Стратегический аудит в малом предпринимательстве: сущность, содержание, методология

Аналитические статьи, рейтинги

Автор:
Источник: Журнал “Учет и контроль” №1-2
Опубликовано: 11 марта 2016

В данной статье изложена суть категории «Стратегический аудит в малом предпринимательстве», содержание процедур стратегического аудита, дифференцированного по стадиям жизненного цикла малого предприятия, обоснована методология его системного подхода, представлены принципы, методика выработки независимого профессионального суждения относительно стратегических подходов к развитию предпринимательства в малых организационно-экономических формах.


Введение

Стратегический аудит — относительно новая категория, область научных знаний, императивно предопределенная потребностями современного этапа развития мировой и национальной экономики. Ее сущность, содержание, методологию, методические подходы, с учетом особенностей состояния, эволюции систем, выступающих объектом аудиторских экспертиз, с учетом задаваемых ими целевых установок стратегии развития — все это еще необходимо осмыслить.

Применение стратегического аудита в отечественной хозяйственной практике пока ограничено, особенно это связано с предпринимательством в малых организационно-экономических формах хозяйствования. Вместе с тем на малое предпринимательство возложены задачи по формированию конкурентной среды в национальной экономике на основе роста его конкурентоспособности и обеспечения инновационного характера развития. В таких условиях стратегический аудит должен стать инструментарно-методическим аппаратом, способствующим разработке и эффективной реализации стратегии развития субъектов малого предпринимательства. Практическому использованию данного инструментария в управлении малым предпринимательством должно предшествовать понимание сущности, методологии (концептуальное обоснование) и содержания, основанных на общенаучных и профессиональных (специальных) подходах.

Сущность стратегического аудита

Исследование многообразия теоретико-методологических подходов и научных позиций показало отсутствие в научном сообществе единого понимания содержания и функциональной роли стратегического аудита. Но, как выявил анализ имеющих место позиций, в понимании сущности и трактовок стратегического аудита существует два основных подхода.

Первый интерпретирует стратегический аудит в качестве самостоятельной отрасли аудиторской деятельности (услуг), обеспечивающей всестороннюю оценку влияния внешних и внутренних факторов.

Второй определяет стратегический аудит в качестве одного из элементов управленческого аудита, направленного на изучение перспектив и эффективности развития.

Автору наиболее близок первый подход к пониманию стратегического аудита, хотя он и не является исчерпывающим и полностью раскрывает сущность исследуемой категории. Основоположник стратегического менеджмента И. Ансофф под стратегическим аудитом понимает степень согласованности политики со стратегическими ресурсами, стратегическим внешним климатом и позициями предприятия [1]. Ф. Котлер — инструментарий сбора важной информации, используемой при разработке конкретных целей и стратегии бизнеса [2]. И.В. Алексеева предлагает рассматривать под стратегическим аудитом оценку степени адекватности стратегии, разработка и реализация которой осуществляется на основе данных, сформированных в рамках учетно-аналитической системы коммерческой организации с учетом условий макро- и микросреды и ресурсного обеспечения [3]. И.Н. Богатая рассматривает стратегический аудит как оценку стратегических условий функционирования коммерческой организации, ее бизнес-идей и их реализацию с использованием стратегического анализа [4].

Разделяя данные позиции, автор полагает, что на концептуальном уровне стратегический аудит следует рассматривать как значимое связующее звено между стратегическим управлением и процессом контроля, главной установкой которого является формирование информационного массива, необходимого для обоснования управленческих решений, а в отдельных случаях — выработка таких решений на условиях альтернативных вариантов.

Для современной науки характерен переход от предметной ориентации к проблемной, когда новое научное направление «вырастает» в связи с появлением крупной теоретической или практической проблемы (а не из специфики предмета). Автор полагает, что аудиторская деятельность (услуги) имеет многопредметное поле — общественные отношения, связанные с осуществлением независимого финансового контроля (собственно аудит), оказанием прочих и способствующих аудиту услуг. Они сопряжены с решением проблем, связанных с управлением социо-эколого-экономическими системами (на макро-, мезо- и микроуровне) посредством использования специфического продукта — аудиторской информации.

