Фото: www.pressfoto.ru
Напомним, до 2014 года организации, которые обеспечивают электронный документооборот между налогоплательщиками и налоговыми органами, носили название специализированых операторов связи, или спецоператоров (приказ ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169). Однако с 1 января 2014 года вступили в силу поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ. С этого момента термин «спецоператор» был заменен термином «оператор электронного документооборота».
Довольно скоро выяснилось, что дело не ограничится лишь заменой термина. Формальное прочтение норм НК РФ позволяло сделать вывод, что с 1 января договоры между операторами и УФНС в регионах перестали действовать, поскольку в них использовано понятие «спецоператор». Однако на тот момент еще не были сформированы требования ФНС России к операторам электронного документооборота. Они появились только в начале июня (приказ ФНС России от 04.03.2014 № ММВ-7-6/76, зарег. в Минюсте России 03.06.2014 № 32556).
Чтобы исключить какие-либо недоразумения, в декабре 2013 года был выпущен приказ ФНС России (от 27.12.13 № ММВ-7-6/658), в котором налоговики подтвердили, что заключенные договоры продолжают действовать «в соответствии с условиями» в них, а компании-спецоператоры вплоть до 1 июля 2014 года приравниваются к операторам электронного документооборота. Затем этот срок продлили до 1 октября 2014 года.
Итак, если компания намерена и дальше оказывать услуги оператора ЭДО, то до 1 октября 2014 года ей надлежит заключить с ФНС России так называемый единый договор. Особенность единого договора, который операторы ЭДО должны заключить с ФНС России в том, что он заключается не на региональном уровне (как со спецоператорами связи), а на федеральном. Проще говоря, будет единый договор с приложением перечня регионов, в которых оператор ЭДО осуществляет свою деятельность.
Казалось бы, проблема носит технический характер, затрагивает только интересы операторов ЭДО и выпадает из компетенции сотрудников финансовых и бухгалтерских подразделений компаний. Однако это не совсем так. Точнее, совсем не так.
Дело в том, что изменения касаются операторов ЭДО, которые предоставляют услуги по обмену информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками, так называемых операторов ЭДО в сфере b2g («бизнес-государство»). Нововведения не затрагивают операторов ЭДО, которые обеспечивают обмен счетами-фактурами и прочими документами между продавцом и покупателем (ЭДО в сфере b2b, «бизнес-бизнес»). На деле это две совершенно разные категории участников рынка ЭДО. Их деятельность регламентируют разные нормативные документы, они поддерживают разные процессы. Одна и та же компания может быть, к примеру, и оператором по отчетности в налоговые органы, и оператором ЭДО между компаниями. Однако может быть и так, что компания, называясь оператором ЭДО, работает только в сфере b2b. И сдать отчетность через нее не получится!
Понятно, что выбор оператора, определение возможностей систем для сдачи отчетности, заключение с ним договора, согласование комплекса услуг, условий техподдержки, переговоры – это отдельная немалая работа. Чтобы не получилось так, что вашему оператору, который не завершил нужных формальностей, просто ликвидируют учетную запись в разгар отчетной кампании, лучше заблаговременно навести у оператора справки. Осведомиться о его готовности выступить в той или иной роли, а также заручиться подтверждением, что единый договор с налоговыми органами заключен. Это позволит снизить уровень налоговых рисков, ведь в том же октябре 2014 года предстоит отчитыватьcя по налогу на прибыль, НДС, на имущество, по страховым взносам и пр.