Процесс реализации непрофильных активов в российских компаниях

Стратегическое управление

Автор:
Источник: Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №8-2015
Опубликовано: 16 Сентября 2015

В современных экономических условиях неотъем­лемым требованием эффективного и успешного функционирования компании является наличие сба­лансированного состава и оптимальной структуры активов. В свою очередь, совершенствование меха­низма управления активами компании является од­ним из важнейших факторов обеспечения ее лик­видности, платежеспособности, финансовой устой­чивости, а также роста ее капитализации.

Как известно, активы компании могут классифици­роваться по различным признакам. По характеру ис­пользования в основной деятельности компании акти­вы подразделяются на профильные и непрофильные. При определении понятия профильности активов сле­дует исходить из корреляции того или иного актива со стратегией компании, а также из возможности актива оказать влияние на реализацию стратегии компании.

Исходя из этого, под профильными активами понима­ются активы, принадлежащие компании, необходимые для реализации стратегии организации, а под непро­фильными — активы, принадлежащие компании, нали­чие / отсутствие / реализация которых не может ока­зать влияние на реализацию ее стратегии.

В настоящее время вопрос реализации компаниями непрофильных активов является широко распростра­ненным и достаточно актуальным, так как реализация данных активов дает компаниям ряд преимуществ. Так какие же основные преимущества получает ком­пания от реализации непрофильных активов?

Во-первых, реализация непрофильных активов — это источник привлечения дополнительных средств для компании, а также снижения расходов компа­нии на содержание и обслуживание данных акти­вов. Во-вторых, реализация непрофильных активов способствует повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании. В-третьих, реализация непрофильных активов по­зволяет компании сфокусироваться на ресурсах,которые необходимы для достижения стра­тегических целей.

Сегодня крупные российские госкомпании, как правило, имеют большое количество непро­фильных активов, которые достались им во вре­мя приватизации от государственных предприя­тий в 90-х годах, а также в результате их реорга­низации. В этой связи, а также для повышения эффективности управления активами госком­паний акционером — Российской Федерацией в лице Росимущества, осуществляющего пра­ва акционера от имени Российской Федерации, организована работа по обеспечению реализа­ции компаниями с государственным участием непрофильных активов (подпункт «в» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г № 596).

В целях оказания методической и консуль­тационной поддержки госкомпаниям Рос-имуществом совместно с федеральными ор­ганами исполнительной власти, крупными аудиторскими компаниями, общественно-профессиональными организациями, с уче­том предложений и мнений самих госкомпа­ний разработана «Методология определения профильности активов» (далее — Методоло­гия, утверждена Приказом Росимущества в ред. от 26.09.2014 г. № 372).

Методология помогает госкомпаниям выра­ботать оптимальный алгоритм выявления не­профильных активов в общем имуществен­ном комплексе, а также критерии классифи­кации активов.

Для облегчения работы госкомпаний по клас­сификации активов в Методологии впервые было введено понятие единицы управлен­ческого учета, определяемое как актив/ми­нимальный комплекс активов, способный (в том числе потенциально) самостоятельно ге­нерировать поступление денежных средств.

В процессе взаимодействия с госкомпаниями по реализации непрофильных активов одним из популярных вопросов является: «Какие непро­фильные активы принимать за единицу управ­ленческого учета?»

Профильность активов определяется исхо­дя из стратегических целей и задач, которые компания отражает в своем внутреннем доку­менте «Стратегия развития общества». В свя­зи с тем, что «Стратегия развития общества» не содержит в себе перечней или ссылок на от­дельные активы, а определяет виды деятель­ности (функции) организации, при рассмо­трении активов с учетом их функционального назначения (по видам деятельности), реко­мендуется объединять активы в комплекс ак­тивов — единицу управленческого учета. Кро­ме того, в процессе определения компанией понятия единицы управленческого учета (это один актив / комплекс активов и др.) следует принимать в расчет объем денежных средств, потенциально аккумулируемых при реализа­ции соответствующей единицы управленче­ского учета с учетом масштаба компании.

Например, крупная госкомпания, проведя ана­лиз структуры своих активов, выявила непро­фильный актив для реализации — станок. Но в масштабах крупной компании реализация станка не способствует мобилизации значи­тельных денежных средств в бюджет компа­нии. В данной ситуации компании следует при­нимать за единицу управленческого учета не «станок», а целый комплекс схожих по функци­ональной составляющей единиц — цех.

Наглядно рассмотрим, как с корпоративной точки зрения организован механизм реализации непрофильных активов в госкомпани­ях (см. схему 1).

