Автор оригинального материала: Перри Уиггинс (Perry D. Wiggins), CPA, секретарь и заведующий финансовым отделом в APQC – некоммерческой организации в Хьюстоне, занимающийся деловыми исследованиями и анализом
По материалам: CFO
Высокая собираемость – ключ к снижению срока погашения дебиторской задолженности (англ., “days sales outstanding” - DSO). А чем быстрее приходят деньги, тем свободнее дышится организации.
Срок погашения дебиторской задолженности – ключевая мера эффективности финансовой команды, тесно связанная с периодом обеспеченности денежными средствами (days cash on hand) и ликвидностью. Все хотят иметь высокие продажи, но простое их закрытие еще не гарантирует устойчивость компании. Собираемость также важна, и чем быстрее поступают деньги, тем лучше.
В ходе недавнего исследования специалисты APQC изучили данные по 5 204 участникам в различных отраслях. Ключевой показатель DSO они определили как:
Дебиторская задолженность / (чистые продажи) x 365
Нижний квартиль представлен здесь самыми эффективными компаниями, которые собирают задолженность быстрее всего – за 30 дней в или менее. Напротив, наименее эффективным требуется от 48 дней и больше. Медианный результат – 36 дней.
Но это “при прочих равных”, так как неплохой показатель DSO в одной отрасли – настоящая катастрофа для другой. Например, в области здравоохранения платежи иногда компенсируются страховыми компаниями, так что там 40 дней или меньше – уже считается отменным значением. А в производстве 30 дней или меньше – просто норма. Самый лучший способ определить, что норма для вас – сравнить свои показатели с показателями конкурентов по отрасли.
Наличность – как кислород для любой организации. Сравните с погружением в воду в акваланге: при исследовании останков затонувшего корабля на дне океана ваша жизнь зависит от того, что вы точно знаете, на сколько минут вам хватит воздуха. Важно помнить, что если продажи идут замечательно, легко стать излишне самоуверенными и потратить деньги, которые еще не собрали. Если сбор занимает слишком много времени, вы рискуете истратить весь “кислород” и начать задыхаться.
В идеальном мире, конечно, бизнес собирал бы свою наличность быстрее, чем возникает потребность сделать оплату, но в реальности проще сказать, чем сделать. Конечно, есть эффективные способы сбора денег, и один из них – организовать команду, которая будет обзванивать клиентов с напоминаниями о необходимости оплаты. Если “коллекторская деятельность” является постоянной функцией, давление на клиентов возрастает, принуждая их быстрее платить по счетам, DSO падает, а наличность в кассе растет. Однако у малых предприятий на это просто может не быть бюджета, и данная обязанность ложится на плечи любого в финансовой команде, способного поработать сверхурочно.
Еще один фактор, который необходимо учесть – это осуществляет ли организация сборы на своих собственных условиях или на условиях своих клиентов. Например, вынуждена ли она им давать 60 дней на оплату, в то время как все конкуренты настаивают на 30? А если даже и так, стимулирует ли такое послабление лояльность клиентов, благодаря чему они идут покупать к вам? Стоит ли сознательно ставить под удар оборотный капитал и держать дебиторскую задолженность по отдельным клиентам лишний месяц?
Для постоянных, часто делающих покупки клиентов, от которых вы действительно зависите, ответ может быть положительным. Или даже можно рассмотреть возможность перевода этих отношений на новый уровень – например, предложить стратегическим партнерам возможность воспользоваться преимуществами автоматической платежной системы, незаметно отслеживающий перемещение продукта или услуги и наличности туда и обратно, без задержек “бумажной” работы. Если речь идет о фиксированной плате за услугу, определение платежного графика на основе оценочных значений поможет обеим сторонам лучше прогнозировать и контролировать потоки наличности.
Не менее важно изучать и предпринимать по возможности ответные действия в отношении различных причин, почему клиенты поздно платят. Далеко не всегда задержки связаны с тем, что у покупателей просто нет в данный момент наличности на руках. Возможно, причина в каких-то качественных характеристиках вашего продукта или услуги, которые порождают сомнение. Возможно, клиент просто перешел на новое программное обеспечение, которое запрашивает дополнительные данные, не содержащиеся в вашем платежном ордере. Возможно, и то, и другое сразу.
Небольшое изучение обстоятельств поможет выяснить, что платеж за услугу задерживается, например, из-за ошибок, связанных с программами компенсации расходов у клиента. Простым решением будет направлять два отдельных платежных ордена: один по расходам, другой – по затраченному времени и материалам. Так решение связанных с расходами вопросов будет занимать чуть больше времени, зато у клиента точно не останется причин не платить за услугу вовремя.
В мире, где наличность имеет значение, каждый день, проведенный этой наличностью в чьих-то еще руках – это день, который ваша организация могла бы свободно дышать. Время, потраченное на оценку и улучшение процесса сбора платежей, способно снизить DSO, увеличить наличность в кассе – а значит, и “время погружения”.