Авторы: Майкл Хитер (Michael Hyter), Чарльз Элридж (Charles Elridge), CPA, старшие партнеры Korn Ferry
Источник: Journal of Accountancy
Перевод: GAAP.RU
Фото: www.kornferry.com
Хотя аудиторские фирмы в последние годы сделали существенный прогресс в обеспечении разнообразия сотрудников на руководящих постах, и женщины в результате более активно стали подниматься по служебной лестнице, тем не менее, как показывает исследование, по-прежнему остаются в силе факторы, мешающие им пробиться на самый верх. Причина банальна: отсутствие четко выраженного, критически важного опыта лидерства в областях, которые требуются на высшем уровне.
- Кстати: «ЕС представил новую Директиву по раскрытию нефинансовой информации» (от 18/11/2014)
Korn Ferry – компания, которую представляют авторы сегодняшней статьи – как раз специализируется на консалтинговых услугах в сфере лидерства и профессиональных навыков. Проведенное ей исследование показало, что когда женщины все-таки достигают высших управленческих позиций, оказывается, что в плане своего лидерского опыта они на целый шаг позади своих коллег-мужчин. И никакая это не дискриминация, а самое что ни на есть эмпирическое свидетельство.
«Должна быть общая ответственность для всех женщин в плане четкого представления о том, что им необходимо для карьеры и для организации, где они работают – чтобы это лежало в основе стратегии, как туда, наверх, пробиться. Понимание того, какой опыт необходим для продвижения, имеет ключевую важность» – говорит старшая управляющая Korn Ferry Пегги Хазард (Peggy Hazard).
В ходе исследования обнаружилось, что хотя женщины в очень многих профессиях за свои профессиональные качества ценятся выше мужчин, они, однако, не нарабатывают реального опыта в непростых/нестандартных ситуациях, а также в областях роста бизнеса, стратегий, финансов, и PR – каждая из них относится к компетенциям, необходимым на самом высоком уровне. Также исследование показывает, что хотя мужчины и женщины обычно имеют одинаковую мотивацию к продвижению вверх по карьерной лестнице, тем не менее, представители слабого пола чаще говорят «нет» в ситуациях, когда им выпадает возможность сделать критически важный выбор. Либо к ним вообще не обращаются, полагая с самого начала, что семейные обязательства у них на первом плане – следовательно, будут мешать общему делу. Это объясняет, почему мужчины обычно в преимуществе, когда в компании заходит разговор о повышениях.
Но не все так печально. Исследователи Korn Ferry обнаружили, что за исключением фактора доверия, женщины набирают более высокие очки во всех остальных областях лидерства и в большинстве навыков и областей знаний, которые считаются необходимыми для успеха – например, в отношениях с сотрудниками, удовлетворении запросов клиентов, формировании команды. «Чего им не хватает, так это опыта, который получают их коллеги-мужчины на среднем организационном уровне или уровне отдельных бизнес-подразделений» – говорит Эвелин Орр (Evelyn Orr), старший директор Korn Ferry Institute и редактор исследования компании о роли женщин в лидерстве. – «Женщинам нужно более активно тянуть вверх руки и соглашаться на опыт, который действительно разовьет их навыки. А организациям нужно обеспечить женщин возможностями принять эти вызовы на как можно более ранних этапах карьеры».
Фото: www.pressfoto.ru
В Соединенных Штатах только 24 компании из 500 списка Fortune имеют среди своих исполнительных директоров женщин. При этом в советах директоров тех же компаний лишь 17% мест заняты представительницами прекрасной половины человечества. Если вы посмотрите отдельно на бухгалтерско-аудиторскую профессию, вы обнаружите, что статистические данные там ненамного лучше. Согласно отчету о текущих трендах от AICPA за 2013 год, который анализирует в том числе спрос и предложение на рынке труда для профессиональных бухгалтеров, в более-менее крупных компаниях с числом сотрудников более 50 лишь 17% партнеров – женщины.
Но с чем еще сложнее спорить, так это с другим результатом проведенного исследования: как оказалось, «критическая масса» женщин на лидерских и управляющих позициях прямо коррелируется с лучшими финансовыми результатами. И Catalyst, и McKinsey (крупные консалтинговые компании) продемонстрировали существенные положительные отличия в результатах компаний, где женщины были более широко представлены в советах директоров и исполнительных комиссиях. Исследование «Women Matter» («Женщины имеют значение!») от McKinsey показало на 41% большую отдачу от капитала и на 56% более высокую выручку до выплаты налогов и процентов в случае с компаниями, где женщины на руководящих должностях представлены лучше.
Таким образом, мотивация для самих компаний взрастить у себя лидеров-женщин очевидна, и она требует, чтобы тут сами компании и их сотрудницы работали вместе, чтобы обеспечить для них адекватную подготовку перед занятием руководящих должностей. А что могут сделать сами сотрудницы по мере продвижения вверх по карьерной лестнице, чтобы получить необходимый опыт? Вот несколько простых рекомендаций, которые могут помочь.
Фото: www.pressfoto.ru
- Думайте о том, куда вы двигаетесь. Удивительно, как много людей, которые даже не затрудняются на минуту остановиться и задуматься, что для них важно, и куда они двигаются. Очень важно выкраивать время для таких пауз, чтобы иметь возможность мысленно сформулировать, что для вас имеет наибольшую важность, насколько много вы готовы для этого работать, и как работа будет сочетаться с вашей личной жизнью.
