В связи с принятием Закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» увеличивается нагрузка на финансовые службы российских организаций и, как следствие, растет интерес менеджмента к вопросу организации автоматизированной подготовки отчетности по МСФО.
Предпосылки автоматизации учета по МСФО
В последние годы многие российские компании и группы компаний, не дожидаясь законодательного признания МСФО, в добровольном порядке начали готовить отчетность по международным стандартам согласно запросам инвесторов, кредиторов, иностранных партнеров и других заинтересованных пользователей.
СПРАВОЧНО
Согласно Закону № 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО должна публиковаться кредитными организациями, страховыми организациями, иными организациями, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Такая отчетность должна представляться организациями (за исключением тех, для которых установлены особые сроки) начиная с отчетности за 2012 г.
Теперь, когда отчетность по МСФО становится обязательной для большого числа российских компаний, возникает необходимость продумать наиболее оптимальный способ подготовки такой отчетности. Концептуально на практике существует два классических варианта:
- составлять отчетность по МСФО вручную путем трансформации данных российского бухгалтерского учета (далее БУ);
- автоматизировать процесс подготовки отчетности по МСФО (возможно полностью независимое от бухгалтерского учета ведение учета по МСФО либо получение части данных по МСФО на основе данных БУ, частично ведя независимый учет по отдельным участкам).
Как известно, самый простой, быстрый и дешевый способ, вместе с тем обладающий рядом объективных недостатков, — это трансформация в электронных таблицах и базах данных (например, MS Excel). Более сложный, но вместе с тем более точный и качественный — это использование автоматизированных средств подготовки отчетности по МСФО.
Также возможны варианты частичной автоматизации с последующей обработкой данных вне программного продукта. Поэтому, принимая решение об автоматизации, необходимо определить, что должно быть конечным результатом (результатами) в части МСФО, получаемым из программного продукта:
- Трансформационные ведомости (если автоматизируется трансформация).
- Оборотно-сальдовая ведомость МСФО по каждой компании в группе, сформированная по плану счетов МСФО, и типовые расшифровки по каждому счету (анализ счета, карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость по счету и др.).
- Индивидуальная отчетность по МСФО по каждой компании в группе (отчет о финансовой позиции, отчет о совокупном доходе, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и расшифровки к ним в виде дополнительных отчетов).
- Консолидированная отчетность по МСФО (для группы в целом/для отдельных подгрупп в группе).
При этом автоматизировать можно как потранзакционный учет (учет каждой операции, трансляция), так и алгоритмы трансформации (перекладки остатков и оборотов). Рассмотрим оба варианта, сравним их и ответим на вопрос: в каком случае какой из вариантов более предпочтителен?
Метод трансляции данных
Данный метод предполагает создание подсистемы МСФО в программном продукте, где ведется бухгалтерский учет компании.
СПРАВОЧНО
Подсистема МСФО — подсистема ведения учета и формирования отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в составе автоматизированной системы ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, подсистема МСФО представляет собой функционал по автоматизированному ведению учета по МСФО в учетной системе компании, выбранной для целей ведения бухгалтерского учета.
При этом автоматизированное ведение учета достигается методом частичной трансляции данных [1], который предполагает, что на отдельном плане счетов МСФО проводки формируются тремя способами:
1. Конвертация (трансляция) проводок БУ по правилам мэппинга.
СПРАВОЧНО
Мэппинг (карта соответствия, правила соответствия) — правила соответствия между данными БУ и МСФО, задаваемые в подсистеме МСФО.
Конвертация, трансляция данных — автоматический перенос данных из БУ на план счетов МСФО в соответствии с правилами мэппинга.
2. Независимое ведение учета по МСФО по участкам, которые не подлежат конвертации из БУ в силу различных подходов к учету в БУ и МСФО (например, основные средства, лизинг, договоры подряда, отложенные налоги, обесценение финансовых активов, формирование себестоимости и др.), при помощи специально разработанного функционала (документы, обработки) с возможностью анализа движений БУ за период.
3. Операции, которые не конвертируются из БУ и для которых нецелесообразно реализовывать специальный функционал, подлежат отражению ручными операциями (бухсправками по МСФО).
