Система бюджетного управления, функции контроля выполнения бюджета движения денежных средств, и составление БДДС, выделяются в структуре управления предприятием в отдельную группу, называемую казначейством.
Роль казначейства на предприятии
Ни для кого не секрет, что управление денежными потоками в организациях является наиболее приоритетным и важным направлением деятельности. Ведь дефицит финансовых средств может привести к несвоевременности оплаты по счетам, выплаты зарплаты сотрудникам и потере средств на привлечение кредитов. Профицит же, в свою очередь, является некой «подушкой» – «на всякий случай», но, с другой стороны, тоже несет определённые потери для предприятия, которые условно можно оценить размером упущенной выгоды от участия в инвестиционных проектах.
Компании с частным капиталом уже давно осознали важность и эффект автоматизации процесса управления финансами и бюджетирования, тогда как компании с государственным участием в большинстве своем пользовались существующими регламентами и работали «по старинке». В силу экономической ситуации, появилась необходимость оптимизировать процессы управления финансовыми потоками в части контроля и согласования платежей, лимитов и эффективности использования средств.
Мы столкнулись с тем, что в корпорациях с государственным участием зачастую нет единого центра по управлению финансовыми потоками. Структура в большинстве следующая: есть головная организация и дочерние предприятия. «Голова» должна быть аккумулятивным центром и осуществлять контроль над «дочками», контролировать платежи, составлять планы и распределять денежные потоки внутри корпорации для избежания перекредитовок. В реальности дочки чересчур самостоятельны, платежи не согласовываются, а нехватка средств компенсируется кредитами каждой «дочкой» самостоятельно. Оперативного планирования в рамках холдинга нет.
Создание единого казначейства. Этапы. Сроки
Решением проблемы является централизация и автоматизация казначейства предприятия, для реализации которого, Правительством РФ своим подведомственным структурам была спущена директива №5110п-П13 о создании единого казначейства Обществ, их дочерних и зависимых организаций. В директиве были выделены основные задачи и определены этапы реализации нововведения:
1. Провести анализ существующей системы управления финансовыми потоками на предприятии.
2. Разработать регламенты и инструкции по организации единого казначейства.
3. Организовать систему централизованного казначейства на предприятии.
На первом этапе все понятно: проанализировать существующие процессы, описать модель «как есть» и отправить в вышестоящую организацию. Но и тут компании сталкиваются с тем, что при описании существующих процессов не хватает взгляда со стороны. В выводах проблематично прописать рекомендации по дальнейшим шагам, так как нет понимания «как должно быть?».
На следующем этапе возникает проблема отсутствия практических знаний и компетенций для описания модели «как будет», регламентов и инструкций для организации казначейства. Ведь в нашем случае после второго этапа будет третий, а там внедрение системы. Соответственно, итогом второго этапа должно стать проектное решение для формирования технического задания при выборе систем.
В рамках второго и третьего этапов необходимо определить следующие шаги:
- Выделить ответственных за процесс управления финансовыми потоками.
- Обеспечить взаимодействие ответственных со специалистами компании разработчика для описания процессов и регламентов.
- Провести встречу всех участников процесса с демонстрацией системы, обеспечивающей функционирование казначейства.
- Запустить «пилотное» внедрение в головной организации с интеграцией казначейского решения с учетной системой предприятия.
- Тиражировать решения в дочерние компании.
Стоит отметить, что в директиве обозначены четкие сроки исполнения всех этапов и уложиться в определенный период без опыта и необходимых компетенций весьма сложно.
Для реализации поставленных задач потребуется привлечение компаний-разработчиков, которые смогут гарантировать исполнение всего проекта в указанные сроки: описать все этапы, осуществить контроль работ, уведомлять заказчика о выполнении работ по каждому этапу, обучить пользователей.
Подведем итог. Процесс казначейства – один из важнейших на предприятии. Система должна быть «заточена» именно под эти цели, позволяя управлять финансами намного эффективнее. Это достигается за счет прозрачного распределения средств внутри холдинга, контроля лимитов и анализа финансовых рисков. Появляется возможность более качественно планировать поступления и затраты, тем самым избегая кассовых разрывов и перекредитовок.