Рассмотрение вопроса профильной востре­бованности имеющихся у компании активов, а также принятие решений по вопросам их реализации относятся к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) ком­пании в соответствии с Федеральным зако­ном от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционер­ных обществах».

В госкомпаниях обеспечение принятия ре­шений о целесообразности реализации непрофильных активов осуществляется через представителей интересов Российской Федерации в органах управления компании. Программа реализации непрофильных активов госкомпаний должна содержать следую­щие основные разделы:

  1. Критерии отнесения активов к категории не­профильных
  2. Реестр непрофильных активов
  3. Сведения о правоустанавливающих докумен­тах на данные активы, с приложением соот­ветствующих копий
  4. Сведения об обременениях
  5. Сведения о балансовой стоимости активов
  6. Способ реализации непрофильных активов и порядок его осуществления
  7. Сроки реализации программы отчуждения непрофильных активов.

Не все госкомпании следуют этому разрабо­танному акционером шаблону. Приходится сталкиваться со случаями, когда госкомпани­ей, например, по результатам анализа активов выявлено несколько непрофильных акти­вов. В такой ситуации разработка Реестра не­профильных активов органами управления общества признается нецелесообразным, так как количество обнаруженных непрофильных активов небольшое и их легко можно вклю­чить в формат Программы реализации непро­фильных активов. Этот пример иллюстриру­ет отступление компании от клише. Похожих примеров на практике встречается много. И государство, выступающее в роли акционера, учитывает все индивидуальные особенности, возникающие у госкомпаний, и не принуждает строго следовать обозначенному акционером пути, то есть по сути разрабатывает стандар­ты управления для госкомпаний, задавая им нужный вектор движения, а не заставляет общества строго и неуклонно следовать им.

Итак, после завершения процедуры утверж­дения советом директоров (наблюдатель­ным советом) госкомпании Программы реа­лизации непрофильных активов менеджмент компании приступает к реализации непро­фильных активов, в сроки и способами, содержащимися в утвержденной Программе ре­ализации непрофильных активов (например, путем продажи, передачи на баланс местным властям, ликвидации и т. д.).

Оценка со стороны акционера — Россий­ской Федерации относительно эффективно­сти / неэффективности реализации госком­паниями непрофильных активов происходит на основе сопоставления плана продаж не­профильных активов компании с фактически­ми показателями, полученными компанией от реализации соответствующих активов. Рекомендуется ежеквартальное планирование продаж подлежащих отчуждению непрофиль­ных активов с учетом рыночной конъюнктуры.

Акционерный контроль государства в части реализации госкомпаниями непрофильных активов осуществляется 2 способами:

  • текущим (на ежеквартальной основе);
  • итоговым (за корпоративный год).

Первый способ контроля — текущий, орга­низован в электронном виде в режиме реального времени путем представления соот­ветствующей информации госкомпаниями в личном кабинете на Межведомственном пор­тале по управлению государственной соб­ственностью в определенном формате, раз­работанном Росимуществом.

Формат представления сведений о непро­фильных активах построен на основе пе­речня вопросов, на которые общества отве­чают, либо поставив необходимую отметку, либо путем внесения текстовых/числовых сведений.

Второй способ контроляакционера — Рос­сийской Федерации за реализацией госкомпаниями непрофильных активов заключается в раскрытии компаниями информации о ре­ализации непрофильных активов в годовых отчетах обществ. В годовом отчете в обяза­тельном порядке обществам необходимо от­ражать сводную информацию, в том числе о ходе исполнения Программы реализации непрофильных активов с указанием полно­го перечня непрофильных активов, включен­ных в программу реализации непрофильных активов и с представлением, при необходи­мости, причин невыполнения плана реализа­ции. Это способствует, в том числе, усилению прозрачности и открытости в целом процес­са работы госкомпаний с непрофильными активами.

В заключение хотелось бы отметить, что реа­лизация непрофильных активов является важ­ным направлением совместной работы акци­онера как эффективного собственника, ор­ганов управления и менеджмента компании. Каждый из перечисленных участников кор­поративных мероприятий обеспечивает вы­полнение определенного блока вопросов в сфере управления активами компании, что в совокупности позволяет компании достичь эффективного результата — роста прибыли, а также способствует поддержанию ликвидно­сти, платежеспособности, финансовой устой­чивости и росту капитализации компании.

Автор:

Теги: непрофильные активы  российские компании  структура активов  управление активами  финансовая устойчивость  стратегия компании  стратегия организации  снижение расходов  повышение конкурентоспособности  инвестиционная привлекательность  профильность активо