В продолжение новости. Какие меры регулирования лизингового рынка в России окажутся наиболее эффективными? Кому следует его подчинить – ЦБ или Минфину? Нужно ли заставить лизинговые компании применять международные стандарты финансовой отчетности (в конце концов, стандарт IFRS 16 “Аренда” был совсем недавно завершен Советом по МСФО - он неплохо проработан и даже еще не вступил в силу, до 2019 есть время подготовиться)? Применимы ли в лизинговой отрасли принципы саморегулирования? Нужно ли для начала более четко определить само понятие “лизинговая компания” – на основе преобладания этого направления деятельности в бизнесе организации?
Марк Гойхман, аналитик ГК TeleTrade:
Рынок лизинга идет по “проторенному пути” регулирования, по которому шли участники финансового рынка: банки, фондовые и форекс-брокеры, страховые компании, МФО. Это диктуется масштабами и значимостью сферы лизинга (у него 2-е место по сумме кредитных требований после банков), важностью ее при обновлении основных фондов, инвестировании для технологического прорыва, импортозамещения. И было бы логично, если роль регулятора станет выполнять ЦБ, который контролирует финансовый рынок в целом и осуществляет надзор над всеми перечисленными выше его участниками. Он имеет и опыт предотвращения неплатежеспособности и санации проблемных финучреждений, что актуально и для лизинговых компаний в условиях возросших рисков неплатежей лизингополучателей.
Необходимыми мерами регулирования выступают соблюдение принципов риск-менеджмента, внутреннего контроля, раскрытие информации о бенефициарах компаний, прозрачная специализированная отчетность. Для достижения этого есть целесообразность выделения лизинга в исключительную деятельность компаний, чтобы применять к ним единые и специфические формы отчетности и регулирования.
Для реализации задач регулирования нужен переходный период в несколько лет – и по времени (2-3 года), и по внедрению принципов отчетности. С этой точки зрения постепенный переход к стандартам МСФО – желательный процесс. И определенным промежуточным шагом в данном направлении может служить стандарт IFRS 16 “Аренда”, более объективно отражающий у арендаторов-лизингополучателей активы и обязательства по использованию основных фондов.
Кроме того, и на период становления рассматриваемых процессов, и далее, необходимо внутриотраслевое саморегулирование по принципам работы СРО, зарекомендовавших себя в смежных сферах. СРО могут вырабатывать стандарты деятельности и следить за их выполнением, выступать защитником интересов лизинговых компаний в различных инстанциях решать дискуссионные и конфликтные вопросы между участниками рынка.