Тренды образования в России

Системы профессионального образования в России, В...
Источник: ACCA
Опубликовано: 5 июня 2015


Июнь, 2015 г. – в гостинице Националь состоялся круглый стол АССА «Тренды развития бизнес-образования и профессиональных квалификаций». Цель прошедшего мероприятия – объединить на одной площадке представителей учебных центров, ВУЗов и HR-специалистов, аккредитованных работодателей АССА – всех, кто вовлечен в образовательные процессы, – чтобы осветить ключевые тенденции в развитии бизнес-образования в мире, обсудить потенциал развития профессиональных квалификаций в России и исследовать наиболее перспективные пути сотрудничества между заинтересованными сторонами.


В период текущей экономической ситуации у работодателей меняются требования к кандидатам и образовательным структурам. Во время кризиса компании сокращают свои расходы на обучение сотрудников, отдавая предпочтение провайдерам, готовым предоставить определенные результаты за короткий срок и минимальную стоимость. Если говорить о процентном соотношении выбора тех или иных программ, то 42% компаний готовы оплачивать дополнительное образование топ-менеджеров и кадрового резерва. При этом, для образования топ-менеджеров компании выдвигают определенные условия: программа обязательно должна быть в режиме face-to-face, предоставление эксперта-практика, готового дать свежий взгляд на ведение бизнеса также необходимо. Определенные требования выдвигаются и к краткосрочным программам, и к тренингам.

Старший партнер компании «Тренинг-Бутик», партнер компаний Best T&D Group, доцент НИУ ВШЭ Марк Кукушкин подчеркнул: «Форматы тренингов становятся длиннее. Отдельный тренинг сегодня не работает. Должен присутствовать некий комплекс: тренинг + коуч + learning. Также отмечается тенденция к индивидуализации обучения: необходимо специально подобранное обучение под команду или компанию в целом. Помимо этого, у команды, проходящей обучение, должна быть возможность протестировать полученные навыки в реальном времени. Даже многие ВУЗы внедряют интерактивные форматы обучения, переучивая свой профессорский состав».

8% работодателей готовы оплачивать образование руководителей среднего звена, а 20% – специалистов финансовой отрасли. В отличие от обучения топов компании, с образованием кадрового резерва работодатели пытаются справиться собственными силами – нанимают сотрудника, оставляют его в штате компании и выбирают систему самообучения для развития профессиональных и межличностных навыков в команде.

Сегодня эксперты выделяют несколько факторов, влияющих на образование в бизнесе: демографическая ситуация, появление диверсифицированных или разнообразных команд, а также управление балансом «жизнь-работа». Если говорить о первом факторе, то сейчас наблюдается старение рабочей силы, вместе с которым уходит прежнее понимание ведения бизнеса. В связи с этим образовательные программы вынуждены адаптироваться к этим изменениям.

Появление диверсифицированных команд только-только набирает обороты в России. По словам Татьяны Сусловой, старшего менеджера Академии бизнеса EY, это может стать устойчивым трендом в ближайшем будущем. «В любой команде люди по-разному мыслят, предлагают разные решения. Поэтому для лидеров таких команд необходимы специальные обучающие программы». Управление балансом «жизнь-работа» – еще один определяющий фактор. Работодатель должен приветствовать не только профессиональные достижения сотрудника, но и его результаты вне работы. И здесь потребуется гибкость программ, совмещающих очные и дистанционные формы.

Вместе с тем, тенденции в образовании начали меняться еще задолго до кризиса. По словам исполнительного директора ACCA, Хелен Бранд, посетившей Москву с официальным визитом в рамках 15-летнего юбилея деятельности ACCA в России, сейчас доступ к университетскому образованию стал гораздо шире, и учиться можно где угодно в течение любого времени. «Революция ландшафта бизнес-образования меняется: появилось огромное количество открытых online курсов, популярность дистанционного образования также возрастает, растет и мобильность самих студентов», – отмечает г-жа Бранд. На рынке образования наблюдается высокий уровень конкуренции. Если раньше получение MBA считалось кратчайшим путем к получению должности в составе Совета директоров, то последние исследования опровергают этот факт. Вместе с увеличением стоимости MBA сократилось количество высокооплачиваемых рабочих мест. А появление новых бизнес-школ еще больше увеличивает конкуренцию на рынке образования. Успех будут иметь те организации, которые кардинально отличаются от других и готовы адаптироваться к новым требованиям студентов.

В настоящий момент работодатели хотят привлекать тех сотрудников, которые готовы сразу же приступить к работе. Однако у выпускников ВУЗов отмечается нехватка профессиональных навыков. В текущих условиях бизнеса фундаментального образования оказывается недостаточно.

«С одной стороны, мы видим формальное перепроизводство финансовых специалистов в России: ВУЗы любых профилей готовят бухгалтеров, аудиторов и так далее. А с другой стороны, мы наблюдаем огромную нехватку кадров. Выпускники получают дипломы, но, когда речь доходит до реальной ситуации трудоустройства, выясняется, что человека нужно переучивать. Взаимодействие тренинговых центров и университетов также не всегда успешно. Большинство тренингов ориентировано на развитие soft skills. И здесь исправить ситуацию смогут профессиональные квалификации, такие как ACCA»,   – считает Александр Ильинский, проф., декан Международного финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ. Поэтому еще одним определяющим фактором при выборе той или иной школы становится перспектива трудоустройства будущего кандидата.