При этом конвертация выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия специалистов по МСФО, и позволяет получить 70–80 % от общего объема проводок по МСФО. Параллельное (независимое от бухгалтерского учета) ведение учета по отдельным участкам и формирование ручных операций требует участия специалистов со знанием МСФО.
Имея в системе ведения бухгалтерского учета еще и учет по МСФО, не составляет труда организовать автоматическое формирование отчетности по МСФО. При этом часто индивидуальная отчетность может и не требоваться, в силу того что компания входит в группу, по которой составляется консолидированная отчетность по МСФО.
Схема подготовки консолидированной отчетности при ведении учета по МСФО методом трансляции данных на уровне отдельных компаний может выглядеть, как показано на схеме 1.
Схема 1. Подготовка консолидированной отчетности при ведении учета по МСФО методом трансляции данных
При этом сама консолидация может выполняться как в MS Excel (это оправданно, когда компаний в периметре консолидации не много, расчеты между ними несложные и выверенные на уровне бухгалтерского учета), так и в отдельном программном продукте, предназначенном для консолидации данных (например, «1С: Консолидация»).
Также функционал по автоматизированной консолидации данных можно организовать и в рамках подсистемы МСФО материнской компании. Тогда архитектура процесса будет выглядеть, как показано на схеме 2.
Схема 2. Подготовка консолидированной отчетности в программном продукте материнской компании
Минус этого варианта заключается в том, что при загрузке большого объема данных из внешних источников (от других компаний, входящих в группу) производительность программного продукта материнской компании может существенно пострадать. С этой точки зрения более эффективным является вариант организации консолидации во внешних системах. При этом объективный плюс состоит в том, что не требуется выгружать данные по материнской компании: в единой базе будут сформированы отдельная отчетность материнской компании и консолидированная отчетность группы.
СПРАВОЧНО
Функционал по автоматизированной консолидации данных предполагает:
- определение периметра внутригрупповых контрагентов и перечня неконтролирующих акционеров;
- выполнение сверки внутригрупповых расчетов;
- формирование сводных данных по периметру консолидации с последующим исключением внутригрупповых остатков и оборотов;
- расчет и исключение нереализованной прибыли по внутригрупповым продажам;
- регистрацию и хранение информации о справедливой стоимости чистых активов дочерних компаний;
- расчет и признание гудвилла по дочерним компаниям;
- расчет и признание доходов и расходов от участия в ассоциированных компаниях и совместных предприятиях, а также стоимости инвестиций в эти компании и др.
Возвращаясь к методу трансляции данных, следует отметить, что, прежде чем приступить к автоматизации, крайне важно подготовить методологическую базу, которая будет положена в основу разрабатываемой подсистемы МСФО. Должны быть разработаны и адаптированы под особенности программного продукта следующие методологические документы [2]:
- План счетов (далее ПС) МСФО.
- Карта соответствия (мэппинг) между ПС МСФО и ПС БУ.
- Нормативно-справочная информация, используемая для целей МСФО (справочники, классификаторы, перечисления и др.).
- Методики ведения учета по МСФО по отдельным участкам.
- Альбом отчетных форм (с методикой формирования показателей).
- Карта функционального покрытия.
Карта функционального покрытия [3] формируется по результатам анализа данных бухгалтерского учета компании за прошедшие периоды и содержит перечень типовых хозяйственных операций по участкам учета (включая операции, не учитываемые в бухгалтерском учете) и описание выбранного способа по отражению каждой конкретной операции на ПС МСФО в системе.
СПРАВОЧНО
Способы отражения операций на ПС МСФО:
- конвертация данных бухгалтерского учета по правилам мэппинга;
- независимое от бухгалтерского учета ведение учета по МСФО:
– при помощи специального функционала, подлежащего автоматизации;
– в ручном режиме.
На основе разработанной методологии формируются функционально-технические требования к подсистеме МСФО в виде отдельного документа, который будет являться основой для разработки Технического задания программистам.
