Три самые распространенные претензии налоговой службы к бизнесу

Практические советы

Автор:
Источник: BMS Law Firm
Опубликовано: 12 сентября 2017

С претензиями налоговых органов так или иначе сталкивается любой владелец бизнеса. Они меняются в зависимости от рыночных условий и можно говорить о том, что сейчас внимание налоговиков сосредоточено на новых аспектах предпринимательской деятельности. Руководитель налоговой практики BMS Law Firm рассказал о трех самых актуальных претензиях, которые чаще всего встречаются на практике.

1. Аффилированные лица

Понятие аффилированности устанавливается разными законами (Гражданский и Налоговый кодексы, закон об ООО и т.д.). Общим во всех этих понятиях является то, что аффилированные лица способны оказывать влияние на предпринимательскую деятельность друг друга (или одного из них). Налоговый кодекс, помимо этого, в понятии аффилированности также указывает и на взаимозависимость лиц.

Аффилированность как таковая не может служить основанием для признания операций необоснованными и направленными исключительно на уменьшение налогооблагаемой базы. Помимо этого, налоговые органы должны доказать незаконность действий, которые стали возможными из-за взаимозависимости компаний. Например, самый распространенный случай - занижение или завышение цен по сделкам.

Налоговые органы проверяют цель, преследуемую налогоплательщиком при создании нескольких юридических лиц или дроблении бизнеса. Главной целью, при этом, не может быть получение налоговой выгоды. Отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность будет подтверждать незаконность действий.

2. Занижение рыночной стоимости

Эта претензия также часто связана с обвинениями в аффилированности, однако она вполне самостоятельная и может предъявляться отдельно. До 2012 года налоговые органы могли проверять рыночную стоимость товаров только на основании отношений взаимозависимости, но сейчас налогоплательщик должен еще подпадать под условия ст. 105.1 и ст. 105.14 НК РФ.

В последнее время больше всего внимания налоговики обращают на операции по товару, который был импортирован. Это касается случаев, когда товар был ввезен по цене намного ниже той, по которой его купил налогоплательщик. Налоговые органы ищут в цепочке перепродавцов недобросовестные фирмы, чтобы иметь возможность доначисления налога.

По мнению ВС РФ, проверка рыночной цены допустима только в том случае, если налоговый орган докажет получение необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком. Также попадают под внимание сделки на внутреннем рынке при покупке и продаже товаров, работ и услуг между группами компаний, которые контролируются одними лицами.

3. Операции по ноу-хау, товарным знакам и программным продуктам

Все больше нарушений допускается компаниями при проведении операций, связанных с ноу-хау, товарными знаками и программными продуктами. Это касается операций, которые уплачиваются офшорным компаниям. Сами по себе такие платежи не являются незаконными, однако налоговым органам в ряде случаев удается доказать отсутствие ноу-хау как такового, что влечет за собой обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды.

По данным операциям также может быть доказана взаимозависимость лиц сделки, которая, опять же, будет незаконной только в случае доказательств ее использования для получения необоснованной налоговой выгоды. В случае таких претензий необходимо будет доказать, что платежи были направлено непосредственно на получение прибыли и увеличили выручку компании или позволили сократить затраты.

Автор:

Теги: претензии налоговой службы  претензии налоговых органов  аффилированные лица  понятие аффилированности  Налоговый кодекс  предпринимательская деятельность  уменьшение налогооблагаемой базы  дробление бизнеса  получение налоговой выгоды  необоснованная нал