Процесс глобализации мировой экономики, необходимость в большей информационной открытости международных рынков капитала, расширение инвестиционных возможностей изменили требования к финансовой отчетности. Развитие и широкое распространение транснациональных корпораций предопределило необходимость стандартизации бухгалтерского учета – разработки единых норм, направленных на гармонизацию и унификацию бухгалтерского учета в мировых масштабах. Мировое сообщество пришло к осознанию необходимости внедрения в национальные системы учета единых правил, формирования финансовой отчетности, понятной различным внешним пользователям. Такими правилами стали международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — совокупность общепринятых требований классификации, признания, оценки объектов учета, а также систематизация показателей финансово-хозяйственной деятельности для формирования финансовой отчетности хозяйствующих субъектов.
В результате соглашения, достигнутого бухгалтерскими организациями Австралии, Великобритании, Германии, Ирландии, Канады, Мексики, Нидерландов, Соединенных Штатов Америки, Франции и Японии, 29 июня 1973 г. была основана международная профессиональная неправительственная организация — Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) (International accounting standards committee, IASC). В рамках реструктуризации в апреле 2001 г. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) (International accounting standards board, IASB) [1, 15].
Целью СМСФО является создание единого набора высококачественных, понятных, практически реализуемых, имеющих законную силу и признанных в мировом масштабе стандартов финансовой отчетности. СМСФО — это независимая организация, выполняющая следующие функции:
- разработка и издание МСФО;
- разработка и публикация проектов стандартов;
- установление порядка рассмотрения комментариев, полученных по опубликованным для обсуждения проектам стандартов;
- публикация основ для разработки заключений.
Совет работает совместно с национальными организациями по разработке стандартов в области бухгалтерского учета, с комитетами по ценным бумагам и с биржами ряда стран, с Мировым банком, а также с межправительственными организациями, такими как Европейская комиссия, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация Объединенных Наций и др.
МСФО прошли следующие этапы развития и внедрения в практическую деятельность организаций [1, с. 19]:
- 1975 г. — опубликован первый Международный стандарт бухгалтерского учета (international accounting standards, IAS) «Раскрытие учетной политики»;
- 1981 г. — основана Консультативная группа, которая включает представителей международных организаций — разработчиков и пользователей финансовой отчетности; фондовых бирж; органов, регулирующих рынки ценных бумаг, и межправительственных организаций;
- 1995 г. — заключено Соглашение о сотрудничестве между КМСФО и Международной организацией комиссий по ценным бумагам и биржам (International organization of securities commission, IOSCO) по вопросу разработки комплекта основных международных стандартов;
- 1995 г. — создан Консультативный (попечительский) совет, в который входят известные специалисты в сфере бухгалтерского учета. Основной задачей Совета является содействие повсеместному принятию международных стандартов и укрепление в мировом масштабе позиций Комитета по международным стандартам финансовой отчетности КМСФО;
- 1997 г. — основан Постоянный комитет по интерпретациям (разъяснениям) международной финансовой отчетности. В его задачи входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учета, которые не получили отражения в существующих стандартах или имеющих неоднозначное толкование;
- 1999 г. — КМСФО, в работе которого участвовало около 100 специалистов (по совместительству), реорганизован в более работоспособный Комитет, состоящий из 14 членов (12 из которых работают на постоянной основе), которые назначаются попечителями на срок от трех до пяти лет;
- 2002 г. — СМСФО и Комитет по стандартам финансового учета США начинают работу по сближению МСФО и общепринятых принципов бухгалтерского учета США (ОПБУ). Цель процесса — создание общего комплекта универсальных высококачественных стандартов;
- 2002 г. — утверждена Директива Европейского союза, в соответствии с которой компании, чьи акции котируются на биржах Европы, обязаны формировать консолидированную финансовую отчетность по МСФО, начиная с 2005 г. Для компаний, акции которых котируются на американской фондовой бирже и которые представляют финансовую отчетность по ОПБУ США и компаний, эмитирующих только долговые инструменты на регулируемых рынках, срок внедрения МСФО перенесен с 2005 г. на 2007 г.;
- 2002 г. — Постоянный комитет по интерпретациям (разъяснениям) преобразован в Комитет по интерпретациям (разъяснениям) международной финансовой отчетности (International financial reporting interpretations committee, IFRIC). В состав комитета входят 12 экспертов в области бухгалтерского учета. Комитет выпускает проекты интерпретаций для обсуждения. Окончательные тексты интерпретаций утверждает СМСФО, после этого они становятся частью нормативной базы МСФО и имеют такую же силу, как и стандарты.