В целом для ведения учета и формирования отчетности в подсистеме МСФО должны быть предусмотрены следующие возможности [4]:
- автоматическое формирование проводок МСФО на основе проводок БУ по правилам мэппинга и формирование отчетов о результатах конвертации;
- формирование проводок МСФО в ручном режиме;
- учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с МСФО (в том числе объектов в лизинге и инвестиционной собственности);
- учет операций по договорам подряда в соответствии с МСФО;
- расчет и признание оценочных резервов и начисленных обязательств в соответствии с МСФО;
- учет финансовых инструментов в соответствии с МСФО;
- учет операций со связанными сторонами в соответствии с МСФО;
- расчет отложенных налогов в соответствии с МСФО;
- расчет себестоимости по МСФО;
- формирование типовых отчетов по ПС МСФО;
- формирование индивидуальной отчетности по МСФО;
- выгрузка отчетных форм в MS Excel.
При этом, как правило, нет необходимости разрабатывать подсистему МСФО с нуля, так как на рынке существуют программные продукты, предусматривающие определенные возможности для ведения учета по МСФО методом трансляции данных, которые потребуется адаптировать/доработать с учетом специфики и потребностей конкретной организации.
Метод трансформации
Трансформация данных — это процесс составления отчетности по МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам РСБУ на отчетную дату (за отчетный период).
СПРАВОЧНО
Трансформационные корректировки — бухгалтерские записи, позволяющие выполнить переход от отчетности по РСБУ к отчетности по МСФО на заданную дату (за заданный период). Бывают двух типов: реклассификационные и оценочные.
Реклассификационные корректировки выполняются путем переноса остатков и оборотов со счетов РСБУ на счета МСФО по правилам мэппинга [5].
Оценочные корректировки выполняются путем пересчета сумм РСБУ и выполнения специальных расчетов для целей МСФО по отдельным участкам учета.
Автоматизировать трансформацию данных можно на уровне программного продукта каждой компании, входящей в группу, с последующей консолидацией вне программного продукта, где выполнялась трансформация, либо на одном уровне (вне программных продуктов, в которых компании группы ведут бухгалтерский учет) выполнять и трансформацию, и консолидацию.
В первом случае архитектура решения будет иметь следующий вид (схема 3).
Схема 3. Подготовка консолидированной отчетности
при трансформации данных БУ в формат МСФО
При этом сама консолидация опять же может выполняться как в MS Excel, так и в отдельном программном продукте, предназначенном для консолидации данных.
Во втором случае архитектура решения будет соответствовать схеме 4.
Схема 4. Подготовка консолидированной отчетности при трансформации и консолидации данных в одном программном продукте
Такой вариант предполагает, что отчетность по МСФО формируется в программном продукте МСФО следующим образом:
- Из внешних источников (бухгалтерские базы или MS Excel) загружаются данные бухгалтерского учета в определенном формате по компаниям, входящим в периметр консолидации.
- Выполняется автоматическая трансформация загруженных данных при помощи специально разработанного и настроенного функционала.
- Выполняется автоматическая консолидация данных по нескольким компаниям.
- Формируется консолидированная отчетность по МСФО (основные формы и расшифровки).
Для организации процесса подготовки отчетности по МСФО таким способом также потребуется разработать/адаптировать определенные методологические документы:
- ПС МСФО.
- Карта соответствия (мэппинг) между ПС БУ и МСФО.
- Нормативно-справочная информация, используемая для целей МСФО (справочники, классификаторы, перечисления и др.).
- Альбом отчетных форм (с методикой формирования показателей).
- Описание типовых корректировок по МСФО и методики их выполнения.
По сравнению с перечнем методологических документов, разрабатываемых при организации учета методом трансляции, новым в списке является документ по описанию корректировок. Данный документ должен содержать перечень трансформационных и консолидационных корректировок, выполняемых при подготовке отчетности по МСФО в группе компаний по участкам учета (включая операции, не учитываемые в российском бухгалтерском учете), и описание методики выполнения корректировок на ПС МСФО.
Типовые корректировки целесообразно описывать по участкам учета и по видам:
- Трансформационные корректировки (отдельно реклассификационные и оценочные).
