В статье рассматривается текущая ситуация, сложившаяся в высшем образовании с подготовкой специалистов для налоговой сферы как для государственных, так и для коммерческих структур. Особое место в подготовке специалистов в сфере налогообложения, по мнению автора, должен занимать анализ практических ситуаций, возникающих во взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Подготовка специалистов в сфере налогообложения является важной частью подготовки экономистов во всех ведущих вузах Российской Федерации. Они востребованы как в государственном секторе экономики (особенно — в налоговых органах), так и в коммерческом секторе: в аудиторских компаниях, в финансовых и бухгалтерских службах любой организации. Следует отметить также растущую потребность в налоговых консультантах, которые готовятся в структурах дополнительного образования и более детально изучают основные вопросы налогообложения и налогового администрирования.
В настоящее время все большее внимание в системе высшего образования уделяется «обратной» связи с работодателями, ожиданиям которых должны соответствовать выпускники вузов. Профиль «Налоги и налогообложение» соответствует направлению обучения «Экономика», именно такие выпускники бакалавриата востребованы на рынке услуг в сфере налогообложения. От качества подготовки бакалавров напрямую зависит их место на рынке труда и уровень предлагаемой заработной платы. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] работодатели и их объединения являются участниками отношений в сфере образования, они вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Представители работодателей (причем и органов государственной власти, и коммерческих структур) выделяют следующие основные проблемы, возникающие при принятии на работу выпускников-бакалавров, которые теоретически должны быть решены при формировании и реализации соответствующих компетенций:
- неумение «говорить и писать» (см. ОК-6 «Способен логически верно,аргументировано и ясно строить устную и письменную речь»);
- «рамочное мышление» (см. ОК-1 «Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения»);
- неактуальные знания (см. ОК-5 «Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности»);
- сложности в работе «в команде» (см. ОК-7 «Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе»);
- неумение связать знания по бухгалтерскому учету, налоговому учету, анализу финансовой отчетности и праву (см. ПКП-7 «Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую отчетность организаций различных форм собственности, оценивать налоговые последствия конкретных хозяйственных операций в рамках существующего налогового законодательства и планируемых его изменений для принятия финансовых решений»);
- отсутствие четкой аргументации в отстаивании своей точки зрения (см. ПКП-10 «Способен анализировать налоговое законодательство, сопоставлять положения отдельных норм, выявлять несоответствия и осуществлять разработку рекомендаций по его совершенствованию»);
- недостаточное знание информационных технологий (см. ОК-13 «Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях»).
Если обучение осуществлялось по заочной форме (в том числе с использованием дистанционных технологий), добавляются следующие проблемы:
- невозможность установления тесного взаимодействия с другими обучающимися;
- отсутствие тесной взаимосвязи с преподавателями;
- акцент на самостоятельную работу, что требует высокой самоотдачи студентов.
Целью настоящего исследования является выработка предложений по совершенствованию системы подготовки специалистов в сфере налогообложения на основе анализа сложившейся в Российской Федерации ситуации, а также с учетом зарубежного опыта. Система подготовки специалистов включает в себя методы и инструменты образовательного процесса, позволяющие наиболее полно сформировать компетенции, выделенные в матрице компетенций по соответствующей дисциплине.
Одним из важнейших инструментов повышения эффективности подготовки специалистов следует выделить создание методических материалов, позволяющих наиболее полно сформировать компетенции. При этом подготовка студентов по налоговым дисциплинам предполагает определенный комплекс мероприятий, который направлен на качественное усвоение учебного материала и обеспечивает не только аудиторную, но и самостоятельную работу студентов. Для успешного изучения дисциплины студенту следует:
- посещать лекции и семинары;
- на лекциях внимательно слушать лектора, записывать определения, примеры (с учетом того, что законодательство о налогах и сборах меняется достаточно интенсивно, а учебники не всегда выпускаются оперативно);
- задавать вопросы преподавателю на семинарских занятиях по наиболее сложным вопросам, а также посещать индивидуальные консультации, что позволит полностью сформировать знания по данной дисциплине;
- на семинарах стараться разобраться в теме, задавать вопросы, на второй половине семинара пытаться решать подобные задачи самостоятельно, отвечать на вопросы преподавателя;
- в конце каждого семинара записать задания для домашнего задания, решая которые студент закрепляет пройденный материал.
Каждый семинар начинается с ответа на вопросы по домашнему заданию (проводится в форме устного или письменного опроса по ключевым понятиям и наиболее важным аспектам изученной темы).
Лектору целесообразно заблаговременно обеспечить студентов раздаточным материалом, который включает базовые основы лекционного курса, с тем чтобы оптимизировать время работы на занятии и не допустить нерационального использования времени, которое затрачивается студентами на переписывание слайдов с экрана или конспектирование НК РФ. Однако студентам важно осознать, что раздаточный материал не повторяет текст лекции, поэтому только активная работа на занятии позволит усвоить новый материал.
