По материалам выступления Волковой Ольги Егоровны, директора департамента автоматизации учета ООО «Контек-Софт», на второй международной конференции «Постгрэдюэйт – РАУ» «Современное финансовое управление в развитии международного сотрудничества предпринимателей»
Что имеет на сегодня крупный бизнес? Он имеет проблему подачи отчетности – её очень много! Производственники подают свои отчеты, финансисты – свои, налоговики получают свою отчетность. И вот очень часто, когда это попадает к акционерам, они начинают её анализировать – что они при этом имеют. Не дай бог что-то им не понравится – они начинают интересоваться, а почему именно так, а не иначе. Начинает идти обратная связь.
Когда мы анализируем эти вещи – находим, а кто же ответственный за данный показатель, и что на него повлияло. К тому времени уже, оказывается, и отчетный период прошел, а сам показатель оказывается вдруг лучше. А что на него повлияло – это уже совсем другой анализ.
Для того, чтобы таких ситуаций не возникало, производится анализ целевых показателей. Эти показатели делятся по степени ответственности – что будет интересовать акционеров, что будет интересовать топ-менеджеров, как они складываются из производственных затрат, и кто из них отвечает за производственные показатели в этой части.
Основной инструмент, который помог компании «Томскнефть» наладить контроль за показателями/затратами – это система учета авторизация затрат, где мы наблюдаем систему иерархии подчиненности (затрат), а менеджер работает уже с первичными документами. Данная система учета авторизации затрат уже почти 10 лет как внедрена в компании, и она принесла хорошие плоды в управленческом учете. Как следствие, менеджер работает непосредственно с контрагентами, с первичными документами. Менеджер кодирует каждый из показателей, который есть в первичном документе, дабы он попал в систему авторизации затрат и попал, соответственно, в учетную систему.
Чтобы это произошло правильно, необходимо иметь хорошие регламенты движения первичных документов, правильное их отражение, и при этом должна быть внедрена хорошая система по кодированию, при этом постоянно поддерживаемая. Когда происходит кодирование, менеджер добавляет к этой кипе первичных документов реестр аналитического учета. Эти реестры составляются в соответствии со справочниками аналитического учета, которые должны соответствовать законодательству: российскому, налоговому и международному – поскольку большой компании нужно подавать и ту, и другую, и третью отчетность.
Получается, что весь поток отчетных данных ложится на менеджера, поскольку именно он знает, почему возникли те или иные затраты. Естественно, он не может знать, как это будет обработано в рамках того или иного стандарты – ведь он производственник, по сути. У него задача – знать свой кусок данных и иметь обновленный справочник, на основании которого он это кодирует. Правильно закодированные первичные документы попадают в систему и имеют отражение в бухгалтерском, управленческом и производственном учете. Они должны соответствовать вышеперечисленным стандартам и служить источником отчетности.
Модуль, который используется при этом – система аналитического учета, которая подчиняется плану счетов, справочникам и другим источникам требований. Каждый элемент в системе аналитического учета имеет свои требовании – для какой отчетности он предназначен, в какой системе отражаться, и на основании какого законодательного акта это будет именно так.
Как сказал Д. Таунсенд, «при больших различиях может произойти сильное разъединение учета» – и действительно, так и есть. Получить хорошую, доказуемую, быстро трансформируемую отчетность сегодня для крупных предприятий не проблема, но получить её в срок и получить её в большей степени соответствующей стандартам легче, если учет по первичным документам ведется таким образом, чтобы они стразу отправлялись в три банка данных – для бухгалтерского учета, для налогового учета, для международного, ну и для управленческого тоже.
Для этого и была проработана система планов счетов, увязанная между собой, которая отражает коды российского плана счетов, но при этом учитывает и международные требования. Счет 01-03, например, учитывается только в международном учете, по российскому плану это забалансовый счет 001. Аналогично есть амортизация 02-04, которая важна только для международного учета.
