Рекомендации IOSCO относительно трех новых МСФО

Подготовка международной отчетности
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 5 января 2017

В дополнение к недавней новости. Международная организация регуляторов рынков ценных бумаг (IOSCO) представила буквально перед Новым годом обращение к составителям отчетности и их аудиторам с призывом ответственно отнестись к грядущему внедрению нескольких новых стандартов МСФО и предоставить инвесторам более подробные раскрытия. Какие именно это были рекомендации – в отрывке из их публикации, с полной версией которой можно ознакомиться все по той же ссылке.

P.S. Под “эмитентом” ниже во всех случаях будут подразумеваться компании-составители отчетности, т.е. это “эмиссия” отчетности, а не биржевых инструментов (хотя одно, конечно, никоим образом не исключает другое).

Новые стандарты

Новые стандарты с большой вероятностью будут существенно влиять на финансовую отчетность многих эмитентов в глобальном масштабе, учитывая глубину их применения, как с точки зрения юрисдикций и вовлеченных эмитентов, так и преобладания оговариваемых ими транзакций, как это показано ниже.

Выручка по договорам с клиентами

Новый стандарт по выручке предлагает более четкие и детализированные принципы признания выручки и раскрытия, призванные улучшить сопоставимость сумм выручки среди различных отраслей, компаний и географических регионов. Стандарт способен существенным образом изменить, среди прочего, время признания выручки эмитентом.

Довольно часто выручка сама по себе не является единственной ключевой мерой результативности, но служит стартовой точкой для прочих показателей результативности, таких как операционный доход, чистый доход или выручка на акцию; ключевых аналитических показателей, таких как маржа, доходность на капитал и доходность на активы; и оценочных показателей, таких как мультипликаторы выручки и отношение цены к прибыли. В результаты новый стандарт по выручке потенциально может поменять не только верхнюю строку отчетности эмитента, но и нижнюю - и всю аналитику инвесторов, которая зависит от финансовой отчетности.

Финансовые инструменты

Новый стандарт по финансовым инструментам несет с собой изменения в учете кредитных потерь, а также связанных с этим раскрытиях. Новый стандарт по финансовым инструментам также означает изменения в порядке измерения финансовых активов на постоянной основе, чтобы лучше соотнести его с характеристиками денежных потоков по активу и бизнес-моделями, в соответствии с которыми актив находится на балансе.

Новый стандарт разрабатывался в ответ на обеспокоенность многих инвесторов и других стейкхолдеров по ходу глобального финансового кризиса и после него, что им требуется более своевременное признание ожидаемых кредитных потерь по ссудам и другим финансовым инструментам. В измерении ожидаемых кредитных потерь по новому стандарту эмитентам придется пользоваться разумными и обоснованными данными, доступными им без приложения излишних усилий – не только прошлые события и текущие условия, но также прогнозы будущих экономических условий.

Аренда

Новый стандарт по учету аренды меняет предыдущую модель лизинговой отчетности таким образом, что лизингополучателю теперь придется отражать больше активов и обязательств, возникающих на балансе в результате аренды. Это способно существенно повлиять на ключевые показатели, включая показатели, относящиеся на долговые обязательства или отношение долга к капиталу. Новый стандарт по лизингу также вводит новые требования к раскрытиям.

Внедрение новых стандартов

Степень, в которой новые стандарты способны повлиять на финансовую отчетность эмитента и связанные процессы, нельзя недооценивать. Новые стандарты могут повлечь существенные изменения в системе и потребовать от эмитента пересмотра всех действующих контрактов и соглашений (например, договоров с клиентами, финансовых инструментов и лизинговых соглашений). Следовательно, очень важно, чтобы эмитент провел надлежащую оценку возможного влияния новых стандартов, уделив внимание тому, когда именно и как именно будет оказано влияние в установленных временных рамках. Эмитенты и их аудиторские комиссии должны задать правильное отношение к внедрению, создав условия, в которых менеджмент и сотрудники всех вовлеченных областей и уровней организации объединяют свои компетенции в проведении требуемого анализа и оценке альтернатив, чтобы по итогу прийти к обоснованным профессиональным суждениям относительно применения новых стандартов.

С учетом глубины изменений в результате новых стандартов сейчас самый правильный момент времени для эмитентов и их аудиторских комиссий, чтобы сфокусироваться на возможном влиянии новых стандартов на [их] финансовую отчетность. Это также правильный момент времени для эмитентов (включая их аудиторские комиссии), чтобы оценить качество и текущий статус плана внедрения, дабы внедрение новых стандартов обеспечивало достижение целей финансовой отчетности, запланированных IASB. Эмитенты, их аудиторские комиссии и [внешние] аудиторы должны надлежащим образом участвовать в соответствии со своими ролями, в том числе обеспечивая выделение достаточного количества своего времени и ресурсов внедрению новых стандартов.

Раскрытие возможного влияния новых стандартов

Раскрытия, касающиеся финансовых результатов эмитента и финансовой позиции необходимо делать таким образом, чтобы они были полезны для принятия решений инвесторами. Чтобы улучшить полезность для принятия решений, МСФО требуют, чтобы до даты вступления стандарта в силу эмитент раскрыл точно известную или предположительно оцененную информацию, относящуюся к оценке возможного влияния нового стандарта на финансовую отчетность эмитента.

