Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности: проблемы и решения

Российский бухучет

Автор:
Источник: НП "Ассоциация бухгалтеров Содружество"
Опубликовано: 3 марта 2014

Новый закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 №402-ФЗ (далее по тексту – закон) вступил в силу в 1 января 2013 года, и отчетность за 2013 год, по сути, первая отчетность, которую мы делаем уже в полной мере по новому законодательству.

Ситуацию с нормативным регулированием бухгалтерского учета можно было бы назвать весьма занимательной, если бы не необходимость как-то готовить бухгалтерскую отчетность.

Мы имеем новый закон, в который всего за год действия уже 6 раз вносили изменения. Мы имеем Положения по бухгалтерскому учету, в которых даже применяемая терминология расходится с терминами, установленными в законе, и при этом мы подразумеваем, что действующие ПБУ это и есть те самые Федеральные стандарты бухгалтерского учета, которые являются основными нормативно-регулирующими документами. Изменилась и иерархия применения документов. Если год назад Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации №34н мы считали документом, по важности следующим сразу за законом о бухгалтерском учете, то в 2013 году это Положение применяется исключительно в части, не противоречащей более поздним документам, в т.ч. и более поздним принятым ПБУ.

Довольно серьезную путаницу представляет и один из главных вопросов: А что, собственно, входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности? По сравнению с периодом, когда бухгалтера готовили отчетность за 2012 год, ничего не изменилось. По-прежнему ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» противоречит закону, как в составе представляемой информации, так и в содержании этой информации.

Комментарии только вносят сумятицу в мысли. Только вариантов применения термина «пояснительная записка», используемых в прессе, можно привести множество от полного отказа от нее, до применения так же, как и было до вступления в силу закона.

Поэтому, подходя к вопросу о том, что входит в состав отчетности за 2013 год, обратимся, прежде всего, к закону.

В соответствии со ст.14 закона 402-ФЗ в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности включается:

  1. Бухгалтерский баланс
  2. Отчет о финансовых результатах
  3. Приложения к ним.

Закон другой информации по составу отчетности не дает.

Далее по составу бухгалтерской отчетности мы должны использовать: ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации №34н, Приказ Минфина от 2.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчётности организации». Все три документа противоречат друг другу, начиная с названия форм отчетности, и все они применяются в части, не противоречащей закону о бухгалтерском учете. Некое упорядочение информации о составе отчетности Минфин пытается привести в Информации №ПЗ-10/2012.

Разбираясь в хитросплетении этих документов, можно все-таки сделать выводы, что же входит в так называемые «Приложения к отчетности», куда делась Пояснительная записка, и какое место в отчётности занимает аудиторское заключение.

В состав приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетности включается:

3.1 Отчет об изменениях капитала

3.2 Отчет о движении денежных средств (Информация Минфина ПЗ-10/2012)

3.3 Отчет о целевом использовании средств – У этого документа двоякая сущность:

  • он может заменять Отчет о финансовых результатах для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг) ( П.4 Приказа 66н, Информация Минфина ПЗ-10/2012),
  • либо представляться как приложение, в случаях, если в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;, при этом показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен, и без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности (П.4 Приказа 66н, Информация Минфина ПЗ-10/2012)

3.4 Пояснения.

В качестве пояснений могут быть (исходя из существенности информации):

  • юридический адрес организации (Представляются обособленно, в случаях, если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерский отчет. П. 28 ПБУ 4/99)
  • основные виды деятельности
  • сведения о среднегодовой численности работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату
  • состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации (требования ПБУ 11/2008)
  • информация о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов (п. 40,41 ПБУ 14/2007)
  • а также информация, раскрываемая в соответствии с п. 27 ПБУ 4/99.