- Общайтесь с людьми на должностях, которые вы собираетесь занять в будущем. Тут все очевидно: если вы уже решили, что хотите когда-нибудь занять определенную должность и начать играть новую роль в компании – поговорите с людьми, которые уже на этой должности. Спросите, какие, по их мнению, знания и опыт помогли им подготовиться к этому, и что им хотелось бы (но так и не удалось) изучить перед тем, как на них свалились новые обязанности.
- Изучите, какие в точности знания, компетенции и навыки потребуются. То, что позволило вам подняться на сегодняшние вершины, вовсе необязательно обеспечит вам путь еще выше. Компетенции и опыт, требуемые на более высоком уровне, могут отличаться от того, чем вы владеете сегодня. Изучите четко, что вам потребуется – и от чего, напротив, придется избавиться, что может потенциально стать источником проблем.
- Развивайте лидерские навыки – не только чисто технические, и не только отношения с клиентами. Чуть выше мы упоминали, что в плане отношений с клиентами женщины и так сегодня справляются неплохо. Конечно, в роли сертифицированного бухгалтера ваши технические данные и навыки проникновенного общения с клиентами останутся на топовых позициях в плане важности, и истинность этого утверждения не меняется, по мере того как вы двигаетесь вверх к партнерству и дальше – возможно, должности исполнительного директора. А что меняется, так это ваша потребность обладать все более отточенными лидерскими качествами, как-то: убеждение, воодушевление, развитие профессионализма у подчиненных и такая трудно поддающаяся определению вещь как «аура лидерства».
- Ищите союзников! У женщин, как правило, довольно трудно с продвижением самих себя в глазах других и с рекламой своих собственных достижений. Дело тут не в отсутствии энтузиазма, а в негативной (как оказывается) корреляции между привлечением к себе внимания и карьерным успехом. Для женщин имеет смысл держаться тише воды ниже травы и не заявлять громко о том, чего они добились. Статистические факты – вещь упрямая, и они говорят, что это, скорее, приведет к обратному эффекту. Что же делать? Это та область, где на помощь могут прийти тщательно отобранные союзники. На роль «союзника» могут подойти самые разные персоны: коллега, наставник, спонсор, даже босс. Главное – это то, что этот союзник будет говорить о ваших достижениях за вас, когда вы, образно говоря, не присутствуете в комнате. Он или она представит ту ценность, которую вы и только вы создаете для компании, нарисует ее в глазах людей, от которых зависит ваше будущее. Он или она также замолвит за вас словечко, когда дойдет очередь до раздачи новых важных заданий.
- Найдите себе наставника! Иметь нескольких наставников лучше, чем иметь одного. Это дает вам большое разнообразие перспектив и точек зрения. И кстати, не забывайте искать себе наставников-мужчин. У них можно многому научиться, а кроме того – они помогут вам лучше ориентироваться в той части корпоративной культуры, понять которую способны только они.
- Прекратите говорить «нет»! Слишком многие женщины необоснованно колеблются и отказываются от возможностей только потому, что чувствуют свою неуверенность или плохую подготовку, либо думают, что сейчас просто «не самое удачное время». «Карьеристки» (в хорошем смысле этого слова) должны всегда помнить о том, что слишком часто решения, на которые оказали влияние неуверенность, пораженческие настроения, либо просто выбор хорошо знакомого, комфортного, а оттого более безопасного пути, неизменного окажут разрушительный эффект на карьеру в будущем.
- Будьте на виду. Возможно, у вас прекрасный лидерский потенциал, но при этом вы не участвуете в заметных для своего руководства экспертных комиссиях. Возможно, вы никогда не вызываетесь волонтером, не ездите на конференции. Отказываетесь даже от такого приятного времяпрепровождения как игра в гольф в воскресенье на природе (пусть даже там будут одни мужчины). Тем самым вы рискуете остаться в своей организации никем не замеченной. Важно, чтобы о вас знали, и чтобы вы были «под рукой», когда необходимы.
- Помогайте своим коллегам – и женщинам, и мужчинам. Сотрудникам-мужчинам также нужны наставники и, оказывается, наставницы тоже. Не упускайте возможности – поделитесь с ними своим опытом! Про доброту и щедрость, к сожалению, иногда забывают в корпоративной среде, зато когда все-таки не забывают, они воздаются сторицей.
- Будьте хозяйкой своей карьеры. Существует много причин, почему женщинам не удается подняться на еще более высокие лидерские роли в своей карьере. Всегда будут новые вызовы и трудности. Управляйте своей карьерой сознательно, четко представляя, куда вы направляетесь, и как собираетесь туда попасть.
Фото: www.pressfoto.ru
В аудиторских фирмах сегодня ситуация постепенно улучшается. Довольно часто тут используются различные программы развития лидерского таланта для женщин. О них думают, когда заходит речь о назначении новых членов в комитеты и на руководящие посты.
Подытоживая, можно сказать, что исследование рисует сегодня женщин во многих компаниях в качестве такого себе скрытого источника энергии. Что могут начать делать компании и их сотрудницы прямо сегодня, чтобы начать разрабатывать этот потенциал? «Мы бы рекомендовали сосредоточиться на трех ключевых областях: мотивация – чтобы разглядеть индивидуальные побудительные факторы для женщин с высоким потенциалом; опыт – то есть задачи, чтобы дать возможность женщинам развить у себя необходимые навыки и быть на виду; и отношения – чтобы предоставить женщинам доступ к людям на исполнительных должностях, что можно обеспечить, например, через наставничество» – говорит старшая управляющая Korn Ferry Пегги Хазард. – «Стеклянный потолок» реально существует, но также существуют и инструменты, с помощью которых женщины вполне могут разбить вдребезги эти барьеры».