При подготовке к семинарским занятиям следует руководствоваться указаниями и рекомендациями преподавателя, использовать основную литературу из рабочей программы дисциплины. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная».
Обязательным условием качественной организации самостоятельной работы является оценивание каждого выполненного студентом задания.
При разработке заданий для самостоятельной работы преподаватели руководствуются требованиями рабочей программы. Профилирование заданий предусматривает их прикладной характер, связанный со спецификой будущей профессии, и методологические особенности. Выполнение индивидуальных и самостоятельных работ по дисциплине должно быть тесно увязано с аудиторной работой.
Текущий контроль работы студентов проводится преподавателем регулярно в процессе проведения всех видов занятий, выполнения контрольных и практических работ, тестов. Если формой промежуточного контроля является экзамен, студентов следует заранее обеспечить критериями выставления экзаменационных оценок, типичными практико-ориентированными заданиями и на консультации обратить внимание на наиболее часто встречающиеся ошибки при ответах на вопросы.
Особое место в подготовке специалистов в сфере налогообложения занимает анализ практических ситуаций, возникающих во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов в процессе камеральных налоговых проверок. Отметим, что при изучении дисциплины «Организация и методика проведения налоговых проверок» со студентами следует подробно рассмотреть организацию работы налоговых органов, что позволит при дальнейшем трудоустройстве продемонстрировать студентам высокий уровень практических знаний.
В 2015 г. в опытно-эксплуатационную работу введен программный комплекс «Автоматизированная система контроля НДС-2» (далее — АСК НДС-2), а уже в ноябре были выставлены первые автотребования по выявленным расхождениям в налоговых декларациях контрагентов. По данным ФНС России, по проведенным камеральным налоговым проверкам по НДС в 2015 г. сумма доначислений (в расчете на одну проверку) составила 53 тыс. руб. по сравнению с 49 тыс. руб. в 2014 г. В большинстве случаев ошибки налогоплательщиков связаны с заполнением книг покупок и продаж: номера счетов фактур, ИНН и другие реквизиты могут различаться в документах — пояснениях продавца и покупателя.
Теоретически работа АСК НДС-2 выглядит следующим образом: налогоплательщик получает автотребование, направляет квитанцию о его получении в налоговый орган, через формализованную форму ответа исправляет свои технические ошибки, в случае реального отсутствия расхождений представляет пояснения или подтверждающие документы, при наличии определенных оснований представляет уточненную декларацию. В результате «разрыв» должен быть устранен, бюджет пополнен. Отмечается, что выявление «налоговых разрывов» производится до 5-6 звена контрагентов, что позволяет выявить «выгодополучателей» и доказать получение необоснованной налоговой выгоды в дальнейшей работе.
Пояснения от налогоплательщика требуются при камеральной проверке при наличии следующих оснований:
- нарушены контрольные соотношения — если вычеты и налог в разделах 8 и 9 не соответствуют данным разделов 2-6. Если организация не отразила счет-фактуру в разделе 8, нужно исправить отчет, если расхождения возникли из-за округления, достаточно дать пояснения;
- имеются расхождения по сравнению с отчетностью продавца — в реквизитах счетов-фактур, кодах операций;
- отсутствует счет-фактура у контрагента-продавца, если компания показала вычет;
- доля налоговых вычетов выше среднего значения (89%);
- выручка различна в декларациях по НДС и по налогу на прибыль, что может быть связано с несовпадением момента отгрузки и момента перехода права собственности.
Истребование документов налоговый орган осуществляет в следующих случаях: если налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию к уменьшению за период старше двух лет; если данные в декларации не совпали со сведениями в отчетности контрагентов; если налог указан «к возмещению». На основании истребованных документов налоговый орган проводит «всесторонний углубленный анализ деятельности» (анализируются копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (у посредников), выставленные счета-фактуры). При подаче уточненной налоговой декларации сначала формируется дополнительный лист книги покупок. В него переносятся итоговые данные из книги покупок. Затем неверная запись отражается в книге со знаком «минус». После чего делается верная запись с положительным значением. Подводится итог, далее формируется раздел 8.1 и подается уточненная декларация. Все разделы, которые были в первичной декларации, выгружаются в уточненную декларацию.
Кроме того, студенты должны знать, в каких случаях налогоплательщики вправе подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию — это связано с обнаружением недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Примеры: неверные номера документов в счетах-фактурах у покупателя, указание поставщиком неправильного ИНН контрагента, неверное округление. Понимание студентом того, что устанавливается особый порядок подачи налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи (в том числе по налогу на добавленную стоимость) позволит организации в дальнейшем избежать штрафных санкций за несвоевременное предоставление декларации (если выпускник будет работать в налоговой службе организации).
