Старший эксперт отдела аудиторских услуг Ernst & Young Седрик Ампини успешно сдал два уровня нового квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора и готовится к последнему этапу – написанию квалификационной работы. Специалист рассказал о своих впечатлениях от новой модели экзамена Единой аттестационной комиссии (ЕАК), сравнил ее со старой моделью и дал советы претендентам.
- Седрик, почему вы решили сдавать квалификационный экзамен?
Я работаю в Ernst & Young, одной из компаний “Большой четверки”, с 2016 года. Сейчас занимаю должность старшего эксперта. Одно из обязательных условий для продвижения по карьерной лестнице - как раз сдача квалификационного экзамена.
- От компании вы один сдавали экзамен или c коллегами?
- С коллегами. Но из-за того, что экзамен новый, многие не решаются на сдачу всех модулей экзамена с первого раза. Сдают обычно по одному-два модуля. Это относится как к базовому, так и основному уровням. Очевидно, претенденты ждут, когда наберется какая-то критическая база материала для подготовки или появятся дополнительные рекомендации, разъяснения ЕАК.
- То есть сейчас не хватает материалов для подготовки?
- Я бы так не сказал. Рекомендованные источники есть на сайте ЕАК. Проводились вебинары для претендентов. Скорее, все дело в новом формате экзамена, который отличается от старого варианта. Претенденты привыкают к тому, что нужно хорошо знать теоретическую базу и уметь ее применять к какому-то определенному кейсу. Поэтому перед экзаменом полезно поупражняться с практическими заданиями. И чем больше будет обучающих вебинаров, тем лучше.
- Сколько времени у вас ушло на подготовку к экзамену?
- Модули базового уровня я сдавал по частям – в августе, сентябре и октябре. Подготовку начинал в начале каждого месяца. В среднем на это тратил одну неделю. Но это была тяжелая неделя, когда ты не работаешь, не отвлекаешься, а только учишь. На работе взял учебный отпуск. А вот к основному этапу подготовка была поосновательнее, так как сразу решил сдать 6 модулей в декабре. Получился такой микс - самостоятельная работа сочеталась с курсами на базе Центра повышения квалификации. Три модуля я готовил на основании материалов, полученных в Центре, и к трем модулям готовился самостоятельно. На это понадобилось полтора месяца, начиная с конца октября. Для меня это был очень напряженное период. Поэтому если есть возможность не сдавать все модули сразу, лучше не сдавать (смеется).
- Будем считать это первым советом. Также брали учебный отпуск?
- Да, тоже брал отпуск. Но за несколько недель было сложно осилить весь объем информации, необходимый для подготовки. Поэтому с конца октября до начала декабря я каждый день делал одни и те же операции: ел, работал и готовился к экзамену. Без выходных. Особо ни на что другое не отвлекался. В будни в среднем на подготовку тратил 4-5 часов, а в выходные – сколько получится.
- Какие методы использовали для запоминания материала?
- У меня “письменная память”, поэтому после прочтения текста записываю тезисы, на основе которых потом вспоминаю весь материал. На следующий день я повторяю пройденное и поверх этого добавляю новую информацию. На следующий день механика повторяется. И так на протяжении недели. А в выходные провожу «глобальное» повторение – еще раз прохожусь по всему изученному материалу. Это по основному уровню и некоторым модулям базового уровня, которые, скажем так, далеки от основных направлений моей работы. При подготовке к экзамену по модулям, близким к моей профессиональной деятельности, ограничиваюсь прочтением, расставлением каких-то акцентов.
- Были ли задания, которые вызвали у вас наибольшее затруднение?