Процесс формирования информации в системе стратегического аудита в обобщенном виде представлен на рисунке 1.


Рис. 1. Система стратегического аудита коммерческих организаций

Источник: разработано автором

С принятием закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 целевые установки аудита сместились в сторону удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности и его использования в качестве инструментария риск-менеджмента и финансового менеджмента [5]. Авторитетные российские ученые и специалисты в области аудиторской деятельности Гутцайт Е.М. и Голованов О.В. отмечают, что аудит по праву считается неотъемлемым элементом рыночной экономики, обеспечивающим принятие различных оперативных и стратегических решений [6], и с этим трудно не согласиться.

Особенности развития и стратегического аудита в малом

предпринимательстве

Анализ существующей зарубежной практики позволяет идентифицировать основные проблемы, обусловившие практическое использование стратегического аудита, степень его адаптивности в малом предпринимательстве (табл. 1).

Таблица 1

Международная практика развития стратегического аудита,

его адаптивность в малом предпринимательстве

Период времени

Автор концепции и ее

основное

содержание

Методы выполнения

Степень адаптивности в малом предпринимательстве

и нерешенные

проблемы

1995г.

Дж. Паунд,

Г. Дональдсон:

предотвращение существенных ошибок в корпоративных стратегиях

Использование методов стратегического анализа

Ориентировано на корпоративные структуры,

ограниченность инструментария (стратегическим анализом), отсутствие толкования дефиниции «стратегический аудит»

1997г.

П. Гордон:

Оценка стратегии как в целом хозяйствующего субъекта, так и его подразделений

Основаны на решении основных десяти вопросов

Ориентировано на корпоративные структуры, отсутствие понимания заключительного этапа аудита и оформления его результатов

2000 г.

Ч. Мэттьюс:

проведение стратегического анализа затрат

Основаны на решении основных пяти вопросов

Ориентировано на корпоративные структуры, не рассмотрены организационные моменты (подготовительный этап)

Продолжение таблицы 1

Период времени

Автор концепции и ее

основное

содержание

Методы

выполнения

Степень адаптивности в малом предпринимательстве

и нерешенные

проблемы

2003г.

«Руководство для директоров»:

совет директоров обязан регулярно проводить формальный аудит стратегии

Основаны на критериях эффективности стратегии

Ориентировано на корпоративные структуры, отсутствие толкования дефиниции «стратегический аудит», использование инструментария стратегического менеджмента

2007 г.

Т. Грюнди

Ранжирование стратегий на основе разработанных критериев

Основаны на разработке основных 180 вопросов

Ориентировано на корпоративные структуры,

использование инструментария анализа — рейтинговая оценка

Источник: разработано автором

Анализ эволюции международной практики стратегического аудита позволяет сделать следующие выводы:

  • аудит ориентирован на крупный (корпоративный) бизнес;
  • отсутствует единство понимания сущности и функциональной роли стратегического аудита;
  • отсутствуют методики стратегического аудита как системы правовых, профессиональных, организационных и технологических элементов.

Как представляется, особенности стратегического аудита в малом предпринимательстве должны определяться особенностями состояния, движения хозяйственной системы, рассматриваемой в качестве субъекта и объекта аудиторских экспертиз, и целевыми установками управления развитием в формате целевых установок социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов.

С позиций классической экономической теории, малое предпринимательство отличается от крупного бизнеса только своими размерами. С институциональных позиций, малый и средний бизнес — качественно определенный общественный институт.

На наш взгляд, следует выделить такие принципиальные особенности малого предпринимательства, как:

  • единство отношений собственности и управления: в качестве главного менеджера выступает учредитель или владелец основной части капитала (контрольного пакета и т. д.);
  • единство объекта управления;
  • численность коллектива допускает прямой эмоционально-психоло-гический контакт руководителя фирмы (предприятия) с каждым его работником.

Малое предпринимательство обладает не только количественной, но и качественной определенностью. Его главная черта — соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса. Именно с этим качественным отличием связаны основные преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса. Соединение собственности и управления в малом бизнесе дает реальные преимущества в конкурентоспособности.