Основные факторы перехода реального и банковского секторов экономики Российской Федерации на МСФО можно классифицировать по трем уровням: глобальному, макроэкономическому (на уровне государства) и микроэкономическому (на уровне отдельных организаций).
Глобальные рынки могут эффективно работать только при наличии МСФО, которые разработаны и согласованы на международном уровне. Применение МСФО позволит снизить издержки за счет того, что отчетность станет более доступной для потенциальных инвесторов, кроме того, единые стандарты будут способствовать обеспечению финансовой прозрачности.
Среди основных макроэкономических факторов можно выделить:
- приток иностранных инвестиций в экономику РФ. По мнению большинства экономистов, развитие экономики сдерживает недостаточный приток инвестиций в частный сектор;
- рост доверия со стороны потенциальных инвесторов и улучшение имиджа российского бизнеса, в том числе банковского сектора. Общепринятые единые стандарты позволят получить понятную и достоверную информацию о финансовом положении компаний, что положительно отразится на российском бизнесе;
- интеграция экономики РФ в мировую систему хозяйственных связей. Применение международных стандартов позволит укрепить связи РФ с основными торговыми партнерами [4, с. 13].
Микроэкономические факторы характеризуются преимуществами, которые получили банки при переходе на МСФО [8, с.25]:
- рост рыночной капитализации. По мнению многих экспертов в области рынка ценных бумаг, акции российских компаний и банков недооценены по сравнению с акциями зарубежных компаний. Одна из причин — разница в применяемых стандартах финансовой отчетности, различные трактовки многих качественных характеристик. Например, в соответствии с МСФО информация достоверна, если она отвечает следующим критериям: не содержит существенных ошибок (описание события не должно содержать ошибки или упущения, точно также как выбор и использование процесса подготовки отчетности), является полной (включение всей информации необходимой для понимания того или иного события пользователем), нейтральна (выбор информации для представления и представление информации должны быть непредвзятыми). Следовательно, переход на МСФО повысит доверие западных инвесторов к российским компаниям, что отразится на их рыночной капитализации;
- снижение цены привлекаемого капитала. Исходя из системы бухгалтерского учета и принципов формирования отчетности, действующих в РФ, невозможно в полной мере проанализировать реальное положение компании. Как следствие, возникают повышенные кредитные риски, что в свою очередь ведет к высокой стоимости привлекаемых средств;
- возможность улучшения качества управления компанией. За счет применения МСФО возможно получение менеджментом более качественной и прозрачной информации о финансовом состоянии компании для принятия управленческих решений.
К числу преимуществ использования МСФО относятся:
- обобщение современной мировой практики в области бухгалтерского учета и правил формирования отчетности, что окажет существенное влияние на организацию управленческого учета;
- отсутствие превалирования особенностей ведения бухгалтерского учета в отдельной стране;
- использование многими странами в качестве основы для реформирования национальных стандартов;
- обеспечение прозрачности и полноты раскрытия информации о финансово-хозяйственной деятельности компании, которая поможет менеджменту управлять компанией, а потенциальным инвесторам — оценить реальное финансовое состояние;
- постоянное совершенствование стандартов, исходя из текущих потребностей, а также опыта и знаний, накопленных в мире;
- наличие результатов публичного обсуждения и экспериментального применения стандартов.
Процесс признания и практического применения в российской экономике МСФО был длительным и сложным.
