На фоне экономической неопределенности и непрерывного ужесточения требований инвесторов компании должны особенно тщательно планировать сроки проведения IPO
Своевременность — секрет любой успешной комедии. Только в этом случае люди будут смеяться. Определение подходящего времени столь же важно при планировании первичного публичного размещения (IPO). Если неверно выбрать дату листинга, радоваться будут только конкуренты.
В сложных экономических условиях, характерных для последних лет, определение сроковIPO стало искусством. В 2011 году рынки IPO практически не работали. Возможности для успешного проведения сделок быстро возникали на короткий срок и, как правило, исчезали так же стремительно, как и появлялись. По словам Тома Фокса, руководителя компанииUBS по управлению операциями на международных рынках капитала в странах Северной и Южной Америки, приблизительно 55% средств, вырученных в результатеIPO в США в 2011 году, были получены в течение семи из 52 недель, составляющих год.
Такая волатильность имеет две причины. Во-первых, европейские страны еще не нашли выхода из кризиса суверенного долга. Во-вторых, восстановление глобальной экономики происходит медленнее, чем ожидалось, особенно в США, чей кредитный рейтинг был снижен. Оба фактора оказывают сильное влияние на стоимость акционерного капитала и, следовательно, — на рынкиIPO. Временами становилось даже сложно определить диапазон цен на акции в рамкахIPO, который был бы привлекательным и для компаний, и для потенциальных инвесторов. По этой причине рекордное количество сделок было отложено или вообще не состоялось.
Похоже, что в настоящее время проблемы европейского долга близки к разрешению, а перспективы международной экономики проясняются. Однако сомнения, которые, видимо, сохранятся в течение всего года, продолжают сдерживать активность на рынке IPO.
В результате заинтересованные в проведении IPO компании не уверены в успешном размещении акций. «Их беспокоит количество отмененных сделок, что вполне понятно, — говорит Фокс. — Это худшее, что может произойти с потенциальным кандидатом».
Мария Пинелли, руководитель международной группы услуг в области рынков стратегического роста компании «Эрнст энд Янг», согласна с тем, что принятие решения о сроке и месте проведенияIPO, а также о ценовом диапазоне стало чрезвычайно сложным для компаний. «В современных условиях компании могут получить на 35-40% меньше по сравнению с периодом экономической стабильности», — говорит она.
Перед лицом столь значительных потерь одни компании решают дождаться окончания экономических бурь, а другие ищут альтернативные источники финансирования. Не удивительно, что по сравнению с 2010 годом за последнее время в результате IPO привлечено на 45% меньше капитала, а число успешных размещений снизилось на 20%.
Планирование приносит результаты
Однако не все так плохо. В сегментах, где IPO остается наиболее эффективным источником финансирования, сохраняется высокая активность. Глобальными лидерами по объему привлечения остаются азиатские рынки. В США также успешно прошли IPO социальных медиа и интернет-компаний.
Однако, как отмечает Клаус Хессбергер, один из руководителей J.P. Morgan, ответственный за операции на рынках капитала в регионе EMEA, сокращение количества сделок и открытие рынков капитала в течение лишь коротких промежутков времени обусловили рост избирательности инвесторов.
«В 2010 году они, по меньшей мере, анализировали большинство сделок, — говорит он. — В 2011 году стал применяться бинарный подход: сделка детально анализировалась, или от нее вообще отказывались».
Это оказывает дополнительное давление на компании, заставляя их четко формулировать предложение в рамкахIPO. Все финансовые аспекты такого предложения должны быть в полном порядке. Вместе с тем, по мнению Пинелли, принятие инвестиционного решения на 40% зависит от нефинансовых факторов: качества управления, репутации торговой марки и операционной эффективности.
«Первостепенное значение приобретают формирование высокоэффективной управленческой команды, разработка стратегии взаимодействия с инвесторами, наличие финансовых бизнес-процессов, корпоративного управления, — говорит она. — Именно это привлечет подходящих инвесторов. Нужно убедительно рассказать о перспективах роста, основанных на предыдущих показателях».
Все это требует времени. «Для подготовки успешного IPO необходима способность долгосрочного прогнозирования, — считает Пинелли. — Выход компании на фондовый рынок является не разовым мероприятием, а долгосрочным процессом, причем процесс этот связан с более глубокими преобразованиями чем те, с которыми компания и ее исполнительное руководство когда-либо сталкивались».
Планирование следует начинать не позже чем за 12-18 месяцев до предполагаемой датыIPO. Высокая степень готовности имеет большое значение в современных экономических условиях, при которых удача сопутствует тем, кто действует быстро. «Даже если вы сейчас не собираетесь проводитьIPO, необходимо поддерживать готовность компании к оперативным действиям, когда экономическая конъюнктура улучшится», — добавляет она.
Процесс планирования следует строить таким образом, чтобы он охватывал деятельность компании в течение нескольких месяцев после проведенияIPO. Это позволит достичь (а в идеале — превысить) ожидаемые инвесторами показатели эффективности.
«Если этого не делать, то можно потерять до 50% рыночной капитализации [послеIPO], — предупреждает Пинелли. — Более того, если вы разместите акции без учета негативной информации, которой, по мнению участников рынка, вы должны располагать и эффективно использовать, то на последующее устранение ущерба, нанесенного деловой репутации, в среднем уйдет три года».
А в этом нет никакой радости.
Стимулы экономического роста
Благодаря новому закону, который вступит в силу в этом году, в США компаниям с высокими показателями экономического роста будет проще привлекать финансирование в виде участия в акционерном капитале. Закон направлен на стимулирование восстановления экономики США на основе поддержки предпринимателей и создания рабочих мест, что может улучшить ситуацию и на остальных рынках мира.
Лица, отвечающие критериям закона США JumpstartOurBusinessStartups (JOBS) Act (закон о поддержке стартапов), освобождаются от соблюдения ряда наиболее обременительных требований Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) при листинге. Цель закона состоит в создании благоприятных стартовых условий для компаний, которые рассматривают возможностьIPO, но обеспокоены выполнением всех требований регулятора.
Чтобы соответствовать критериям быстрорастущей компании и получить льготы в области регулирования, организация должна иметь доход не менее $1 млрд при рыночной капитализации не менее$700 млн и выпустить при этом трехлетние документарные неконвертируемые облигации на сумму не более $1 млрд.
В течение льготного периода продолжительностью пять лет такие компании будут вправе привлекать финансирование на фондовом рынке без предоставления аудированной финансовой отчетности за два года, следовать определенным бухгалтерским стандартам, наделять инвесторов правом голоса по вопросу денежного вознаграждения правления либо выполнять все требования в области контроля за подготовкой финансовой отчетности, установленные законом Сарбейнса-Оксли (США). Новый закон облегчает также вознаграждение сотрудников акциями таких компаний.
Несмотря на то, что новый закон должен облегчить жизнь относительно небольшим быстрорастущим предприятиям, применять его следует осмотрительно, поскольку инвесторы могут установить премию за риск для компаний, решивших выйти из режима регулирования Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Какова будет реакция рынков на новый закон, покажет время.