Индивидуальное доверительное управление как вид деятельности на финансовых рынках бурно развивается в последние годы. Все новые и новые клиенты отдают доверительным управляющим свои средства с надеждой получить хорошую доходность. От чего зависит, сбудутся ли их надежды? Конечно, от усилий доверительного управляющего. Не стоит забывать, что и управляющий приходят на рынок не из альтруистических побуждений – он делает работу, за которую получает вознаграждение. Во многом именно от этого вознаграждения и зависит качество его работы.
Доверительный управляющий должен действовать, исходя из принципа заботливости, все его действия должны быть направлены на соблюдение интересов учредителя управления. Если этот принцип не соблюдается, нанесенный учредителю управления ущерб должен быть возмещен. Однако как определить, достаточен ли уровень проявленной заботливости для соблюдения интересов клиента? На практике это практически невозможно. Конечно, если котируемая бумага куплена за счет учредителя управления на внебиржевом рынке на треть дороже ее биржевой цены, очевидно, интересы клиента нарушены. А вот если бумага куплена и потом продана с некоторым убытком? С одной стороны, была возможность дождаться ее подорожания и получить прибыль, с другой – цена могла бы снизиться намного сильнее и объем убытков тогда бы многократно возрос. Итак, объективных критериев для определения качества заботы об интересах клиента доверительных управляющих не существует. Как же обеспечить интересы учредителей управления? Очевидно, что интересы клиента и управляющего должны совпадать.
Вознаграждение управляющего может состоять из двух частей, – комиссии за управление и комиссии за успех, – либо только из какой-то одной части. Размер первой комиссии определяется как процент от стоимости активов, находящихся в управлении, либо взимается фиксированное вознаграждение за определенный период управления. Обычно для расчета используется средняя величина активов – таким образом учитывается изменение стоимости управляемого портфеля в течение расчетного периода. Вторая комиссия рассчитывается как процент от прироста стоимости активов. Такой вид вознаграждения называется «вознаграждением за успех». Может использоваться и сложная формула расчета, например, некий процент от прироста стоимости активов, но не более определенной суммы.
Известно, что цель любой компании – прибыль, полученная самым легким из возможных путей. Не исключением являются и компании – доверительные управляющие. Конечно, получение пятнадцати процентов от сорока процентного прироста активов клиента является очень привлекательной целью для управляющего. С другой стороны, не такой уж низкий уровень рентабельности обеспечивают и три процента от стоимости активов, находящихся в управлении. Получается, что можно неплохо заработать и не проявляя заботливости об интересах клиента. Значит, учредитель управления не защищен?
Все зависит лишь от него самого. Во-первых, нужно четко понимать, какие цели Вы ставите перед доверительным управляющим. Если речь идет о сохранении средств, то более подходящей системой вознаграждения будет уплата управляющему некой фиксированной суммы за каждый период управления. Также приемлемым является и уплата процента от стоимости активов под управлением. А вот если поставлена цель увеличить стоимость портфеля, занять агрессивную позицию – тогда имеет смысл платить за успех. Оставив некую минимальную сумму фиксированного вознаграждения, например, для компенсации комиссий биржи, основную часть вознаграждения надо поставить в зависимость от того, насколько успешно управляющий справился со своей задачей.
Стоит отметить, что такое разнообразие вариантов систем вознаграждения выгодно отличает индивидуальное доверительное управление от практически всех остальных форм инвестиций на финансовых рынках. Так, ни у инвесторов общих фондов банковского управления, ни у владельцев паев паевых инвестиционных фондов возможности выбора нет – размер вознаграждения прописан в оферте и в случае несогласия приходится просто отказываться от инвестирования средств в данный фонд. Аналогичная ситуация и у сторонников наиболее традиционного в нашей стране вида инвестиций – банковских депозитов. Разницу между ставкой по кредиту и депозиту – а это, по сути, и есть вознаграждение банка – определяет банк и она может быть принята клиентом лишь в неизменном виде. Клиенты доверительных управляющих имеют наибольшие возможности повлиять на ситуацию.
В заключении отметим: не стоит пренебрегать преимуществами индивидуальности доверительного управления. Вы приходите к управляющему за услугами, которые помогут достичь именно Ваших целей, создавая портфель, отвечающий Вашим индивидуальным требованиям. А вот выбирая систему вознаграждения, стоит остановиться на варианте, выгодном как для Вас, так и для самого доверительного управляющего. Тогда у Вас будут одинаковые цели в отношении формируемого портфеля, а значит, управляющий приложит максимум усилий к достижению результата. Именно того, который нужен Вам.