Впервые решение о переходе РФ на международные стандарты финансовой отчетности было принято в январе 1992 г. (распоряжение Верховного Совета РСФСР «О переходе РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики» от 14 января 1992 г. №2184 рн-1) [9, 12]. В соответствии с этим документом Центральный банк РФ утвердил Временную инструкцию «О составлении общей финансовой отчетности коммерческими банками» от 24 августа 1993 г. №17, целью которой стало создание базы данных с учетом требований МСФО, позволяющей кредитным организациям и надзорным органам более реально оценивать показатели ликвидности, платежеспособности и доходности, определять финансовое состояние банка.
В указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране» (о положении в стране и основных направлениях политики РФ)» от 3 апреля 1997 г. №278, было дано задание разработать и утвердить программу перехода на международные стандарты бухгалтерского учета с 1998 г. [11, с. 22]. В соответствии с указом Президента РФ была разработана и принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, утвержденная постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283.
В целях приведения национальной системы учета и отчетности к общепринятым в международной практике стандартам с 1 января 1998 г. в кредитных организациях были введены новые правила ведения бухгалтерского учета и План счетов. Совет директоров Центрального банка РФ поставил задачу разработать и внедрить в практическую деятельность кредитных организаций как можно больше новых норм и принципов бухгалтерского учета, содержащихся в международных стандартах. К ним относятся непрерывность деятельности, постоянство методов учета, раздельное отражение активов и пассивов, открытость учета, консолидация счетов. В качестве координирующего органа по перестройке российского учета в 1998 г. была образована Межведомственная комиссия по вопросам реформы бухгалтерского учета и аудита, в которую вошли представители Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Федеральной комиссии по ценным бумагам, Федеральной налоговой службы РФ, Государственного комитета по статистике и других учреждений.
Институтом профессиональных бухгалтеров было утверждено Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО» от 6 марта 1998 г. № 283 (протокол №14 от 29 сентября 1998 г.). Данное положение было одобрено Межведомственной комиссией по вопросам реформы бухгалтерского учета и аудита (протокол №8 от 30 сентября 1998 г.). Цель этого документа — организация подготовки и переподготовки специалистов в области бухгалтерского учета, а также разработка учебников и учебных пособий, учитывающих новые правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности [2, 5].
В РФ развивается деятельность Международного центра реформы системы бухгалтерской отчетности (International center for accounting reform, ICAR), которая направлена на оказание содействия в приведении принципов формирования бухгалтерской отчетности и правил проведения аудита в соответствие с международными стандартами. Основной акцент Международный центр реформы делает на оказании технической поддержки, проведении консультаций и передаче ноу-хау всем вовлеченным в этот процесс индивидуальным лицам и организациям. Главным направлением поддержки стала публикация на русском языке огромного количества материалов технического характера по МСФО и международным стандартам аудиторской деятельности [6, с. 32]. Ключевым элементом реформирования национальной системы учета и отчетности на данном этапе стала разработка новых и уточнение уже существующих стандартов по бухгалтерскому учету, а также внедрение их в практическую деятельность.
План мероприятий по реализации программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, утвержденный постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283, по срокам был рассчитан до 2000 г. включительно. Однако по истечении этого периода оказалось, что Министерством финансов РФ были утверждены всего 14, а не 22, как планировалось, российских положений по бухгалтерскому учету. Действия по приведению к МСФО банковской отчетности также не принесли ожидаемых результатов. Корректировки, предусмотренные Временной инструкцией Центрального банка РФ «О составлении общей финансовой отчетности коммерческими банками» от 1 октября 1997 г. №17, на основании которых кредитные организации ежемесячно составляли около 20 форм отчетности, международными экспертами в качестве финансовой отчетности, составленной по МСФО, не были признаны [6, с. 35].
В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу с 2004 по 2010 гг. (приказ Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. №180) [7, 11].
В соответствии с концепцией определены следующие этапы перехода на МСФО:
- 2004—2007 гг. — обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международным стандартам. Общественно значимые хозяйствующие субъекты — это компании, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц; открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, а также другие организации;
- 2008—2010 гг. — обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международным стандартам.