Макроэкономический эффект малого предпринимательства реализуется не только в увеличении объема продаж и прибыли на микроэкономическом уровне, а прежде всего в социально-экономических преобразованиях в масштабах общества в целом, трансформированного к устойчивому социально-экономическому развитию в условиях глобализации и модернизации.

На малое предпринимательство Российской Федерации возложены не только социальные, экологические и экономические задачи, но и решение проблем, признаваемых глобальными и стратегическими: формирование конкурентной среды национальной экономики, рассматриваемой в качестве одного из базовых условий повышения уровня и качества жизни населения страны [6] (рис. 2). Заданный вектор развития малого предпринимательства в направлении достижения заявленной цели — повышение качества жизни населения Российской Федерации — предопределяет использование стратегического аудита, признаваемого одним из направлений (отраслью, видом) аудиторской деятельности, инструментарием стратегического управления и процесса контроля, необходимых для обеспечения объективности и научного характера принимаемых управленческих решений, а в отдельных случаях и для выработки таких решений.

Стратегический уровень развития малого предпринимательства предопределяет решение таких целевых установок, как наращивание экономического и финансового потенциала, повышение финансовой независимости и обеспечение устойчивого роста и развития.


Рис. 2. Целевые установки развития малого предпринимательства

Источник: разработано автором

Представляется, что на определенном этапе жизненного цикла и состояния системы «малое предпринимательство/малое предприятие» содержание и методический инструментарий стратегического аудита должны быть соответствующим образом адаптированы (табл. 2)

Дифференциация подходов к содержанию, объему, методическому инструментарию стратегического аудита в малом предпринимательстве, на наш взгляд, должна находиться в зависимости от таких основных факторов, как:

  • состояние системы и ее целевые установки стратегии развития;
  • масштабы системы.

По объему капитала (выручка от реализации) субъекты малого предпринимательства существенно дифференцированы:

  • микропредприятия — до 60 млн рублей;
  • малые предприятия — до 800 млн рублей.

Таблица 2

Содержание стратегического аудита в малом предпринимательстве, дифференцированное по признаку «целевая установка развития»

Целевая установка стратегии развития субъекта малого предпринимательства

Содержание процедур стратегического аудита

Развитие экономичес-кого потенциала

1. Анализ ресурсного обеспечения и его соответствия заявленным целевым установкам

2. Оценка состояния и динамики развития

3. Оценка экономического потенциала и качественно-количественный анализ его формирующих факторов

4. Аудит основных финансово-экономических показателей

5. Выводы, заключения, обоснование рекомендаций относительно стратегии развития

Развитие финансового потенциала

1. Анализ финансового обеспечения и его соответствия заявленным целевым установкам

2. Оценка состояния и динамики развития

3. Оценка финансового потенциала и качественно-количественный анализ его формирующих факторов

4. Аудит основных финансово-экономических показателей

5. Выводы, заключения, обоснование рекомендаций относительно стратегии развития

Повышение финансовой устойчивости и независимости

1. Анализ обеспечения экономическими и финансовыми ресурсами, их соответствие целям и задачам движения системы, оценка состояния и использования

2. Оценка состояния и динамики развития системы, степени ее финансовой устойчивости и независимости

3. Аудит всех финансово-экономических показателей

4. Выводы, заключения, обоснование рекомендаций

относительно стратегии развития

Повышение финансовой устойчивости и независимости

1. Анализ обеспечения экономическими и финансовыми ресурсами, их соответствие целям и задачам движения системы, оценка состояния и использования

2. Оценка состояния и динамики развития системы, степени ее финансовой устойчивости и независимости

3. Аудит всех финансово-экономических показателей

4. Выводы, заключения, обоснование рекомендаций относительно стратегии развития

Продолжение таблицы 2

Целевая установка стратегии развития субъекта малого предпринимательства

Содержание процедур стратегического аудита

Повышение конкуренто-способности

1. Анализ состояния и динамики развития системы

2. Комплексный анализ эффективности и интенсификации деятельности

3. Аудит всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности

4. Анализ перспектив непрерывной деятельности системы и развития ее потенциала

5. Анализ конкурентоспособности системы и ее позиционирования в бизнес-среде

6. Выводы, заключения, обоснование рекомендаций относительно стратегии развития

Устойчивый рост и развитие

1. Анализ состояния, потенциала и динамики развития системы

2. Комплексный анализ эффективности деятельности с идентификацией степени влияния интенсивных и экстенсивных, эндогенных и экзогенных факторов

3. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

4. Анализ конкурентоспособности системы и ее позиционирования в бизнес-среде

6. Анализ внутреннего и внешнего потенциала конкурентоспособности системы с его дифференциацией на блоки: экономический, социальный, экологический

7. Оценка эффективности управления стратегией

8. Выводы, заключения, обоснование рекомендаций относительно альтернатив стратегии развития (с учетом вариабельности учетных подходов)

Источник: разработано автором

Существенная дифференциация имеет место и по численности работающих:

  • на микропредприятии — до 15 человек;
  • на малом предприятии — до 100 человек.

Малые предприятия с большими оборотами капитала, как правило, прошли те этапы, которые сопряжены с развитием экономического и финансового потенциала, обеспечением финансовой устойчивости и независимости, и ставят перед собой следующие цели: повышение уровня конкурентоспособности, устойчивое развитие на основе инновационных и эндогенных факторов. Содержание и методические подходы в стратегическом аудите таких хозяйствующих субъектов будут существенно отличаться от содержания и подходов при аудите малых предприятий, ставящих перед собой более скромные цели стратегии развития.

Методология стратегического аудита в малом

предпринимательстве

Трансформационные процессы движения социально-экономической системы «национальная экономика Российской Федерации» и ее подсистемы — «малое предпринимательство» на инновационно-воспроизводственный режим развития преимущественно за счет инновационных и эндогенных факторов предопределяют разработку соответствующего методологического обоснования (рис. 3).


Рис. 3. Методология стратегического аудита в малом предпринимательстве

Источник: разработано автором

Концептуальные подходы (как элемент методологии) к стратегическому аудиту в малом предпринимательстве должны быть направлены на разработку и/или использование накопленных и проверенных достижений нововведений (инноваций) по всем направлениям и составным элементам стратегического аудита с учетом особенностей и целевых установок движения системы «малое предпринимательство».

В отличие от стратегического аудита в корпоративных структурах, в малом предпринимательстве он имеет многопредметное поле (объекты аудиторских экспертиз) и способен трансформироваться в инструментарий стратегического менеджмента, когда аудитор (аудиторская фирма) непосредственно разрабатывает и обеспечивает эффективную реализацию стратегии развития того или иного малого предприятия (рис. 4).


Рис. 4. Методология стратегического аудита в малом предпринимательстве

Источник: разработано автором

Особое внимание в методологии стратегического аудита в малом предпринимательстве уделено системе базовых принципов и допущений. Автор предлагает идентифицировать две основные группы принципов: общеметодологические и профессиональные (специальные).

Первые носят общий характер и являются обязательным условием выполнения аудиторских процедур. К той группе следует отнести следующие принципы: системности; обратных связей; научности; полноты; объективности; своевременности.

В отличие от общеметодологических принципов, профессиональные могут быть воспроизведены только в процессе стратегического аудита. Предлагаются следующие профессиональные принципы:

  • соотнесение значимости аудиторской информации с уровнем принятия решений;
  • соответствие методов и инструментария аудита основным стратегическим целям аудируемого хозяйствующего субъекта;
  • принцип единства аудируемого пространства и принятия управленческих решений в области стратегии развития;
  • принцип множественности (альтернативности) подходов в обосновании стратегии развития;
  • приоритетность качественных индикаторов развития системы (инновационные, обеспечиваемые эндогенными и интенсивными факторами роста и развития).

Системный подход представляет собой конкретно-научный метод диалектико-материалистической методологии, имеющей как общенаучное значение, так и научное значение в исследовании систем разного уровня, в том числе и малых предприятий. Данный метод основывается на ряде принципов диалектики:

  • взаимосвязь и развитие;
  • зависимость (связанность) и независимость (автономность);
  • качественное различие части и целого.

