Среди финансистов существует такое парадоксальное высказывание – мы еще не достаточно богаты, чтобы брать кредиты. Мнение о том, что получить и обслуживать кредит в состоянии только та компания, которая достигла высоких результатов деятельности и устойчивых финансовых показателей – ошибочно. Кредиты нужны и устойчивым компаниям для вложения средств в новые проекты, и предприятиям-стартапам для развития и становления своего бизнеса, и средним компаниям, которые осуществляют регулярные крупные платежи (налоги, зарплата и пр.). Кредиты нужны всем!
Когда взять кредит, на какие цели, в каком банке, на каких условиях, на что обратить внимание, а что несущественно для компании – возникает масса вопросов. При этом условия по кредитам в каждом банке разные, что-то подходит больше для одних предприятий, что-то для других. А по прошествии определенного времени набор подходящих под критерии банков и программ может кардинально поменяться. В конечном итоге, у компании набирается немалый массив кредитной информации – банки, кредиты, условия кредитования, варианты погашений, графики платежей, масса объектов обеспечения по кредитам.
Работать же с этим обилием информации придется финансистам, возникнет множество задач, которые необходимо оперативно решить, а именно:
- Рассчитать график погашения по потенциальному кредиту, узнав лишь первоначальные условия – срок, ставка, периодичность выплат. Выяснить общий размер выплат, сравнить данные с продуктами-аналогами, сделать выбор.
- Пересчитать имеющийся график погашения при изменении ключевых условий кредитного договора (ставка, срок).
- Составить различные вариации наборов кредитов предприятия, как текущих, так и планируемых, для определения их влияния на денежный поток компании.
- Составить график платежей по кредитам на определенный период, установить «напоминалки», ничего не забыть и не допустить просроченной задолженности.
- Оперативно отразить в графиках погашения фактические данные по осуществленным кредитным платежам.
- Структурировать информацию по действующим объектам залогам, вести реестр обременений всех активов предприятия, подбирать свободные объекты для новых заимствований и т.д.
Объем информации по этим задачам будет постоянно увеличиваться, т.к. предприятие стремится к развитию, к росту количества филиалов, дочерних компаний, возможно даже к объединению с аффилированными лицами в холдинги. Инструментами управления этой информацией, как правило являются стандартный набор офисных приложений, светлая голова финансиста и кипа бумаг перед ним. И эти инструменты в определенный момент не справятся с объемом данных. В результате – ошибки в расчетах, просрочки платежа по вине исполнителя, который не имеет перед глазами общую картину по предстоящим платежам, недостаточный анализ предложений банков по кредитам из-за трудоемкости расчетов и пересчетов и многие другие сложности.
В этот момент пора включать в рабочий процесс автоматизированную систему управления кредитами предприятия. О том, какие могут быть инструменты и способы, я расскажу вам в своей следующей заметке.