Расходы, которых не может быть

Российский бухучет

Автор:
Источник: Расчет
Опубликовано: 2 сентября 2013

Действительно, в налоговом учете отсутствует понятие «расходы будущих периодов», нет его и в международных стандартах финансовой отчетности, а также в Законе № 402-ФЗ. Однако такие траты рассматриваются в двух ПБУ: 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» и 14/2007 «Учет нематериальных активов». В других документах, в том числе в таком важном, как ПБУ 10/99 «Расходы организации», о расходах будущих периодов не сказано ни слова. При этом счета 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов» продолжают использоваться по своему прямому назначению.

Основные положения

Расходы будущих периодов – это траты, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущему. Согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, с 1 января 2011 года перечень расходов, учитываемых в будущем, был сокращен; они теперь упоминаются только в абзаце 2 пункта 39 ПБУ 14/2007 и пункте 16 ПБУ 2/2008.

В соответствии с требованиями российского учета в будущем могут учитываться платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа. Они отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия контракта. Затраты по договорам строительного подряда учитываются как расходы на производство, а вот траты, понесенные в связи с предстоящими работами, – как расходы будущих периодов. В последнем случае по мере признания выручки затраты списываются для определения финансового результата отчетного периода.

Вместе с тем, вопрос учета иных расходов, которые будут отнесены к будущему, остается открытым. Например, сложности могут возникнуть при создании компании.

Новому обществу

В случае открытия новой фирмы неизбежно возникают расходы, которые будут отражены в будущем. Организация, которая еще не ведет своей деятельности и не имеет выручки, уже должна нести затраты, к таковым относятся: нотариальные услуги, расходы на изготовление печати, внесение части или всего уставного капитала, траты на аренду помещений, оплату работы персонала и открытие счетов в банке.

Эти суммы актива не образуют. Их придется отражать отдельно в зависимости от видов расходов. Рассмотрим на примере: предположим, компания открывает расчетный счет, в этом случае в бухгалтерском учете будут следующие проводки:

Дебет 50 Кредит 76

– директор внес денежные средства в кассу;

Дебет 51 Кредит 50

– произведен взнос наличными в банк;

Дебет 76 Кредит 51

– отражена плата за заверение учредительных документов;

Дебет 76 Кредит 51

– отражена плата за заверение карточек с подписями;

Дебет 91 Кредит 51

– показана комиссия за открытие счета.

В дальнейшем на открытый расчетный счет будет переведен уставной капитал. Если он вносится деньгами, то будут осуществляться следующие проводки:

Дебет 51 Кредит 50

– внесены из кассы на расчетный счет денежные средства;

Поскольку в пункте 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также в новом законе «О бухгалтерском учете» определен очень узкий перечень случаев использования расходов будущих периодов, то злоупотреблять этим счетом не следует.

Для учета расчетов с учредителями по вкладам в «уставник» используют субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал». Сколько учредителей у организации, столько субсчетов и нужно будет открыть, чтобы отслеживать задолженности каждого конкретного учредителя.

Дебет 50 Кредит 75-1

– в качестве вклада в уставный капитал внесены денежные средства;

Дебет 75-1 Кредит 80

– показана задолженность;

Дебет 80 Кредит 75-1

– отражен уставный капитал.

Таким образом, из приведенных выше проводок видно, что отдельные расходы, связанные с регистрацией компании, будут относиться на различные счета учета, и их нельзя отразить в качестве расходов будущих периодов.

Бухгалтерский учет авансов

Согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, авансы не относятся к расходам будущих периодов, следовательно, учет таких затрат в будущем невозможен. Исключение составляют договоры строительного подряда, расходы по которым могут быть учтены на счете 97. В случае получения авансовых платежей эти средства будут учитываться в бухгалтерском учете следующим образом.

Например, компания приобретает земельный участок, в дальнейшем она будет осуществлять на нем строительство. Так, траты, связанные с уплатой авансовых платежей, учитываются путем создания следующих проводок:

Дебет 60-а Кредит 51

– перечислена предоплата продавцу;

Дебет 68-а Кредит 51

– уплачена государственная пошлина;

Дебет 08-1 Кредит 68

– сумма госпошлины включена в стоимость участка;

Дебет 08-1 Кредит 60-р

– отражены вложения во внеоборотные активы в сумме договорной стоимости земельного участка;

Дебет 60-р Кредит 60-а

– зачтена предоплата;

Дебет 01 Кредит 08-1

– участок принят к учету в составе ОС.

Таким образом, авансовые платежи не могут быть отнесены на расходы будущих периодов. В случае же с договорами строительного подряда, признание затрат на будущее возможно, так как это прямо предусмотрено в ПБУ. Посмотрим, как это будет выглядеть:

Дебет 97 Кредит 60

– стоимость работ по разработке ТЭО отнесена на расходы будущих периодов;

Дебет 19 Кредит 60

– отражен НДС, предъявленный проектной организацией;

Дебет 68-1 Кредит 19

– НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

– произведена оплата разработки ТЭО;

Дебет 68-2 Кредит 77

– отражено отложенное налоговое обязательство;

Дебет 20 Кредит 97

– стоимость разработки ТЭО включена в расходы по договору подряда;

Дебет 90-2 Кредит 20

– затраты по договору подряда отнесены на себестоимость продаж (без учета иных затрат);

Дебет 77 Кредит 68-2

– погашено отложенное налоговое обязательство.

Таким образом, в учете необходимо различать расходы по различным видам деятельности и затраты, связанные со строительным подрядом.

В заключение

Поскольку в пункте 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также в новом законе «О бухгалтерском учете» определен очень узкий перечень случаев использования расходов будущих периодов, то злоупотреблять этим счетом не следует. Кроме того, с принятием Закона № 402-ФЗ возможна разработка новых стандартов бухучета, в которых такие затраты не будут поименованы вовсе. Следует отметить, что в международном бухгалтерском учете понятие «расходов будущих периодов» вообще не используется.

Автор:

Теги: налоговый учет  расходы будущих периодов  ПБУ 2/2008  договоры строительного подряда  ПБУ 14/2007  учет нематериальных активов  ПБУ 10/99  расходы организации  доходы будущих периодов  международные стандарты финансовой отчетности