Полагаться только на интернет-сервисы ФНС России при проверке контрагентов на добросовестность фирмам не следует. Применение данных ресурсов прямо не установлено в налоговом законодательстве и вызывает споры.
Фирмам приходится проводить длительные проверки контрагентов: запрашивать копии учредительных документов, лицензий, приказов, доверенностей, а также сведения о численности персонала и сдаче отчетности. Переломить данную ситуацию призваны интернет-сервисы, предоставляемые налоговиками. На официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) и УФНС России по г. Москве (www.r77.nalog.ru) функционирует онлайн-сервис «Проверь себя и контрагента». Он включает в себя несколько блоков информации, которые можно использовать для получения достоверных сведений о факте регистрации юрлица. С помощью сервиса также можно уточнить, сколько еще юридических лиц находится на одном адресе и не идет ли процедура исключения фирмы из ЕГРЮЛ. Конечно же, любая компания может использовать данный ресурс. Однако его применение для подтверждения добросовестности контрагента прямо не установлено в налоговом законодательстве. Если выяснится, что договор был заключен с однодневкой, проверенной через электронный ЕГРЮЛ, фирму могут привлечь к ответственности за неосмотрительность. Возникает спорная ситуация. Проблема рассмотрена в статье «Актуальной бухгалтерии» № 7, 2012.
Некоторые суды принимают факт проверки контрагента через сайт налоговиков и не требуют предоставления других доказательств добросовестности. Так, арбитры сделали вывод (пост. ФАС МО от 11.07.2011 № КА-А41/6979-11), что у фирмы, отследившей добросовестность контрагентов через официальные информационные источники, отсутствует обязанность проверять их налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также принимать иные меры для выявления благонадежности в качестве налогоплательщиков. Контрагенты зарегистрированы в ЕГРЮЛ с теми же юридическими адресами и ИНН, которые подтверждены на официальном сайте ФНС России. Фирмой были приняты все зависящие от нее меры, проявлена должная осмотрительность. Поэтому она не может быть лишена по формальным основаниям права на уменьшение базы по налогу на прибыль на расходы и на вычет по НДС.
В другом деле (пост. ФАС МО от 15.02.2012 № А40-128151/2010) арбитры встали на сторону фирмы. Они признали, что компания проявила должную осмотрительность и осторожность с помощью:
- истребования учредительных документов, лицензий на проведение работ, документов о постановке на учет в налоговой инспекции;
- доказательств ведения деловой переписки, в том числе по вопросу назначения ответственных лиц;
- проверки правоспособности контрагентов путем обращения к открытым источникам информации (СМИ, интернет);
- получения в инспекции выписок из ЕГРЮЛ.
Однако иногда судьи придерживаются противоположного мнения и указывают, что данные интернет-сервисов не являются доказательством достаточности проверки контрагента. Так, в постановлении ФАС Московского округа (пост. ФАС МО от 13.12.2011 № А40-21233/2011) они встали на сторону ИФНС. В решении было указано, что фирма не предоставила доказательства истребования документов у контрагентов в спорный период. Сведения о спорных контрагентах, имеющиеся в ЕГРЮЛ и на интернет-сервисах, не свидетельствуют о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов и не позволяют сделать вывод о реальности ведения ими финансово-хозяйственной деятельности.
Кроме того, налоговики считают, что направление запроса о контрагенте в инспекцию также не свидетельствует о должной осмотрительности. Особенно когда ответ не получен. Аналогичного мнения придерживаются и судьи (пост. ФАС МО от 03.02.2010 № КА-А40/14569-09-2). Они указали, что, поскольку фирма не проверила полномочия лица на подписание счетов-фактур, эти документы не могут быть основанием для принятия НДС к вычету. А факт направления запроса в инспекцию о том, какие доказательства подтверждают осмотрительность и осторожность, не является обстоятельством, подтверждающим наличие этих доказательств.
Таким образом, судебная практика довольно противоречива. Безусловно, компании могут использовать электронные сервисы ФНС России для проверки контрагентов, но пока лишь как вспомогательные средства (например, на преддоговорной стадии). Проверка же только через интернет не сможет защитить компанию от претензий инспекторов. Ведь на уровне налогового законодательства данный вопрос пока не урегулирован. Это дает почву для возникновения споров даже в тех случаях, когда фирмы являются добросовестными и честно проверяют своих контрагентов. Для того чтобы интернет-сервисы стали помощниками, нужно закрепить пределы должной осмотрительности в законодательстве. Пока же фирмам лучше запрашивать у контрагентов информацию о лицах, уполномоченных подписывать документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность. Вполне возможно, что суд признает принятые меры должной осмотрительностью.
Мнение:
Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Есть ли ответственность за неосмотрительность?
Налоговой ответственности за неосмотрительность как таковой не существует. Она наступает за виновное нарушение компанией законодательства о налогах и сборах и только в установленных случаях. Если неуплата незадекларированного налога произошла в результате хозяйственной операции с организацией, очевидно обладающей признаками подставной, то на практике это называют неосмотрительностью. Отметим, что за такой «организацией», конечно, кто-то стоит. И нет никаких причин не считать, что этот кто-то и есть сама компания. Ведь здравый смысл подсказывает, что не будет фирма платить деньги неизвестно кому и ни за что (в данной ситуации есть ее воля и заинтересованность).
На самом деле термин, описанный выше, не имеет к осмотрительности в смысле, придаваемом ему гражданским законодательством, никакого отношения. Это просто эвфемизм. Понимание этого факта приводит нас к выводу, что если фирма не использует подставные организации-однодневки, значит, она осмотрительна. Если же применяет, она правонарушитель. А интернет-сервисы призваны лишь показать, что признаки однодневок при необходимости можно установить самостоятельно, стоит только захотеть.