Интерес «упрощенцев», применяющих объект налогообложения «доходы минус расходы», к учету горюче-смазочных материалов (ГСМ) возник в связи с внесением изменений в методические рекомендации Минтранса. Об особенностях налогообложения у «упрощенцев» данной операции рассказывает специалист Минфина.
Вопрос:
Интерес «упрощенцев», применяющих объект налогообложения «доходы минус расходы», к учету горюче-смазочных материалов (ГСМ) возник в связи с внесением изменений в методические рекомендации Минтранса. Однако прежде чем перейти к этому документу, уточним, на основании какой нормы «упрощенцы» могут учитывать расходы на ГСМ по транспортным средствам, которыми они владеют, или которые находятся у них в аренде. Могут ли они учитывать затраты на ГСМ в качестве материальных расходов?
Расходы на ГСМ, используемые для эксплуатации собственного или арендованного транспорта, учитываются согласно пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ: это расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ.
В силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ данная норма принимается применительно к порядку, предусмотренному ст. 264 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций.
На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
Кроме того, напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами являются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, для признания расходов на ГСМ в целях налогообложения необходимо выполнение одновременно двух условий: наличие оплаты ГСМ и фактическое списание топлива для служебного транспорта. При этом расходы на ГСМ должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Вопрос:
Очень часто в деятельности «упрощенцев» используются личные автомобили работников. Можно ли учитывать в расходах при УСНО затраты на ГСМ по таким автомобилям?
Как уже было сказано, пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие УСНО, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта, а также на расходы на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ.
Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92.
Данные нормы применяются для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов при применении УСНО как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.
В размерах компенсации учитывается возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля работника: сумма износа, затраты на ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт.
Вопрос:
Не секрет, что нормы, которые указаны в приведенном документе, сегодня не соответствуют реальным ценам. Нельзя ли учитывать в расходах хотя бы затраты на бензин при эксплуатации личных автомобилей?
Да, утвержденные нормы далеки от реальных цен, но сегодня они действуют, других норм не предусмотрено. Таким образом, при эксплуатации личных автомобилей работников «упрощенцы» вправе учесть только те суммы, которые указаны в Постановлении Правительства РФ № 92. При этом рассматриваемые затраты должны быть документально оформлены (это может быть приказ руководителя с приложением копии ПТС или соответствующая ссылка в трудовом договоре) и фактически понесены (оплачены работнику).
Вопрос:
Вернемся к основному вопросу о нормах ГСМ.
Распоряжением Минтранса РФ от 14.07.2015 № НА-80‑р внесены изменения в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23‑р (далее – Методические рекомендации). В связи с этим снова на повестке дня вопрос о том, должны ли «упрощенцы» руководствоваться данными нормами или они могут применять свои нормы списания ГСМ. Могут ли «упрощенцы» вообще не нормировать затраты на ГСМ, а списывать их по факту?
Начнем с того, что Методические рекомендации предназначены, в частности, для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. Это означает, что руководствоваться данным документом обязаны автотранспортные предприятия независимо от форм собственности и применяемого ими налогового режима. То есть в случае, если организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСНО, занимаются автотранспортными перевозками, они обязаны применять нормы, установленные Методическими рекомендациями.
«Упрощенцы», которые не являются автотранспортными предприятиями, также могут применять рассматриваемые нормы, но могут и установить свои нормы расхода ГСМ. Например, они вправе воспользоваться нормами, указанными заводом-изготовителем в технической документации, или разработать и утвердить нормативы на основании контрольных замеров. Можно и не нормировать затраты на ГСМ, а списывать их по фактическим показателям.
Главное, чтобы расходы на ГСМ, учитываемые для целей налогообложения, были документально подтверждены, в том числе внутренними документами.
Вопрос:
Для «упрощенцев», занимающихся автомобильными перевозками, и тех, кто использует данные нормы для списания ГСМ, назовем основные изменения, внесенные в Методические рекомендации.
В Методические рекомендации внесены следующие поправки.
Скорректированы повышенные нормы расхода топлива в крупных городах – «миллионниках». Нормы повышаются при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 5 млн человек – до 35%;
- от 1 до 5 млн человек – до 25%;
- от 250 тыс. до 1 млн человек – до 15%;
- от 100 до 250 тыс. человек – до 10%;
- до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%.
Увеличился список моделей отечественных и зарубежных автомобилей, для которых предусмотрены нормы расхода топлива.
Вопрос:
Говоря о ГСМ, нельзя обойти стороной вопрос о путевых листах. Обязательно ли его заполнять «упрощенцам» для учета расходов на ГСМ? На что нужно обратить особое внимание при заполнении путевого листа?
Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (пп. 14 п. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259‑ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевого листа утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевого листа применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Формы путевого листа утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
Но с 1 января 2013 года утвержденные унифицированные формы первичных документов перестали быть обязательными. Соответственно, специализированные автотранспортные предприятия должны применять путевой лист с обязательными реквизитами и в установленном порядке, при этом они вправе разработать свой вариант этого документа.
«Упрощенцы», которые не являются автотранспортными предприятиями, могут применять как утвержденную форму путевого листа, так и форму, разработанную самостоятельно с учетом обязательных реквизитов, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».
Отметим, что первичные документы необходимо составлять таким образом и с такой периодичностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенных расходов. Это относится и к путевым листам, на основании которых в том числе списываются ГСМ.