Своевременный прогресс с внедрением новых стандартов, как это описано выше в разделе [по внедрению новых стандартов], будет способствовать раскрытию эмитентом актуальной и прозрачной информации относительно внедрения новых стандартов и возможного влияния, которое это принятие новых стандартов будет иметь на финансовую отчетность. Следовательно, полагает IOSCO, степень сделанных эмитентом раскрытий должна пропорционально возрастать с внедрением новых стандартов, что будет иметь место с приближением их даты вступления в силу.

На более ранних стадиях внедрения инвесторам могут пригодиться качественные раскрытия относительно того, по каким аспектам новые стандарты будут влиять на финансовую отчетность эмитента, в особенности в отсутствие достаточно надежной количественной информации в этот момент времени. IOSCO считает, что количественные раскрытия возможного влияния новых стандартов будут расти по мере реализации плана внедрения с приближением даты вступления новых стандартов в силу.

Количественные оценки, относящиеся на возможное влияние новых стандартов, по природе своей традиционно часто меняются вследствие, например, возможных в будущем изменений бизнес-операций. Эмитенты не должны сомневаться в необходимости раскрытий обоснованно оцененной количественной информации лишь по той причине, что конечное влияние в новых стандартов может отличаться, поскольку и такие обоснованные количественные оценки могут быть актуальны для инвесторов даже в условиях неполной определенности. По аналогии с другими бухгалтерским оценками, эмитенты будут указывать, что эти величины являются оценочными значениями.

Чтобы раскрытия были полезными для инвесторов в плане принятия решений, количественные и качественные оценки должны быть своевременными, специфическими для эмитента, достаточно строгими и детализированными. Более того, аудиторам необходимо выполнять свои обязанности по оценке раскрытий эмитентов, сделанных относительно будущего возможного влияния новых стандартов.

Внедрение, раскрытия и аудиторские вопросы, требующие внимания

IOSCO считает, что эмитенты (включая их аудиторские комиссии) и аудиторы должны принять во внимание следующие вопросы по мере внедрения новых стандартов, а впоследствии и осуществления аудиторских процедур (что, однако, не является исчерпывающим списком):

Внедрение

a) Идентификация систем, процессов и любых связанных с ними изменений внутреннего контроля, которые необходимы для представления информации, требуемой по новым стандартам, в том числе связанных раскрытий, а также разработки системного плана внедрения с надлежащими механизмами отчетности

b) Определение влияния на выполнение финансовых условий (например, условий долговых займов и регулятивных требований по капиталу), будущие налоговые обязательства, способность выплачивать дивиденды, схемы мотивации персонала

c) Анализ того, являются ли существенные суждения и оценки, возникающие вследствие требований новых стандартов, достаточными на стадии принятия, поскольку они могут потребоваться к раскрытию в финансовой отчетности после фактического принятия стандартов (в дополнение к специфическим раскрытиям, требуемым новыми стандартами – например, параграф 123 IFRS 15, параграфы 122 и 125 IAS 1 “Представление финансовой отчетности” требуют раскрытия существенных суждений и оценок)

d) Принятие во внимание не только новых стандартов от IASB, но и дополнительных связанных с ними источников, также предоставленных IASB

Раскрытия

e) Представление до даты вступления в силу новых стандартов раскрытий в примечаниях к финансовой отчетности касательно известной или надежно оцененной информации, актуальной для оценки возможного влияния новых стандартов на финансовую отчетность эмитента (IAS 8 “Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки”, параграфы 30 и 31)

f) Представление раскрытий в менеджерских аналитических обзорных отчетах и иных схожих комментариях, если эмитент полагает, что будут иметь место изменения в деловой практике в результате введения новых стандартов (например, способности выплачивать дивиденды, приобретать активы вместо взятия их в аренду, что скажется на показателях ликвидности и т.д.), и при условии, что эмитентам вообще необходимо раскрывать данные о своей деловой практике и связанных метриках

g) В зависимости от требований к раскрытиям участников рынков капитала в той или иной юрисдикции – раскрытие влияния новых стандартов, которые эмитент еще не показал в других документах публичной отчетности (например, в документации к публичному размещению акций)

h) Представление аналитикам и инвесторам актуальной информации о принятии эмитентом новых стандартов и возможных последствий этого

Аудит

i) Аудиторы должны соблюдать свои обязанности (например, по определению охвата аудиторской проверки) в отношении процессов эмитента либо способности эмитента представлять информацию, которую требуют новые стандарты, в том числе через существенные аудиторские суждения и оценки и подготавливая соответствующие раскрытия

j) Аудиторы должны соблюдать свои обязанности по оценке изменений в учетной политике эмитента, результирующего влияния этих изменений на финансовую отчетность эмитента, раскрытий в финансовой отчетности эмитента, связанных с этим будущим влиянием, и раскрытий эмитентом итогового влияния в год принятия стандартов

IOSCO отмечает, что это ее указание не влияет на способность отдельных юрисдикций разрабатывать и внедрять свои собственные требования, связанные с новыми стандартам, и многие из них могли уже выпустить такие требования, а кто-то сделает это в будущем. Таким образом, IOSCO напоминает эмитентам об их обязанности следовать всем местным требованиям законодательства, которые для них актуальны. То есть внедрение стандартов, раскрытия и аудит в соответствии с данным документом не должен считаться полноценной заменой комплаейнсу.

Теги: Международная организация регуляторов рынков ценных бумаг  IOSCO  МСФО  стандарты МСФО  финансовая отчетность  признание выручки  операционный доход  чистый доход  выручка на акцию  доходность на капитал  доходность на активы  мультипликаторы выручки  фин