Тема внутреннего аудита имеет способность становиться особенно актуальной в кризисные времена, со всей отчетливостью демонстрируя несовершенство действующих систем и заставляя многих сокрушаться недостаточным вниманием, которое они им уделяли в более спокойные времена, когда еще была возможность осуществить в этом направлении достаточные для комфортного самочувствия инвестиции. Многие ударяются в другую крайность: кризис – время сокращения расходов, а значит – время подрезать расходы на свои СВА. Компании второй категории делают такое, конечно, от безысходности, в душе признавая ошибочность своих действий, ведь и им давно стало очевидно, что сегодняшний современный внутренний аудитор – это уже не просто внутренний ревизор. Сегодня он - неотъемлемая часть структуры организации с широчайшим набором функций. От него (или нее) ожидают ощутимой помощи в управлении компанией, поэтому эти люди должны иметь очень высокий уровень компетенции, обладать навыками финансового анализа и при этом осуществлять эффективный обмен информацией с прочими подразделениями, потому что в сплоченной совместной работе кроется ключ к успеху.
В последнее время у нас на сайте засветилось несколько любопытных материалов по теме. Во всех подробностях были рассмотрены часто имеющие место конфликты между внутренними и внешними аудиторами в американской практике (как оказалось, причиной всего стало неосторожно брошенное предупреждение американского регулятора, PCAOB, которое всех напугало). А международные эксперты из PwC провели всесторонний анализ сегодняшних тенденций, представили очередной отчет, и оказалось, что внутренний аудитор в любой более-менее современной деловой организации – это уже полноценный доверенный консультант, чьи рекомендации по управлению организацией создают вполне существенную стоимость. Впрочем, согласно тому же отчету, условную “трансформацию” пока еще прошли далеко не все компании даже на Западе, хотя подавляющее большинство руководителей там ожидают завершения в ближайшие же годы (буквально 3-5 лет).
Мы задумались, а как обстоят дела в российских компаниях сегодня, тем более что и тема самая что ни на есть актуальная. Кризис, как-никак. Ниже предлагаем ответы откликнувшихся российских экспертов на следующие несколько вопросов (всем огромное спасибо за участие):
- Перечислите основные функции внутренних аудиторов в Вашей компании? Считаете ли Вы СВА неотъемлемой частью структуры своей организации?
- На сколько Вы оценили бы эффективность работу своей системы внутреннего аудита по десятибалльной шкале?
- Фиксировали ли Вы конфликты своих внутренних аудиторов и внешних аудиторов? Внутренних аудиторов и менеджеров? Внутренних аудиторов и директоров?
- Насколько эффективно поставлена система "оповещения" (возможно, кому-то привычнее английский термин, “whistleblowing”) о фактах обнаруженных нарушений? Как это работает?
- Какие требования для внутренних аудиторов Вы предъявляете (в т.ч. в плане образования)? Каковы карьерные перспективы (переход на руководящие должности после нескольких лет работы, например)?
Алексей Пожарный, Head of Internal Audit Nordea | Group Internal Audit, член АССА
1. Перечислите основные функции внутренних аудиторов в Вашей компании? Считаете ли Вы СВА неотъемлемой частью структуры своей организации?
Нордеа Банк следует принципам модели 3-х линий защиты при управлении рисками и контролем, поэтому СВА как третья линия защиты является неотъемлемой частью структуры банка и процесса управления рисками и контролем. Основной функцией СВА является проведение независимых и объективных проверок во всех областях работы банка с целью оценки эффективности системы управления рисками и предоставления гарантий совету директоров, что построенная менеджментом система внутреннего контроля эффективна. Также СВА является одним из инициаторов постоянных улучшений и проводником внедрения лучших практик.
2. На сколько Вы оценили бы эффективность работу своей системы внутреннего аудита по десятибалльной шкале?
На 8. Как инициаторы постоянных улучшений, мы знаем, что СВА, как и профессии внутреннего аудитора, в России есть куда развиваться. При этом думаю, что коллеги из других банков, которых я встречаю на профессиональных форумах, оценили бы нас выше.
3. Фиксировали ли Вы конфликты своих внутренних аудиторов и внешних аудиторов? Внутренних аудиторов и менеджеров? Внутренних аудиторов и директоров?
Это зависит от того, какой смысл вкладывать в понятие «конфликт». Конечно, поскольку работа аудитора – это, прежде всего, оценка фактов и вынесение профессионального суждения, то суждение и оценки СВА не всегда могут совпадать с позициями внешнего аудитора, менеджеров и директоров. Думаю, такое противостояние должно быть всегда, потому что через него и происходит развитие банка и поиск лучших решений. При этом, поскольку цель у всех участников конфликта одна – сделать банк лучше и надежней - мы конструктивно решаем все подобные «конфликты». СВА удалось построить отношения и с менеджментом, и с внешним аудитом, которые позволяют совместно обсуждать любые вопросы и искать лучшие решения. Менеджмент понимает, что наша цель не найти и наказать виновных, а помочь им сделать свою работу более эффективной и защищенной. Так же и внешний аудитор не может не использовать результаты нашей работы. Внешний аудитор проверяет отчетность, и ему нужно общаться с тем, кто проверяет контроль за операционными процессами, которые так или иначе отражены в отчетности или процессе ее создания.