- Если говорить про базовый уровень, то наибольшие затруднения вызвали вопросы модулей “Основы налогового законодательства РФ” и “Основы законодательства РФ”. В первом случае сложность состояла в том, что помимо общераспространенных налогов (НДС, налог на прибыль), на экзамене спрашивают про специфические налоги, применяемые для отдельных отраслей и компаний. Они узкопрорфильные и ты можешь с ними не сталкиваться в профессиональной деятельности, а значит, есть большая вероятность того, что дашь неправильный ответ. С вопросами модуля “Основы законодательства РФ” примерно такая же особенность – либо знаешь ответы, например, по трудовому законодательству, либо не знаешь. По сути, получается игра в угадайку. Вызвали затруднения и задания некоторых модулей основного уровня. В частности, из модуля “Правое регулирование экономической деятельности”. Моя работа не предполагает такого глубокого погружения в законодательство, какого требует программа экзамена. Сложность была именно в том, чтобы охватить весь объем необходимой информации.
- Какие советы по сдаче экзамена можете дать претендентам?
- Претендентам нужно смириться с тем, что для успешной сдачи экзамена, даже если не сдавать все сразу, необходимо много готовиться. Во время экзамена не стоит торопиться, необходимо внимательно читать билеты. Одно задание может содержать какую-то частичную подсказку для ответа на другой вопрос. Наблюдал ситуацию, когда во время сдачи базового уровня претендент ответил на 40 вопросов за 15 минут и ушел. Думаю, это не самая лучшая тактика. Отведенное время дается не просто так, его нужно использовать с максимальной пользой для себя
- В самом начале разговора упомянули про старый вариант экзамена. Была ли у вас возможность сдать экзамен до 31 марта 2020 года?
- Если не ошибаюсь, где-то в 2018 году начались первые обсуждения изменения формата испытаний для аудиторов. Тогда я не думал о сдаче квалификационного экзамена. В дальнейшем у меня возникали мысли, что можно успеть воспользоваться старой моделью, но в итоге решил сдавать экзамен уже по новым правилам.
- На ваш взгляд, чем отличаются старая и новая модели?
- В комментариях Минфина и экспертов говорилось, что новый экзамен сдать легче. За счет снижения проходных баллов и распределения всего объема информации по разным модулям, сдаваемым по отдельности. Сдачу первого этапа, например, можно растянуть на несколько сессий. На мой взгляд, тестовая часть сейчас более благосклонна к претендентам. Что касается письменной части нового экзамена, то я бы не сказал, что она кардинально отличается от заданий старой модели. При этом появилось больше «жизненных» вопросов, связанных с анализом баланса, подсчетом финансовых результатов. Претенденты теперь могут применить на экзамене свои практические знания. Это большой плюс. Так что новый формат мне нравится куда больше. Опять же, я не сдавал экзамен в старом варианте – о его плюсах и минусах сужу по отзывам коллег и прочитанным материалам.
- Можете ли дать ЕАК советы по улучшению качества проведения нового экзамена, основываясь на личном опыте и отзывах коллег?
- По итогам сдачи двух этапов я не увидел каких-то проблем при проведении экзамена. Я слышал, что во время июльской сессии возникли технические проблемы со сдачей на компьютере. Но сейчас, насколько я понимаю, все проходит без нареканий. Единственное, я уже выше говорил, неплохо бы перед экзаменами проводить вебинары с разбором билетов. Программа объемная и претендентам полезно увидеть примеры заданий различного типа для различных разделов того или и иного модуля.
- Участники отрасли отмечают, что сейчас в аудиторы идет мало молодежи. Как вы думаете, с чем это связано?
- Сложный вопрос. За всю отрасль мне сложно говорить. На примере моего департамента в Ernst & Young я пока не заметил какого-то тотального снижения числа молодежи в аудите. И, думаю, компании «большой четверки» постоянно привлекают на работу молодежь для обновления кадров. Возможно, у молодых специалистов как-то меняется отношение к аудиту. Поскольку так или иначе это работа, которая требует скрупулезности и довольно-таки серьезной погруженности. Возможно, сам характер работы кого-то не привлекает. Все индивидуально, конечно.