Сделана такого рода взаимосвязь не только по плану счетов, но и по аналитикам, на основе которых ведется учет: в зависимости от того, как трактует это Налоговый кодекс, российские ПБУ или международные стандарты, мы получаем полную взаимосвязь вещей. У нас получается, что на первичные документы справочники имеют иерархический вид. Иерархия связана с управлением. При этом иерархия задана следующим образом: например, могут быть нужны материальные затраты в целом, которыми управляют акционеры, далее – из чего они состоят (это следующий вид), а производственным менеджерам нужно «сложить» их до составляющих, на основании которых они получают первичные документы. От общего к частному.
К чему это привело? Сократились сроки представления отчетности (мы говорим о «Томскнефти»). Так, консолидированную отчетность, которую они пока сдают по US GAAP, они получают 28 января. То есть, имея такую систему аналитического учета, такое предприятие как «Томскнефть» с 17 дочерними организациями закрывается 5-го числа ежемесячно! 5 числа закрывают российский учет, 7 числа – налоговый, с 8 числа начинается сбор международной отчетности. На 17 января акционеры имеют консолидированную отчетность группы компаний «Томскнефть».
Посмотрев на то, как получается отчетность методом трансформации, представители «Томскнефти» подумали и сказали: «А давайте мы попробуем получать её параллельным учетом». Для этого был разработан специальный программный продукт, были разработаны методики этой отчетности – методики получения и ведения учета по своей сути. Сейчас ведется внедрение параллельного учета. Единый массив финансовых показателей – он на самом деле огромный, и он имеет 4 направления: для бухгалтерского учета, для налогового, для международного учета и для управленческого.
Кроме того, у «Томскнефти» – так уж сложилось – сейчас два акционера, Газпромнефть и Роснефть, и они требуют свою управленческую отчетность. Она между собой не схожа: хотя обе отчетности и основываются на одних и тех же финансовых показателей, разнятся они сильно.
За прошедшее время был наработан огромный опыт создания международной отчетности. Получили учетную политику по МСФО. Получили внутрифирменные стандарты по участкам учета, которые показывают, как каждый первичный документ имеет свое отражение на определенном участке учета. Управленческая отчетность в компании в данный момент по сути равна Форме номер 2, т.е. прибылям и убыткам, но в более расширенном виде.
Когда посмотрели на количество стандартов, которое имеется (учетная политика и 12 стандартов ПБУ для российского учета, по налоговому учету – учетная политика и 2 больших методички по налоговым разницам и по расчету налога на прибыль, и по международному учету – 6 стандартов и учетная политика) – задумались о практической реализации параллельного учета. План счетов решили сделать один, чтобы не перегружаться, и методики также решили объединить в одну основную.
Получили обобщенные правила построения системы аналитического учета. Методики, конечно, имеют определенную привязку к программным продуктам, но вообще они адаптируются под любые программные продукты, если какая-либо программа имеет ограничения.
Что еще произошло за эти 5 лет? Получили 2 комплекта программных продуктов. 1й комплект – это получение международной отчетности методом трансформации. 17 предприятий-дочек – можно сказать, что это одно большое и 17 малых и средних предприятий, выведенных на аутсорсинг. С помощью корпоративного хранилища данных (которое, кстати, было в свое время заказано Юкосом) мы уже имеем работающую систему, которая обеспечивает сбор данных из разных систем, и при этом данные полностью соответствуют требованиям международного учета и российского учета. Из корпоративного хранилища данных сливаются не просто показатели, а проводки, полностью отражающие системы учета. В свою очередь, в хранилище данных с помощью определенного программного продукта забираются показатели из учетной системы, которая «говорит» на одном языке с планом счетов и системой аналитического учета, либо она может забирать оттуда трансформированные проводки. Это сумасшедшее число – порядка 40 тыс. различных показателей, расписанных и «в разрезе».