Оригинал статьи – International Accountant №94 (июль-август 2017)
Автор оригинальной статьи – Майк Стелли (Mike Stalley), FCA, исполнительный директор FiscalReps
Ошибки в управлении косвенными налогами могут иметь самое прямое влияние на финансовые результаты компании
В последние годы в Великобритании налог на страховую премию - insurance premium tax (IPT) – переместился из периферии в самый центр продолжающихся политических обсуждений будущего налогообложения. В то же самое время многие другие страны впервые вводят у себя налог на добавленную стоимость. Можно констатировать, что уровень косвенного налогообложения в глобальном масштабе растет.
Сжатие маржи прибыли
Если брать страховую индустрию, такие косвенные налоги как IPT или НДС оказывают гораздо более чем ничтожное влияние на финансовые результаты компании. По всему ЕС страховые транзакции не подлежат НДС, и хотя это значит, что НДС не добавляется к страховым премиям, выставляемым держателям страховки, это также значит, что страховщики не могут в полной мере возместить потери по НДС, которые они несут.
Дополнительно, IPT все-таки начисляется на страховые премии, тем самым увеличивая стоимость страхового покрытия, но в отличие от корпоративных налогов, которые рассчитываются на основе заработанных компанией прибылей, косвенные налоги типа НДС или IPT могут прямым образом повлиять на уровень прибыльности данного бизнеса. Эти своего рода “налоги в точке продаж” (от англ. “point of sale”) могут иметь весьма существенное отрицательное влияние на финансовые результаты организации, если плохо ими управлять. Если прибыли падают, должно быть сопоставимое падение в сумме начисленных корпоративных налогов. А вот если выручка постоянна, и величина косвенных налогов к уплате остается та же, маржа прибыли все равно может сжиматься все сильнее.
Рискованный бизнес
Управление косвенными налогами требует гораздо большего участия операционных подразделений: принимаемые ими решения по продажам продуктов будут иметь самое прямое влияние на уровень косвенных налогов и, следовательно, цену ошибки комплайенса. Этот риск еще выше в условиях глобального рынка, который придает особую важность международным налоговым вопросам при реализации товаров и услуг. Если в качестве образца использовать все ту же страховую индустрию, простая продажа страховых продуктов c последующим поручением налоговым управленцам “рассчитать налоги на премии” создает очень опасную ситуацию. Решения о ценообразовании без принятия расчет налоговой информации ведут к серьезным налоговым ошибкам – если их не обнаружить и не скорректировать до завершения транзакции, налоговые ошибки станут большой проблемой страховщика.
Многие крупные страховые компании пишут международные программы страхования, страхуя с их помощью глобальные риски своих клиентов. При написании этих программ компании обязаны принимать в расчет налоги на страховые премии, НДС и другие косвенные налоги в той или иной юрисдикции. Риск ошибиться возрастает каждый раз с расширением территории покрытия – а равным образом растет и необходимостью анализировать и принимать решения на основе налоговых кодексов других стран. Часто такие решения должны приниматься быстро, чтобы принять правильное решение, поглотить ли страховую организацию в новой юрисдикции или отказаться от нее.
Во многих случаях страховщик также является стороной, ответственной за расчет налогов на премии, выставление их держателям страховки, сбор налогов и, по итогу, расчет с налоговыми органами. Таким образом, отчетность здесь очень важна, поскольку даже небольшие ошибки с налогами могут оказать непропорционально большое влияние на результаты.
Цена ошибки
В последние годы британский страховой рынок достиг среднего значения комбинированного коэффициента в 95%. Это значит, что на каждый £100 премиального дохода страховщик получает £5 страховой прибыли. При этом необходимо учитывать, что ставка налога IPT в Британии сегодня 12%, а в среднем по Европе – более 15%. В Германии она составляет 19%, в Голландии – 21%, а в Италии – 21.25%. Таким образом, можно легко увидеть, что эти налоговые ставки превышают маржу прибыли. Страховая компания получает £500 млн. премий по всей Европе и потенциально может уплатить налог на премии в £75 млн. (используя 15% в качестве средней ставки IPT). Если все рассчитать правильно, риск нулевой, однако небольшие налоговые ошибки довольно быстро влияют на страховую прибыль. Скажем, 10%-я ошибка, или £7.5 млн., равна 30% страховой прибыли страховщика за один финансовый год. Если ошибку не замечают в течение нескольких лет, негативное финансовое влияние в период, когда она все-таки обнаружится, будет еще больше, особенно если вы примете в расчет дополнительные факторы (проценты и штрафы). Нормы по срокам давности нарушений у налоговых органов в Европе варьируются, в среднем от 4 до 6 лет.
