Хотя буквально через день после появления новости Федеральная налоговая служба поспешила охладить оптимизм тех, кто возложил, возможно, слишком большие надежды на описание радужных перспектив широкомасштабного внедрения технологии blockchain и постепенного отказа от декларационной системы налогообложения в России, которое привел замглавы ФНС Даниил Егоров в интервью “Известиям” на прошлой неделе, мы уже успели обратиться к представителям российского бизнеса, чтобы узнать, что они думают на сей счет. Вот что они нам ответили…
Алина Тухватуллина, юрист “Конструктор документов FreshDoc.ru”:
Всякое законное движение в сторону упрощения документооборота и автоматизации внешних бизнес-процессов наша компания считает не только прогрессивным, но и логичным. Автоматическое “декларирование” в целях налогового контроля, несомненно, упростит и удешевит администрирование системы учета и отчетности в российских компаниях, но лишь тех из них, которые не заинтересованы скрывать что-либо от налогового органа. В начале всякого фискального контроля уже заложена идея объединения в единую неразрывную цепь операций с имуществом на основании сделок и уплаты налогов по этим операциям. В целом, электронный обмен налоговой информацией – это уже не революция. Дальнейшее его развитие, очевидно, будет идти по пути ускорения, повышения прозрачности и смещения контроля на более ранние стадии.
Александр Егоров, ведущий аналитик ГК TeleTrade:
Сама по себе идея постепенного отказа от декларационного подхода, конечно же, правильная. Проделывать несколько раз одну и ту же работу по учету и проверке источников доходов и трат в условно ручном режиме при наличии технологий, которые в принципе позволяют полностью автоматизировать и защитить этот процесс, как минимум - нерационально. Развитие технологий, которые объединяются понятием “блокчейн”, происходит очень активно для решения разнообразных прикладных задач. Реализация и практическое применение в условиях России потребует сложного переходного периода, в том числе и для принятия целого блока решений на законодательном уровне. И можно предположить, что этот процесс будет проходить поэтапно и может занять не одно десятилетие.
Елена Одинцова, генеральный директор, ОдинГрад:
В жизни предприятий многие учетные блоки переданы на онлайн-обмен с контролирующими органами - это и НДС, это и оборот этилового спирта, в будущем переведут и выручку через кассовые аппараты.
Да, это существенно облегчит труд бухгалтерских работников и сократит штат бухгалтерий компаний на ОСНО. В компаниях малого бизнеса на УСН роль бухгалтера несколько шире: это и юрист, и кадровик, и финансовый менеджер. Для них упрощенные автоматизированные системы
только на руку - автоматически пройдет переквалификация в контролера расчетов.
Роман Манько, юрист, налоговый консультант, Brand & Partner:
На мой взгляд, полностью отказаться от налоговых деклараций не получится. Отказ, в свою очередь, напротив может привести к нарушению четких сроков и порядка предоставления деклараций, предусмотренных в настоящее время в Налоговом кодексе. Это может произойти из-за того, что налогоплательщики не смогут в течение налогового периода вносить данные в учет, т.к. они, исходя из слов г-на Егорова, автоматически сразу будут просматриваться и оцениваться контролирующими органами. Таким образом, компании потеряют право на ошибку и, что важнее всего, сразу раскроют все нюансы своего учета перед налоговыми органами.
Данные обстоятельства могут повлечь за собой взыскание с компаний как административных, так и уголовных санкций за просрочку предоставления отчетности, за предоставление недостоверных сведений
или за непредоставление данных
вовсе. Также увеличится шанс попасть на налоговые “допроверочные” комиссии и стать предметом выездной налоговой проверки.
Указанные изменения повлияют, безусловно, на увеличение уровня профессиональных требований к специалистам, занимающимся составлением и анализом бухгалтерской и налоговой отчетности, что вызовет дополнительные затраты для бизнеса, вопреки заверениям г-на Егорова.
По моему мнению, и исходя из проекта Минфина РФ “Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов”, указанных выше изменений в ближайшем будущем в любом случае, к счастью, ждать не приходится.
Галина Шалдина, главный консультант аудиторской компании МКПЦ:
Любой добросовестный налогоплательщик, на мой взгляд, должен приветствовать внедрение блокчейна в администрирование взаимоотношений с налоговым органом: эта технология предполагает невозможность изменения данных налогоплательщика, на основании которых ФНС могла бы исчислять налоги без его участия. Следовательно, стали бы невозможными злоупотребления как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов, что, к сожалению, еще имеет место в российской практике налогового администрирования.
Самый важный аспект идеи блокчейна — отказ от централизации баз данных. По сути, это отказ от участия, в том числе, и в бизнес-процессах различных посредников. Возможным последствием внедрения блокчейна станет сокращение рабочих мест — не только, кстати, бухгалтеров, но и налоговых инспекторов тоже. Очевидно, что такая перспектива не может понравиться каждому заинтересованному участнику налоговых отношений. Что, кстати, подтверждается реакцией ФНС на публикации в СМИ информации о ее планах перейти на бездекларационный механизм взаимодействия с налогоплательщиками на базе использования технологий блокчейн.
Тем не менее, ФНС
не сможет отказаться от использования в будущем — в далеком или близком, покажет время — передовых технологий, широко проникающих в повседневную жизнь, в сфере налогового администрирования. Думаю, что риски, в том числе и налоговые, переместятся в область законодательного регулирования использования блокчейна. Для этого важное значение имеет решение вопросов о контроле корректности транзакций в распределенных базах данных и легитимности работы программного обеспечения.
