В статье рассматривается сущность аудиторских услуг в рыночной экономике, раскрывается содержание видов аудита, выявлены факторы, влияющие на динамику выручки и аудиторского бизнеса.
В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность организаций характеризуется широкой областью экономических рисков. Общественные отношения между участниками рынка по осуществлению хозяйственных операций, использованию имущества, перечислению денежных средств, инвестированию капиталов строятся на основе экономической информации о финансовом положении организации, о результатах ее хозяйственной деятельности и соблюдении организацией законодательства. На основе этой информации принимаются управленческие решения собственниками, руководством и прочими заинтересованными лицами. Эта информация, отраженная в финансовой отчетности организаций, может быть подвержена в силу разных причин вольным или невольным искажениям. Для определения качества этой информации, анализа экономических рисков возникла необходимость в развитии особого вида экономической деятельности — независимого финансового контроля, т.е. аудита.
Аудиторская деятельность — это неотъемлемая часть инфраструктуры рыночной экономики государства. Аудиторская деятельность является предпринимательской и обладает общими для предпринимательства признаками: самостоятельностью, риском, систематичностью действий с целью получения прибыли от оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом аудиторская деятельность имеет свои особенности, обусловленные ее экономическим содержанием. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами [1]. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности [2].
Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [1].
Аудит как элемент рыночных отношений получил признание во всем мире. Информационная среда аудита развивается под влиянием научных теорий, системы стандартов, методологических основ и других специальных знаний.
В научной литературе определяют предмет и метод аудита. Предметами аудита являются финансово-хозяйственная деятельность экономических субъектов и достоверное представление результатов этой деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Метод аудита — это совокупность элементов, с использованием которых формируется методика проведения аудита. Элементами метода являются: аудиторская выборка, аудиторские доказательства, рабочая документация аудитора, тесты контроля, аудиторские процедуры.
Методика аудита основана на общих принципах, в соответствии с которыми вырабатываются подходы к признанию и оценке объектов аудита. К объектам аудита относятся:
- ценности — имущество организации, финансовые вложения и т.п.;
- документы — учредительные, распорядительные, бухгалтерские и т.п.;
- операции — приобретение, выбытие, движение ценностей, начисления и т.п.
Участниками аудиторской деятельности являются:
- аудиторы — физические лица, получившие квалификационный аттестат аудитора и являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудитор — лицо, несущее окончательную ответственность за проведение аудита;
- саморегулируемые организации аудиторов (СРОА) — это некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности;
- аудиторские организации — это коммерческие организации, являющиеся членами одной из СРОА, осуществляющие аудиторские проверки и оказывающие сопутствующие аудиту услуги;
- аудируемые лица — это организации или иные субъекты рынка, чья деятельность подлежит аудиту.
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) выражает свое мнение в аудиторском заключении. Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг. Заведомо ложное аудиторское заключение — аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Разумная уверенность — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.
Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:
- в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;
- любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);
- преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, но не носит исчерпывающего характера.
Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности, в отношении:
- сбора аудиторских доказательств, в т.ч. при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;
- подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Кроме того, существуют другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Для таких случаев в некоторых правилах (стандартах) аудиторской деятельности определены особые процедуры, которые в силу содержания отдельных предпосылок обеспечивают достаточные надлежащие аудиторские доказательства при отсутствии:
- необычных обстоятельств, увеличивающих риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности сверх того, который ожидался бы при обычных условиях;
- признака, указывающего на наличие какого-либо существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не имеют права заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг, связанных с аудиторской деятельностью [3].
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отечественной теории и практике аудита признается система его классификаций, в основу которой положены такие признаки, как статус аудитора, принцип инициативы, объект изучения, сфера деятельности, периодичность проведения и др. (рисунок) [4].
Внешний аудит проводится на договорной основе независимыми аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Внешний аудит регулируется соответствующим законодательством (Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральные стандарты аудиторской деятельности и др.)
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах собственников. Внутренний аудит является неотъемлемой частью управленческого контроля организации. Его цель — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем организации, а также консультирование и помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении своих функций. Внутренний аудит проводят специалисты, работающие непосредственно в данной организации. Внутренний аудит регламентируется внутренними документами. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
Инициативный аудит — это аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основные цели инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.
Обязательный аудит — это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в законе «Об аудиторской деятельности» и других федеральных законах. Обязательный аудит проводится в случаях [1]:
- если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
- если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
- если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
- если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- в иных случаях, установленных федеральными законами.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) заключается в оценке достоверности финансовой информации с целью выдачи заключения о ее соответствии установленным требованиям бухгалтерского учета. Осуществляется независимыми аудиторами.
Аудит на соответствие — это проверка соответствия финансово-хозяйственных операций установленным в организации нормативным документам и правилам, договорным обязательствам в соответствии с решениями вышестоящих организаций или собственников. Например, проверка соблюдения должностных инструкций, налоговый аудит и т.п. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.
Операционный аудит (аудит эффективности работы предприятия или деятельности администрации) — это проверка любой части, процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее эффективности. По результатам проверки руководству организации выдаются рекомендации по совершенствованию конкретных хозяйственных и финансовых операций. Используется для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. В зависимости от целей операционный аудит проводится на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.