Таким образом, четкое усвоение функционирующих мероприятий с заполнением форм, утвержденных приказами ФНС России, позволит выявить наиболее проблемные ситуации, которые связаны с неоднозначностью действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации.
Одним из направлений развития системы подготовки специалистов в сфере налогообложения является использование зарубежного опыта по внедрению новейших методов обучения. Для европейской системы профессионального образования характерны гибкость, последовательность обучения, введение инновационных образовательных программ и методов (дистанционное обучение, обучение в форме накапливаемых «кредитов», неполный учебный день с последующими практическими занятиями и т.д.). Вместе с тем, традиционными формами американского образования являются интенсивные курсы и дистанционные образовательные программы, система постоянного контроля успеваемости и полученных знаний и навыков, тесная интеграция с общественными профессиональными организациями.
В рамках эффективного взаимодействия вузов с работодателями, позволяющего повысить качество подготовки специалистов в области налогообложения, представляется целесообразным решить следующие задачи в области подготовки бакалавров по экономике:
- предоставление образовательных услуг высокого качества (при этом важны не только оценка получаемых знаний студентами, которые не всегда способы оценить уровень преподавания, но и оценка работодателями выпускников различных образовательных организаций с выделением наиболее конкурентоспособных программ и дисциплин);
- совершенствование образовательного стандарта в сфере налогообложения с учетом изменений в области законодательства (в том числе важна оценка научным сообществом рабочих программ дисциплин с обязательным привлечением в качестве рецензентов представителей работодателей. При этом надо отдавать себе отчет в том, что подготовка осуществляется не только в интересах конкретной организации, но и в интересах той или иной отдельной отрасли и государства в целом);
- повышение качества обучения путем совершенствования учебно-методического обеспечения дисциплины: опыт показывает, что эффективность обучения, безусловно, вырастет при активном участии студента в учебном процессе, в том числе в деловых играх, при подготовке докладов, эссе [3, с. 64]. В то же время повышаются роль самостоятельной работы, понимание необходимости самостоятельного освоения определенной части учебного материала, к чему в настоящее время готовы далеко не все студенты. Нельзя не отметить важность развития системы профессиональной ориентации школьников, мероприятия которой позволят сформировать понимание необходимости серьезного подхода к обучению по выбранному направлению;
- усиление практической направленности дисциплин, успешное изучение которых позволит повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Решением данной задачи может являться приглашение специалистовпрактиков для освещения наиболее проблемных вопросов, возникающих в практической деятельности государственных служащих и работников коммерческих организаций. Также важна периодичность стажировки преподавателей в коммерческих организациях, налоговых органах, что позволит удачно реализовать совмещение четкой методики преподавания и использование новейших практических достижений в целях повышения качества образования;
- поддержка тесной связи с выпускниками, отслеживание их карьерных достижений и выделение основных направлений совершенствования преподавания тех дисциплин, которые направлены на реализацию их потенциала (опросы выпускников показывают, что для них важна углубленная подготовка по налоговым дисциплинам на основе выполнения различных домашних заданий, опросы же студентов свидетельствуют о том, что для многих из них предпочтительнее отсутствие заданий для самостоятельной работы);
- разработка программ послевузовской подготовки, позволяющих развить и углубить компетенции, наиболее важные в практической деятельности;
- стимулирование научной работы студентов-бакалавров, в том числе помощь в подготовке научных статей и докладов, а также привлечение к участию в конференциях по актуальным экономическим вопросам (положительным опытом является непрерывная работа со студентом, начиная с руководства курсовой работой по налогообложению, затем — выпускной квалификационной работой, магистерской диссертацией и в дальнейшем — диссертацией на соискание ученой степени кандидата экономических наук) [3, с. 74].
Развитие системы подготовки специалистов в сфере налогообложения неразрывно связано с совершенствованием законодательства о налогах и сборах, с одной стороны, и с актуализацией рабочих программ налоговых дисциплин, с другой стороны. Ввиду вышеизложенного представляется крайне важным для образовательных организаций осуществлять деятельность в постоянной взаимосвязи с представителями работодателей, а также с научным сообществом, актуализируя все необходимые методические материалы с учетом постоянно меняющихся требований.
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Смирнова, Е.Е. Особенности преподавания финансовых дисциплин в свете Болонского процесса // Налоги и налогообложение. — 2007. — № 6. — С. 63-64.
- Смирнова, Е.Е. Проблемы и перспективы развития послевузовского образования // Налоги и налогообложение. — 2009. — № 5. — С. 73-75.