Информация раскрывается дополнительно (одновременно) с той, что требуется в соответствующих разделах соответствующих ПБУ:

  •  о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств (раздел 6 ПБУ 6/01)
  • о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств (раздел 6 ПБУ 6/01)
  • о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений (п.41, 42 ПБУ 19/02)
  • о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности
  • о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ
  • о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода (раздел 5 ПБУ 8/2010, ПБУ 21/2008)
  • о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности
  • об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности)
  • о составе затрат на производство (издержках обращения)
  • о составе прочих доходов и расходов
  • о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях
  • о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации
  • о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности (ПБУ 7/98, ПБУ 8/2010)
  • о прекращенных операциях (ПБУ 16/02)
  • об аффилированных лицах (ПБУ 11/2008)
  • о государственной помощи (ПБУ 13/2000)
  • о прибыли, приходящейся на одну акцию

Кроме того, в качестве пояснений к отчетности выступают и другие раскрытия, которые организации обязаны делать по различным разделам бухгалтерского учета. Что именно подлежит раскрытию, указывается в разделах «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности» действующих БПУ.

Термин «Пояснительная записка» применительно к бухгалтерской (финансовой) отчетности больше не применяется. Документ с таким названием в отчетности не используется. Однако, это не означает, что в отчетности будет полностью отсутствовать текстовая информация. Да, и ПБУ 4/99 и Приказ 66н предполагают, что раскрытие информации, по возможности должно представляться в табличной форме. Но очень много информации, подлежащей раскрытию, никак не укладывается в таблицу.

Например, выполняя требования п. 20 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», предприятие должно раскрыть и информацию, о наличии значительной неопределенности в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана, (при наличии такой неопределенности). Довольно сложно описать эту информацию в виде таблицы. Из чего можно сделать вывод, что, если кто-либо предъявляет к пояснениям требование о подготовке их исключительно в виде таблицы, это требование, как минимум, не разумно. И не основано на нормативных документах, поскольку ни один из них не обязывает представлять пояснения исключительно в виде таблиц.

Как правило, предприятия раскрывают пользователям намного больше информации, нежели поименовано в действующих ПБУ. Есть и ряд других законодательно установленных раскрытий, которые организации должны делать при подготовке Годового отчета.

Термин «годовой отчет» намного шире, чем термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность», и годовой отчет содержит более широкий набор раскрываемой информации. Вся эта информация в бухгалтерском нормативном регулировании именуется как «Дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Такой информацией может быть:

  • динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
  • планируемое развитие организации;
  • предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
  • политика в отношении заемных средств, управления рисками (Информация Минфина от 14.09.2012 №ПЗ-9/2012);
  • деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • природоохранные мероприятия;
  • информация о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (часть 5 статьи 22 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»)
  • иная информация:
  • Информация об экологической деятельности предприятия (Письмо Минфина РФ № ПЗ-7/2011);
  • Информация о внутреннем контроле (ст.19 закона №402-ФЗ);
  • Иная подобная информация

Дополнительная информация может публиковаться вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью, однако, в состав этой отчетности не включается, и не подлежит обязательному аудиту.

Не входит в состав отчетности и аудиторское заключение.

Исключение аудиторского заключения из состава отчетности не влечет автоматически разрешение на отказ от проведения обязательного аудита. Согласно п. 10 ст. 13 закона О бухгалтерском учете, в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. И уже в декабре 2013 года внесено еще одно изменение в этот закон. Теперь п.2 ст. 18 звучит так: «При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом». Тем самым определив организациям, что в течение года, следующего за отчетным, предприятия, отчётность которого подлежит обязательному аудиту, такой аудит должны провести.

При возникновении вопросов о необходимости включения в состав отчетности той или иной информации, предлагаем обращаться в комитет по стандартизации и методологии НА АБС.

Автор:

Теги: бухгалтерская отчетность  финансовая отчетность  бухгалтерский учет  ПБУ  Федеральные стандарты бухгалтерского учета  ПБУ 4/99  Бухгалтерская отчетность организации  бухгалтерский баланс  отчет о финансовых результатах  отчет об изменениях капитала  отчет