Первоначальный аудит — это аудит, который впервые проводится данной аудиторской организацией на данном предприятии (в организации), в т.ч. когда аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица за предыдущий период проводился другим аудитором.
Периодический (повторяющийся) аудит — это аудит, который проводится на данном предприятии данным аудитором, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономическому субъекту и его деятельности.
Подтверждающий аудит — это проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности, подтверждение каждой учетной записи.
Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная функция позволяет аудиторам проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.
Аудит, базирующийся на риске — это концентрация работы аудиторов в области учета, где риск возникновения ошибок наиболее высок. Сконцентрировав аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском, и тем самым обеспечить более эффективную с точки зрения затрат услугу.
Общий аудит — это независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Страховой аудит переставляет собой проверку достоверности отражения аспектов финансово-хозяйственной деятельности страховой организации в бухгалтерском и налоговой учете и отчетности.
Банковский аудит представляет собой проверку состояния финансово-хозяйственной деятельности банка. Основная цель банковского аудита состоит в получении заключения о финансовом положении проверяемого банка, его доходности, ликвидности, степени риска банковских операций.
Аудит прочей деятельности (аудит инвестиционных институтов и бирж и др.) представляет собой проверку целесообразности инвестиционных вложений.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» принципиально изменил подходы к регулированию аудиторской деятельности. Основная концепция закона подразумевает замену государственного регулирования в лице Минфина России на регулирование самими профессионалами — саморегулируемыми организациями аудиторов (СРОА). Государство, опираясь на опыт развитых экономических стран в сфере профессионального регулирования, давно взяло курс на избавление от избыточных функций. Так, еще раньше на путь саморегулирования перешли в оценочной деятельности, и здесь уже есть определенный опыт саморегулирования, причем как положительный, так и отрицательный1.
С развитием законодательства изменились и сами понятия «аудит» и «аудиторская деятельность». Эти понятия разграничились, к тому же само понятие «аудиторская деятельность» расширилось. Соответственно, изменились понятия сопутствующих и прочих аудиторских услуг. Серьезно изменилось и регулирующее аудит законодательство: помимо Закона № 307-ФЗ, аудиторскую деятельность теперь регулирует и Федеральный закон от 01.12.07 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Развитие рынка аудиторских услуг за период 2006—2011 гг. представлено в таблице.
Динамичный прирост выручки с 2006-го по 2008 г. сменился ее снижением в 2009— 2010 гг. на 1,0%. Но уже в 2011 г. этот показатель вырос на 3,5%. На данный показатель существенное влияние оказали явления в экономике. Кризис повлиял на пользователей аудиторских услуг, резко сократив их финансовые возможности. Введение саморегулирования не оказало существенного влияния на темпы развития аудиторского рынка, и у него есть очень серьезный потенциал.
На динамику выручки и динамику аудиторского бизнеса оказывают влияние достаточно много факторов, среди которых основополагающей является сформированная на аудиторские услуги цена. На нее, в свою очередь, влияют общеэкономические условия и конкурентные условия отрасли. Именно проблема ценообразования, в первую очередь, и должна решаться саморегулируемыми организациями.
Самая важная причина, которая связана с проблемами ценообразования и эффективностью саморегулирования, — это изменение роли аудита, его ценности. Что под этим понимается? Сегодня мы наблюдаем две разнонаправленные тенденции. Раньше стоимость аудита была очень высокой, и каждая консультация, каждое действие аудитора, каждое заключение имели большую ценность в силу того, что не были развиты информационные технологии, качество самой отчетности было низким, квалификация бухгалтерских кадров была невысокой, соответственно, привлекать профессиональных специалистов было просто необходимо. Сегодня ситуация изменилась: квалификация пользователей значительно выросла, бухгалтерская отчетность стала намного прозрачнее и проще ввиду повсеместной автоматизации бухгалтерского учета. Многие ответы на вопросы есть в открытом доступе, в информационных справочно-правовых системах. Стало более стабильным налоговое и бухгалтерское законодательство, которое влияет на качество бухгалтерской отчетности. Все эти факторы привели к уменьшению ценности аудита. Очень важная проблема, которая волнует сегодня аудиторов, — это, прежде всего, эффективность работы СРОА. Все аудиторы ждут от СРОА защиты своих интересов, но этого не происходит. Во многом это связано с тем, что СРОА все еще находятся в стадии формирования, а механизмы регулирования окончательно не отработаны. В первую очередь, всем СРОА необходимо наладить взаимодействие между собой, чтобы был сформирован единый подход к контролю качества, стандартизации.
Рассмотрев проблемы аудита, можно констатировать, что во многом их решение сводится к эффективности деятельности СРОА. Если выбран путь саморегулирования, то и решать проблемы нужно самим профессионалам.
___________________________
Список литературы
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов аудиторской деятельности» № 696 от 23.09.02.
- Кодекс этики аудиторов России (одобрен Минфином России 31 мая 2007 г., протокол № 56).
- Аудит: учебник для вузов / В.И. Подольский [и др.]; под ред. проф. В.И. Подольского. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2010. — 583 с.
- Мерзликина, Е.М. Аудит: учебник / Е.М. Мерзликина, Ю.П. Никольская. — 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2010.