4. Насколько эффективно поставлена система "оповещения" (возможно, кому-то привычнее английский термин, "whistleblowing") о фактах обнаруженных нарушений? Как это работает?
Система «оповещения» в СВА реализована посредством аудиторского отчета, включающего в себя перечень выявленных нарушений, ошибок, рекомендаций. И это не «whistleblowing», так как «whistleblowing» предполагает анонимность. Отчет о проверке СВА не анонимен, мы строим свою работу исходя из принципа прозрачности, чтобы можно было проследить, какие были факты, какие были сделаны выводы и оценки последствий, и какой разработан план действий с конкретными сроками выполнения. Эти отчеты предоставляются курирующим зампредам, председателю правления, совету директоров и аудиторскому комитету, а также внешнему аудитору и проверяющим ЦБ. Так что наша система позволяет оповещать всех, кому эта информация может быть интересна.
5. Какие требования для внутренних аудиторов Вы предъявляете (в т.ч. в плане образования)? Каковы карьерные перспективы (переход на руководящие должности после нескольких лет работы, например?
Отвечу на этот вопрос, сравнив с внешним аудитом. Я был и внешним аудитором, и внутренним. Внутреннему аудитору, кроме профессиональных знаний о том, как работает банк, очень важен опыт. Выпускник университета может делать внешний аудит, так как в начальных заданиях ему нужно просто сравнить цифру из отчетности с соответствующим подтверждением. Внутреннему аудитору нужно понять и оценить процесс, это требует широты взгляда и критического мышления, которые приобретаются с опытом. Карьерные перспективы есть всегда, особенно если аудитор не концентрируется на проверке одной и той же области, а изучает разные процессы, взаимодействует с разными людьми. Думаю, аудиторская профессия очень хорошо развивает эмоциональный интеллект и создает эмоциональный капитал сотрудника, который он может отлично реализовать в других областях и должностях. Все зависит от того, хочет он развиваться или нет.
Сергей Оскерко, начальник службы внутреннего аудита Банка расчетов и сбережений:
1. Перечислите основные функции внутренних аудиторов в Вашей компании/банке?
В своей работе служба внутреннего аудита нашего банка руководствуется положением Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». С учетом этого документа банки разрабатывают свои внутренние положения об организации внутреннего контроля, а также положения о службе внутреннего аудита (далее - СВА), где подробно перечислены функции СВА. На мой взгляд, основные функции внутреннего аудита сводятся, во-первых, к проверке и оценке эффективности системы внутреннего контроля в целом и к выполнению решений органов управления. А, во-вторых, к проверке эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками. Но данные проверки заключаются не просто в выявлении рисков, но и в предоставлении обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и, что немаловажно — рекомендаций по повышению эффективности управления рисками.
Считаете ли Вы СВА неотъемлемой частью структуры своей организации?
В полной мере. Наиболее заинтересованными в создании высокопрофессиональной СВА являются собственники банка. Но СВА также необходима и исполнительным органам кредитной организации, потому что их основная задача — это эффективное управление и достижение поставленных собственниками KPI’s. И не последнюю роль в этом играет именно СВА, поскольку обладает значительным массивом информации о состоянии банка и способностью контролировать выполнение стоящих перед ним задач.
2. Фиксировали ли Вы конфликты своих внутренних аудиторов и внешних аудиторов? Внутренних аудиторов и менеджеров? Внутренних аудиторов и директоров?
Безусловно, какие-то противоречия возникают, но я бы не называл это конфликтами. Скорее, речь идет о разногласиях в оценке тех или иных бизнес-процессов, о разных точках зрения и подходах. В ходе работы, непосредственного общения, как правило, удается прийти к компромиссным решениям.
3. Какие требования для внутренних аудиторов Вы предъявляете (в т.ч. в плане образования)? Каковы карьерные перспективы (переход на руководящие должности после нескольких лет работы, например)?
В банковской практике приняты требования, согласно которым сотрудники СВА должны иметь высшее образование, соответствующее характеру выполняемых ими функций, и обладать необходимыми профессиональными навыками и квалификацией. К начальнику СВА и его заместителю применяются квалификационные требования и требованиям к деловой репутации согласно Федеральному Закону №395-1 «О банках и банковской деятельности». Что касается нашего банка, то все сотрудники в структуре СВА имеют высшее образование и профессиональный опыт работы в области аудита свыше 10 лет. Карьерный рост мы рассматриваем как обязательный фактор для стимулирования работы сотрудников.