Вместе с тем, и сами университеты испытывают острую нехватку кадров. Преподаватели т.н. «старой школы» не готовы адаптироваться к изменениям системы образования. «Подход тех преподавателей, которые читали курсы ранее, не подходят для реализации новых программ. Сейчас необходимы специалисты, которые получили образование за рубежом и обладают богатым исследовательским опытом», – считает Александр Пушко, заместитель директора Банковского института ГУ-ВШЭ.

Игорь Осипов, Управляющий директор, Европа и СНГ, Becker Professional Education, уверен, что существующие реформы образования – это ответ на текущие требования работодателей. По его словам, компания – это конечный потребитель, который диктует свои условия на рынке труда. ACCAтесно сотрудничает с работодателями и готовит студентов, соответствующих всем требованиям компаний. Для сокращения дистанции между ВУЗами и работодателями ACCA аккредитовывает учебные программы , соответствующие международному уровню, на базе университетских курсов. Представители ACCA ведут постоянную работу по развитию сотрудничества с российскими ВУЗами, способствуя повышению уровня профессиональной подготовки финансовых специалистов в стране в целом. В 2013 году Санкт-Петербургский Государственный Университет (СПбГУ) стал первым российским ВУЗом, магистерская программа которого получила аккредитацию ACCA. Позднее был дан старт магистерской программе, аккредитованной ACCA на кафедре «Международный финансовый и управленческий учет» Института экономики и финансов МИИТа в Москве. В настоявший момент АССА работает над аккредитацией учебных программ в таких ведущих ВУЗах, как Финансовый Университет при Правительстве РФ, Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова, НИУ Высшая Школа Экономики, МГИМО (У) МИД России, Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет (СПбГЭУ), Дальневосточный Федеральный Университет, Томский Государственный Университет и т.д.

Университеты внедряют изменения в программу образования для обеспечения студентов качественными знаниями – как теоретическими, так и практическими Борис Аксенов, заместитель начальника департамента бухгалтерского учета ОАО «РЖД», поделился опытом трехстороннего сотрудничества между Московским государственным университетом путей сообщения МИИТ, ACCA и ОАО «РЖД». В ноябре 2013 года в МИИТ была создана кафедра «Международный финансовый и управленческий учёт» в качестве совместной инициативы с ОАО «РЖД». По предложению бухгалтерской службы ОАО «РЖД» программа обучения на кафедре ориентирована на международные требования, предъявляемые к финансовым специалистам. Одной из задач кафедры является подготовка высококвалифицированных профессионалов для железнодорожной отрасли в соответствии с программами ACCA. Данная инициатива получила активную поддержку со стороны Ассоциации.

«Мы наблюдаем пробел между образованием и требованиями, которые складываются в бизнес-среде. После того, как выпускники ВУЗов приходят к нам в холдинг, мы вынуждены предоставлять им дополнительное образование. В свою очередь, мы сократили процесс обучения, вложив часть программ в высшую школу. Однако здесь стоит говорить о симбиозе, и нельзя полностью заменять фундаментальное образование профессиональным», – подчеркнул Борис Аксенов.

Еще одна тенденция, актуальная для образования – внедрение информационных технологий, которые влияют на стратегии бизнеса и его продуктивность. Среди ключевых факторов, определяющих функции бизнеса: мобильные технологии, BigData и информационная безопасность. Финансовые специалисты используют мобильные технологии для увеличения продуктивности своей работы. Особенно популярны т.н. «облачные» устройства, позволяющие работать где угодно и когда угодно. И те компании, которые принимают решения на основе больших данных, могут обойти своих конкурентов. Однако здесь встает вопрос безопасности. Согласно результатам последнего исследования ACCA и IMA, 54% опрошенных компаний беспокоят их риски, связанные с защищенностью данных. 79% уверены, что потребность в защите от киберугроз сильно увеличится. Система образования подвергается постоянным изменениям: очное обучение смешивается с технологическими изменениями, появляются массовые онлайн курсы, т.н. MOOC и небольшие приватные (созданные под определенные запросы компаний) онлайн курсы и, конечно, технологии будут менять ландшафт бизнес-образования. Примерно 90% опрошенных представителей школ четко говорят о том, что технологические инновации привлекут на рынок образования новых игроков, и более 90% уверены, что технологии будут способствовать росту новых бизнес-моделей. Более 80% менеджеров хотели бы, чтобы бизнес-школы использовали новые технологии в своих образовательных программах. «Те изменения, которые сегодня происходят на рынке технологий, меняют нашу жизнь», – считает Энди Тайлер, АССА, Партнер, Академия PwC. «У России огромный потенциал и технологии будут играть большую роль. Безусловно, необходимо вести диалог с работодателями, пытаясь понять, что им необходимо, особенно это касается работы в регионах. Это потребует дополнительного времени и вложений, но оно того стоит», – отмечает эксперт.

Таким образом, система образования подвергается серьезным изменениям. При этом, данная тенденция относится ко всем участникам рынка: как к консервативным ВУЗам, так и к современным бизнес-школам. В условиях сегодняшней экономической ситуации тон преобразований задают именно работодатели, которые уже не готовы тратить свое время и средства на профессиональную переподготовку вчерашних студентов. В связи с этим, представителям бизнес-сообщества и образовательных учреждений стоит подумать об объединении усилий для эффективной работы схемы «ВУЗ – студент – работодатель». И сотрудничество университетов с такими образовательными организациями, как ACCA, поможет изменить ситуацию.
Теги: АССА  бизнес-образование  профессиональные квалификации  обучение сотрудников  дополнительное образование  образование топ-менеджеров  ведение бизнеса  online курсы  процесс обучения  внедрение информационных технологий  Big Data  мобильные технологии  би