Для стратегического аудита в малом предпринимательстве предлагается выделить следующие черты системного подхода:

  • основу методологического знания об объекте должно составлять его представление в виде системы (малое предприятие — система управления, представленная системой составных элементов, базовым для функционирования и развития которого является оборотный капитал);
  • исследования необходимо проводить в условиях иерархичности познания, требующего многоуровневого изучения предмета: самого предмета («собственный уровень»); изучение этого же предмета как элемента более широкой системы («вышестоящий уровень») и, наконец, изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами («нижестоящий» уровень);
  • требование изучения интегративных свойств и закономерностей систем и комплексов систем;
  • нацеленность исследования на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.


Рис. 5. Последовательность (этапы) стратегического аудита в малом

предпринимательстве

Источник: разработано автором

Процесс стратегического аудита в малом предпринимательстве — процесс, включающий набор последовательно выполняемых операций (рис. 5).

На практике системность стратегического аудита в малом предпринимательстве проявляется в реализации следующей последовательности действий.

1-е действие — подготовительный этап: знакомство и понимание деятельности аудируемого лица, разработка плана и программы, формулировка задач исследования;

2-е действие — определение объекта исследования, его идентификация как системы из окружающей среды;

3-е действие — выбор способа и методики выполнения;

4-е действие — разработка программы аудита: определение и оценка рисков, уровня существенности, обзор нормативно-правовой базы, установление методов сбора аудиторских доказательств;

5-е действие — выполнение непосредственно аудита: аудиторские тесты, процедуры средств контроля, процедуры по существу;

6-е действие — завершение аудита: подготовка отчета о проделанной работе, выводов и рекомендаций;

7-е действие — обоснование и защита предложений по корректировке стратегии, политики, системы управления аудируемого лица.

Заключение

Стратегический аудит является достаточно действенным инструментом, позволяющим повысить эффективность управления социо-эколого-экономическими системами в достижении заявленных ими стратегических целей и задач, в том числе и малыми предприятиями. Однако в России данный инструментарий практикуется в основном крупными и средними предпринимательскими структурами, но не малыми организационно-экономическими формами хозяйствования. Вместе с тем цели и задачи, закрепленные в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства страны, предопределяют высокий уровень конкурентоспособности и конкурентной среды. В малом предпринимательстве стратегический аудит, как и в целом аудиторские услуги, способен трансформироваться в фактор повышения эффективности стратегии его развития, а исследования в области концептуальных основ, методологии и методики являются актуальными, сопряженными с наличием крупной научной и практической проблемы.

Список литературы

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. — СПб: Питер Ком, 1999. — 258с.

2. Гуденица О.В. Стратегический аудит в коммерческих организациях / О. В. Гуденица, Шишов Л.В. — Ростов-на-Дону: БУПК, 2008. — 148 с.

3. Алексеева И.В. Развитие стратегического аудита хозяйствующих субъектов: теория и практика: Монография. — Ростов-на-Дону; Азов Печать, 2010. — 212с.

4. Богатая И.Н. Стратегический учет и аудит: теория и практика / И. Богатая //Фундаментальные исследования. — 2007. — № 4. — С. 87–90.

5. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями).

6. Голованов О.В. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис / О. Голованов, Гутцайт Е.М. — М.: Бухгалтерский учет, 2005.

7. Аудиторская терминология [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://users.i.com.ua/~russo/book/terms.htm.

8. ФПСАД № 7 Правило (стандарт) «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», утв. Постановлением Правительства РФ № 863 от 19.11.2008.

9. Хахонова Н.Н. Развитие методики и организации стратегического аудита коммерческих организаций / Н. Хахонова, Емельянова И.Н. —Ростов-на-Дону: ООО «Азов Печать», 2012. —320с.

10. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А. Томпсон. — М.: Банки и биржи. ЮНТИ. 1998. — 345с.

11. Хангер Д., Уилен Т. Основы стратегического менеджмента / Д. Хангер. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 287с.

Автор:

Теги: стратегический аудит  малое предпринимательство  управленческий аудит  стратегическое управление  аудиторская деятельность  стратегии развития  целевая установка развития  микропредприятие  сущность аудита