Для наиболее быстрого и эффективного внедрения МСФО в отечественную банковскую практику с 1 января 2001 г. был внедрен совместный проект Центрального банка РФ и Европейского союза «Содействие реформе бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе». Основная цель проекта — отработка на практике конкретных мер по приближению действующей банковской отчетности к требованиям МСФО.
Реализация проекта была поручена проекту «Техническая помощь странам Содружества Независимых Государств», ТАСИС (Technical assistance to the commonwealth of new independent states, TACIS). Тендер на его практическое исполнение выиграла аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) [5, 8]. Проект TACIS/PwC направлен на создание информационной базы перехода банковской системы к использованию новых правил бухгалтерского учета и отчетности, соответствующих МСФО, и включает в себя следующие направления, осуществляемые параллельно.
Первое — пилотные банки. В рамках проекта TACIS / PwC предусматривалось, что ряд российских (пилотных) банков с 2001 г. полностью переходят на МСФО. При этом все необходимые корректировки по приведению финансовой отчетности в соответствие требованиям международных стандартов формируются зарубежными специалистами. В число пилотных банков по программе TACIS вошли Московский индустриальный банк, Никойл, НОМОС-банк, «Российский капитал», «Русский стандарт» и Инвестиционная банковская корпорация [5, с. 42]. Опыт пилотных банков в сочетании с информационной поддержкой впоследствии предполагается использовать при переходе на МСФО всей банковской системы.
Второе направление — обучающее. Сотрудниками компании Pricewaterhouse-Coopers проводилось обучение специалистов кредитных организаций с сущностью, принципами и правилами применения МСФО. Обучение и консультирование в области МСФО включали в себя следующие направления:
- подготовку методических материалов для обучения;
- проведение практических занятий среди целевых групп обучения МСФО — профессиональных преподавателей высших учебных заведений, сотрудников российских коммерческих банков, специалистов Центрального банка РФ, банковских ассоциаций;
- распространение подготовленной информации через банковские ассоциации, Internet и другие средства массовой информации [5, с. 44].
Третье направление — разработка нормативной базы. Работа по подготовке изменений в нормативную базу включает следующие элементы:
- анализ действующих документов, регулирующих вопросы банковской деятельности;
- изучение законодательных актов и нормативных документов, требующих внесения дополнений и изменений в соответствии с международными стандартами;
- разработка новых нормативных актов по ведению учета и составлению финансовой отчетности, удовлетворяющих требованиям МСФО;
- обсуждение данных документов с заинтересованными сторонами;
- апробация применения новых правил учета и отчетности в пилотных банках;
- доработка нормативной базы с учетом практического опыта банков — участников эксперимента;
- выпуск новых нормативных документов, обеспечивающих переход банков на МСФО и внедрение их в установленные сроки [3, с. 24].
Для совершенствования нормативной базы была создана рабочая группа, в которую вошли представители всех департаментов Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ, которые в кратчайшие сроки разработали необходимые для переходного этапа на МСФО нормативные акты, например:
- с 1 января 2003 г. вступили в силу новые Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях №205-П, максимально приблизившие к МСФО порядок определения и оценки активов и обязательств коммерческого банка. В частности, изменения коснулись основных средств, нематериальных активов, их воспроизводства, амортизации и выбытия. Существенным шагом на пути к международным стандартам стало изменение порядка учета ценных бумаг. В соответствии с действующими Правилами бухгалтерского учета финансовые инструменты кредитной организации в зависимости от целей их приобретения должны быть отнесены к торговому портфелю, инвестиционному портфелю, портфелю контрольного участия или голосующим акциям;
- в апреле 2001 г. было принято Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» №137-П, в основу которого положен общепринятый международный подход, заменивший излишне формализованный российский механизм оценки рисков банковской деятельности. Согласно этому документу, оценка рисков производится банками на основе мотивированного суждения, как того и требуют МСФО. При этом размер создаваемых резервов является не жестко фиксированной величиной, а варьируется в рамках каждой группы риска.