Сибгатуллина Валентина Васильевна, главный бухгалтер ООО “Балтийский Меридиан”:
Внедрение такой системы на предприятии позволит сократить штат бухгалтерии, т.к. отпадет необходимость подавать декларации в инспекцию, как говорится в комментариях к статье. Но для того, чтобы завести всю первичную документацию в систему и подтверждать введенную информацию (т.е. отвечать на требования налоговой инспекции), тоже нужны будут специалисты на предприятии. Составление бухгалтерской и налоговой отчетности для собственников компании никто не отменял, даже если ее не надо подавать в налоговую инспекцию. А уплата налогов? Или в этом вопросе собственник должен будет доверять налоговым инспекторам, которые на основании его первичных документов будут рассчитывать ему налоги, которые он должен заплатить в бюджет?
Вместе с тем ИФНС придется нанимать дополнительный штат работников для обработки информации и всех сведений, поступающих к ним. В плане контроля данных со стороны налоговой инспекции выгода введения данной системы очевидна. Налоговая инспекция получает в режиме онлайн доступ ко всей первичной документации предприятия и может в режиме реального времени оценивать правильный расчет налогов предприятия.
Для предприятия выгода от внедрения данной системы сомнительна, т.к. сокращения штата бухгалтерии может и не произойти по описанным выше причинам (введение документации, составление отчетности для собственников), а затраты на внедрение этой системы предприятие точно понесет.
Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний “СБП”:
Отказ от декларационного подхода на сегодняшний день – это не вполне реальная идея. Если мы с Вами рассматриваем онлайн-кассы, то нам нужно учесть следующее: данные передаются в налоговую, и она контролирует, все ли предприниматель оприходовал и отразил из полученного им через кассу или нет. В настоящее время в России существуют кассовые аппараты, которые позволяют пробить чек, а затем путем различных манипуляций с этим кассовым аппаратом “сокрыть” часть выручки.Декларация по НДС - это совсем другое дело: к ней прилагаются книги покупок и продаж, которые также
сгружаются в налоговый орган. В них
налогоплательщик сам включает сведения и сам выбирает, что включать, а что нет
на основании соответствия или несоответствия операций и документов НК РФ. Таким
образом взять и автоматом сгрузить все данные как с кассовыми аппаратами ни у
кого не получится и, следовательно, в бизнесе бухгалтер не сменит профессию и не
отправится работать в поля.
То же самое касается декларации по прибыли: налогоплательщик сам включает в доходы и в расходы те сведения, которые соответствуют критериям доходов и расходов, изложенным в НК. И в этом случае сгрузить данные о доходах и расходах автоматом не получится со всеми из этого вытекающими.
Про технологию блокчейн ввиду всего вышесказанного особого смысла рассуждать нет.
Сергей Тиунов, управляющий партнер BDO Unicon Outsourcing:
Для реализации всеобъемлющей системы учета налоговых обязательств на основе блокчейн необходимо несколько предпосылок:
- однозначная связка субъекта экономической деятельности и источника операции (блока в терминологии блокчейн), для чего необходимо обеспечить ЭЦП для 100% субъектов;
- исключение оборота наличных денег между экономическими субъектами;
- наличие доброй воли со стороны законодателя и регулятора (прозрачность коснется всех операций, включая коррупционные, сделки с заинтересованностью, секретные и т.п.). Подобная инициатива - это мощный удар по теневой экономике.
С учетом этих предпосылок, перспективы технологии блокчейн в государственном регулировании весьма туманны. Принцип блокчейн противоречит самой сути властной вертикали.
Денис Зайцев, советник DS Law:
Идея со временем отказаться от налогового декларирования не нова. Уже сейчас Налоговый кодекс содержит несколько примеров, когда государство готово отказаться от какой-либо составляющей контроля взамен на более тесный контакт с налоговым органом. Так, например, от проведения налоговых проверок освобождаются налогоплательщики, у которых проводится налоговый мониторинг. Цены признаются рыночными и, как следствие, освобождаются от контроля в соответствующей части налогоплательщики, заключившие с налоговыми органами соглашение о ценообразовании. При этом не стоит забывать, что взамен отмены обязанности подавать налоговую отчетность раз в месяц/квартал/год обязательным условием контролирующий орган ставит доступ ко всем данным налогоплательщика в режиме реального времени.
Если говорить об отмене декларационного подхода повсеместно, это потребует достаточно серьезной унификации учетных правил, а также отдельной и достаточно жесткой регламентации введения данных первичных документов в систему учета. В идеале для налогового органа – реализация такой системы посредством ведения учета в облачном сервисе самого налогового органа. И даже тогда, принимая во внимание все трудности перевода, а также весомость конечного блага для налогоплательщиков, перспектива добровольного перехода налогоплательщиков с разовой подачи налоговой отчетности на непрерывный контроль со стороны налоговых органов представляется весьма отдаленной и непопулярной.
Что же касается усовершенствования налогового контроля посредством блокчейна, то это все лишь технология, один из инструментов. Вместе с тем следует признать, идея записывать историю всех транзакций в каждой следующей транзакции для любого контролирующего органа открывает масштабные перспективы. При этом, несмотря на инновационность идеи, очень много вопросов появится к ее реализации применительно к налоговому контролю на практике. Так, на примере биткоина реализация блокчейна кажется понятной, там только одна операция – перевод денег. В рамках же налогообложения вариантов операций гораздо больше, и записывать их может быть гораздо сложнее.
Еще один насущный вопрос – как будет соблюдаться требование о налоговой тайне в отношении информации, которая по технологии будет записана и может неограниченно распространяться в свободном доступе внутри других транзакций. Эти и другие вопросы, незаданные и остающиеся без ответа, отодвигают в далекое будущее перенастройку налогового контроля через технологию блокчейна.