- Консолидационные корректировки.
Методика выполнения корректировок представляет собой описание правил выполнения корректировок:
- Случаи, когда выполняется корректировка.
- Периодичность выполнения корректировок.
- Проводка (бухгалтерская запись) по выполнению корректировки.
- Определение суммы проводки.
- Особенности выполнения корректировки.
В целом для выполнения трансформации и консолидации с последующим формированием консолидированной отчетности в программном продукте должны быть предусмотрены следующие возможности:
- Загрузка данных бухгалтерского учета из внешних источников (MS Excel, бухгалтерские базы).
- Наличие настраиваемых механизмов трансформации остатков и оборотов БУ на ПС МСФО.
- Автоматическое выполнение реклассификационных корректировок по правилам соответствия счетов БУ и МСФО.
- Автоматическое выполнение оценочных корректировок по участкам учета:
– учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с МСФО;
– учет операций по договорам подряда;
– учет оценочных резервов и начисленных обязательств;
– учет финансовых инструментов;
– учет операций со связанными сторонами;
– учет отложенных налогов и др.
- Автоматическое выполнение сверки внутригрупповых остатков и оборотов и выполнение консолидационных корректировок.
- Ручное выполнение корректировок любого вида.
- Формирование трансформационных и консолидационных таблиц-ведомостей.
- Формирование индивидуальной/отдельной отчетности по МСФО по компаниям.
- Формирование консолидированной отчетности по МСФО по группе.
- Выгрузка отчетных форм в MS Excel.
Еще раз подчеркнем, что при автоматизации метода трансформации не будет автоматизировано потранзакционное ведение учета по МСФО (которое достигается при методе трансляции). Это значит, что трансформационные и консолидационные корректировки рассчитываются и выполняются по состоянию на дату подготовки отчетности по МСФО (на отчетную дату).
Сравнение методов
Выполним сравнение в виде следующей таблицы.
Плюсы и минусы методов трансформации и трансляции данных
При этом следует отметить, что оба варианта формируют организационно-стратегические преимущества для компании, решившей автоматизировать подготовку отчетности по МСФО, по сравнению с компанией, в которой отчетность по МСФО формируется в ручном режиме. Так, наличие функционала по автоматизированной подготовке отчетности по МСФО:
- позволяет сократить затраты на привлечение внешних консультантов для подготовки отчетности по МСФО;
- позволяет сократить затраты на аудит отчетности по МСФО;
- повышает капитализацию компании/группы и является конкурентным организационным преимуществом.
Выбор способа автоматизации будет зависеть от конкретных задач, стоящих перед компанией, и имеющихся в ее распоряжении ресурсов на организацию процесса подготовки отчетности по МСФО, а также от соотношения затраты/выгоды для конкретной компании по каждому из вариантов.
На практике часто бывает нецелесообразным автоматизировать подготовку отчетности методом трансформации, так как этот метод можно успешно применять и при помощи всем хорошо известных средств MS Excel.
Вместе с тем автоматизация метода позволит обеспечить системность, сопоставимость данных, технологичность процедур, хотя при этом полученный на выходе инструмент не будет являться полноценным, самостоятельным и поддерживающим гибкую настройку методологии, как в случае создания подсистемы ведения учета по МСФО.
[1] Мы не рассматриваем ведение учета по МСФО параллельным методом, когда каждая операция отдельно (независимо от других операций) регистрируется и обрабатывается в базе ведения бухгалтерского учета и в базе ведения учета по МСФО в силу того, что он является наименее востребованным и реализуемым на практике, так как требует дублирования учетных функций.
Метод трансляции это дублирование исключает, так как информация вносится один раз в базу бухгалтерского учета и далее обрабатывается для целей БУ и для целей МСФО.
[2] Перечень приведен исходя из допущения о том, что компания ранее уже формировала отчетность по МСФО и имеет учетную политику по МСФО.
[3] Подробно о назначении, структуре и содержании документов см.: Манько С. В. Автоматизация учета по МСФО: методологическая база проекта // КФО.МС. 2011. № 2.