На сегодняшний день законодательной основой принятия МСФО стал Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 г. №208-ФЗ. Данный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическими лицами и распространяется на кредитные, страховые и иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список. Данный закон стал первым практическим шагом по переходу российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности.
Основная задача стандартов — определение единого порядка подготовки и представления финансовой отчетности, в том числе выработка критериев признания отдельных статей и операций, их классификация и порядок отражения в отчетности; методы оценки, объем информации, подлежащей раскрытию в отчетности и описанию в примечаниях. Международные стандарты направлены на повышение качества представляемой в отчетности информации, унификацию правил для ее построения, совершенствование процедур, применяемых при подготовке финансовых отчетов для обеспечения всех заинтересованных пользователей нейтральной и объективной информацией о работе компании. Применение концептуальных основ МСФО в организации управленческого учета существенно повысит качество управленческой отчетности. При формировании управленческой отчетности должны учитываться следующие качественные характеристики отражения информации [10, с. 36]:
- уместность. Информация является уместной, если она имеет прогнозный или подтверждающий характер и может оказать влияние на принятие управленческих решений;
- существенность. Информация является существенной, если без знания данной информации невозможна достоверная оценка финансового положения компании заинтересованными пользователями.
- полнота. Отражение всей информации необходимой для оценки процессов, происходящих в компании;
- сопоставимость. Сравнение показателей деятельности компании между различными периодами;
- своевременность. Информация должна быть отражена, когда она способна повлиять на принимаемое управленческое решение;
- понятность. Конкретность в классификации и предоставлении информации.
Использование методов и учетных принципов МСФО в организации управленческого учета, позволит снизить затраты компании, а также даст возможность более эффективно организовать процесс подготовки отчетности. Кроме того, наличие достоверных сведений о состоянии финансово-хозяйственных процессов в организации позволит ее руководству принимать правильные и своевременные управленческие решения [12, с. 17].
Список литературы
- Аверчев И.В. МСФО. 1000 примеров применения [Текст] / И.В. Аверчев. – М. : Рид Групп, 2011.
- Бакаев А.С. Основные направления развития бухгалтерского учета в России [Текст] / А.С. Бакаев // Бухгалтерский учет. — 2001. — №3.
- Балашова МБ. Организационно-методические аспекты перехода кредитных организаций Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) [Текст] / М.Б. Балашов. — М.:, 2004.
- Балихина Н.В. Объективная необходимость государственного регулирования в сфере инвестиций [Текст] / Н.В. Балихина // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) — 2006. — №4.
- Гвелесиани Т.В. Внедрение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации. Методический журнал [Текст] / Т.В. Гвелесиани. — М. : БДЦ-пресс, 2004.
- Дробязко В.Е. Практический курс перекладки (трансформации) отчетности российских кредитных организаций (банков) в соответствии МСБУ (IAS) [Текст] / В.Е. Дробязко. — М. : Торнтон Спрингер, 2001.
- Вахрушина М.А. и др. Международные стандарты учета и финансовой отчетности [Текст] / М.А. Вахрушина, Л.А. Мельникова, Н.С. Пласкова. — М., 2005.
- Корчагин А.А. Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в банковской системе России [Текст] / А.А. Корчагин, А.А. Стриженко. — Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2004.
- Николаева О.Е. Международные стандарты финансовой отчетности [Текст] / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. — М. : Либроком, 2011.
- Харакоз Ю.К. Информационное обеспечение управленческого учета [Текст] / Ю.К. Харакоз // Аудитор. — 2012. — №3.
- Чая В.Т. Международные стандарты финансовой отчетности [Текст] / В.Т. Чая. — М. : Рид Групп, 2011.
- Широкова Е. Управленческий учет на базе МСФО — подмена понятий или оптимизация работы? [Электронный ресурс] / Е. Широкова, Е. Еремеева // МСФО на практике. — 2011. — №4. Режим доступа: http://www.msfo-practice.ru.