанной специальности, а также продолжать обучение во многих высших учебных заведениях мира. Сертификаты и дипломы имеют международный статус и представляют собой вариант профессионального образования западноевропейского образца. Работая с образовательными учреждениями по всему миру, ИКМ предлагает сдачу экзаменов на получение международно-признанных профессиональных дипломов и сертификатов по более чем 150 направлениям, в том числе финансы и банковское дело, деловое администрирование, связи с общественностью, туризм и гостиничный бизнес, компьютерные технологии, журналистика и пр[3].

По целому ряду специальностей ИКМ выполняет заказы правительственных учреждений, разрабатывая специальные профессиональные программы переподготовки персонала при тесном взаимодействии с работодателями. При этом основное внимание уделяется тестированию практических знаний и навыков, необходимых для той или иной профессии.

По всему миру свою профессиональную квалификацию через ИКМ подтвердили сотни тысяч специалистов. Выпускники ИКМ работают в крупных международных компаниях, таких как Coca-Cola, Mariott Worldwide, Delta London, AC Cars, Bentley, Burberry, Metro Cash and Carry, Royal Mail, в парламентах и государственных структурах различных стран мира и других организациях.

Свое развитие на территории России и стран СНГ ИКМ начал в 2009 году. Для целей анализа потребностей потенциальной аудитории было принято решение провести анализ английской и российской систем образования. Теоретическим результатом сопоставления двух систем стала развернутая совместная статья «Системы профессионального образования в Великобритании и в мире»[4] генерального директора ИКМ, профессора Тома Томаса и директора ИКМ в России и странах СНГ Русаковой Анастасии. Авторы подробно описывают все проблемы, с которыми сталкиваются люди, желающие дополнительно получить образование за границей; приводят анализ существующих систем образования Великобритании и других стран. Итоги анализа представлены в таблицах сопоставления этих систем, соответствия их уровней друг другу.

В целом, если говорить о системе ИКМ, то структура программ, а также последовательность получения квалификации имеют модульный принцип. Каждый модуль завершается экзаменом. По итогам успешной сдачи которого слушатель получает диплом по одному предмету (Single Subject Diploma). Сегодня программы ИКМ предоставляют возможность получить дипломы и сертификаты различного уровня от аналога «Британского ЕГЭ» (A-Level) до аналога диплома степени магистра (Postgraduate diploma). Обладатели дипломов ИКМ имеют возможность продолжить свое образование в Великобритании и других странах мира. Для них существует упрощенная система поступления в учебные заведения: в определенных случаях предоставляется возможность освобождения от сдачи ряда вступительных экзаменов, а также сокращение сроков обучения. В зависимости от количества сданных экзаменов человек может получить диплом, эквивалентный высшему профессиональному образованию. Причем в ИКМ существуют программы повышения квалификации, которые позволяют специалисту продолжать совершенствование в той или иной профессии и регулярно повышать свою квалификацию, оставаясь востребованным для работодателей и повышая свой профессиональный уровень в течение всей жизни.

Каждая программа ИКМ формируется из различных комбинаций трудовых функций, относящихся к одному квалификационному уровню. Комбинация единиц формирует квалификационный профиль и позволяет включить программы в отраслевую рамку квалификаций. Таким образом, освоение соответствующего набора единиц программ ИКМ приводит к получению квалификации определенного уровня. Данная модульная структура программ ИКМ обеспечивает измеримость квалификаций, поскольку освоение каждой единицы можно обосновано и объективно оценивать по установленным критериям знаний, умений и компетенций. Эта оценка будет являться основанием для официального признания полученных результатов. Таким образом, человек получает возможность постепенно накапливать требуемый объем установленной квалификации.

Одним из принципиальных отличий организации является возможность получения непрерывного образования. Учиться по отдельным программам ИКМ можно с 16 лет. Т.е. еще обучаясь в школе, человек может начать осваивать определенную профессию, набирая в свой багаж знания и навыки. Для российского опыта профессионального образования такой подход является своего рода инновационным. Как правило, свою квалификацию можно повысить и получить дополнительные документы, удостоверяющие это, в случае, если у претендента имеется высшее образование и определенный опыт работы в необходимой ему сфере.

Работодателю нужен ориентир для оценки потенциальных работников, которым очевидно должна выступить сертификация специалистов на предмет оценки навыков и практических знаний, разрабатываемая с учетом современных условий и требований бизнеса.

Сегодня уже сложно убедить работодателя в своей компетентности только предоставив диплом ВУЗа. Этот вакуум, образовавшийся между рынком труда и академическим образованием, необходимо заполнить при помощи получения определенных профессиональных умений и навыков. И ключевую роль в этом могут и должны сыграть профессиональные сообщества, которые выступают гарантом профессионализма своих членов перед работодателями. Таким образом, ИКМ, являясь профессиональным сообществом, разрабатывает современные программы сертификации, основанные на современных профессиональных стандартах. Профессиональное сообщество должно стать мостом между работником и работодателем. ИКМ такую задачу решает, сопровождая специалиста со школьной скамьи до становления руководителем высшего звена, обеспечивая возможность обучения на протяжении всей жизни.

Разрабатывая профессиональные стандарты и систему сертификации специалистов, профессиональное сообщество определяет уровень специалиста, степень владения навыками в определенной области и следит за регулярным повышением квалификации своих членов, что позволяет работнику оставаться компетентным на протяжении всей трудовой деятельности. Государство понимает эту проблему, и, именно поэтому, в Указе Президента РФ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07 мая 2012 года четко определено, что к 2015 году нужно разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов[5]. Эта масштабная задача призвана сократить дистанцию между работодателями и учебными заведениями и выстроить систему координат для всех его участников. Единые стандарты профессии и сертификации позволят учащимся, студентам, работающему населению четко определить предметное содержание любых курсов подготовки и повышения квалификации, работодатели смогут определить уровень знаний и навыков потенциальных работников в процессе отбора и найма сотрудников, а образовательные учреждения смогут учитывать потребности рынка труда при разработке программ обучения и курсов повышения квалификации.



[1] Доклад МОТ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://unesco-kaznu.ucoz.kz/index/doklad_mot_2011_g/0-121

[2] Более подробно см. информацию, представленную на официальном сайте OFQUAL, список зарегистрированных квалификация [Электронный ресурс] Режим доступа: http://register.ofqual.gov.uk/Organisation/Details/RN5258

[3] Полный список доступных экзаменов, можно посмотреть на официальном сайте ИКМ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.icm.ac.uk/icm-qualifications/single-subject-diploma/all/

[4] См. Русакова А., Томас Т. Системы профессионального образования в Великобритании и в мире / Официальный сайт российского представительства ИКМ (Великобритания) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://icmrussia.ru/about/spo.html

[5] Указ Президента РФ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07 мая 2012 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html

Автор:

Теги: профессиональное сообщество  Анастасия Русакова  профессиональные навыки  повышение квалификации  Института Коммерческого Менеджмента  ИКМ  Национальная база профессиональных квалификаций Великобритании  OFQUAL