Если бонусы менеджерам, цена акций и опционы на акции все вместе зависят от прибылей, кому захочется оказаться на месте финансового директора, которому нужно сообщить дурную весть о налоговой ошибке совету директоров? Полагаем, эта проблема еще тяжелее в случае со страховщиками из-за сниженного в последние годы инвестиционного дохода (за что следует винить низкие процентные ставки), а также потому, что именно страховщикам приходится инвестировать в менее рисковые классы активов (вследствие более жестких требований к капиталу и норм регулирования). В обычном случае страховые убытки еще можно контролировать, если доходность на инвестиции хорошая, но если это не так, то выживание в условиях страховых убытков становится настоящим испытанием. Добавьте сюда невозможность возмещения НДС - традиционную проблему для страховщиков - и вы получите еще более сжатые маржи прибыли.
Управление рисками по налогам на премии
Что же делать? В юрисдикциях, где в ходу налоги на страховые премии и им подобные, можно предпринять ряд действия для управления рисками в отношении налогов на премии.
1. Знайте свой собственный бизнес
Режим налогообложения с налогами на премии часто включает множество разных налогов и ставок, которые применяются в зависимости от типа предоставляемого страхового покрытия. Например, автострахование будет иметь ставки налога на премии, отличающиеся от ставок в случае со страхованием собственности. Таким образом, очень важно четко понимать риски, чтобы определить правильную ставку. Со сложными международными программами страхования это может быть тем более непростым делом, но страховщикам и налоговым управленцам нужно работать вместе, чтобы достигнуть полной определенности.
2. Определите местонахождение риска
Существуют правила определения местонахождения риска – иными словами, для определения тех юрисдикций, чьи налоги начисляются на ваши страховые премии. Если ваша страховая политика имеет международный характер, риск может существовать более чем в одной стране. Понимание распределения риска по странам очень важно, особенно в случае перехлеста законодательства (имеется в виду двойное налогообложение, когда на одни и те же премии распространяется налоговое законодательство двух разных стран, а такое вполне может быть)
3. Дьявол, как всегда, в деталях
Так же как и НДС, налоги на премии на стратегическом уровне, в принципе, довольно легко определить и посчитать. Однако с множеством налогов, множеством ставок, миллионом исключений и очевидной нехваткой международной гармонизации применение различных правил становится очень сложным, что ведет к неправильному выбору ставок. Более того, сами налоги, как известно, часто меняются, и Великобритания в этом плане прекрасный тому пример: три ставки поменялись за последние два года. Аккуратно отслеживать все текущие ставки очень важно для снижения вероятности ошибок.
4. Момент времени – наше все
Так же как и НДС, налоги на премии можно назвать “налогами в точке продаж” (“POS taxes”), что означает, что дата проведения транзакции определяет момент учета налога. В отличие от прямых налогов, расчет по косвенным налогам обычно происходит на ежеквартальной (иногда ежемесячной) основе, поэтому для обеспечения комплайенса очень важно учитывать и платить правильные налоги в правильные отчетные периоды. С учетом того, что налоговым правилам в отношении налогов на премии недостает международной гармонизации, необходимо обеспечить получение нужной и правильной информации для выполнения требований.
5. Желание сотрудничать
Опыт общения со страховщиками автора данной статьи за последние 15 лет показывает, что в основном они все-таки стремятся платить налоги честно и не придерживаются стратегий агрессивной налоговой минимизации, где она уже стает уклонением. Конечно, и в их случае обнаруживаются проблемы комплайенса, но по большей части эти проблемы – следствие недочетов в системах и процессах, а не стремления обойти правила. Проблема, впрочем, все равно остается, поскольку даже такие “случайные” ошибки управления косвенными налогами могут иметь влияние на итоговый показатель прибыли. Но даже относительно небольшие инвестиции денег и времени, будучи грамотно проведенными, обязательно скажутся позитивно на общих финансовых результатах бизнеса.