Онлайн-семинар (вебинар, англ.webinar) — разновидность веб-конференции, используется для проведения онлайн-встреч, презентаций через Интернет. Во время вебинара каждый участник находится у своего компьютера, а связь поддерживается посредством загружаемого приложения, чтобы присоединиться к вебинару, нужно ввести URL (адрес сайта) в окне браузера и код доступа.
(По материалам «Википедии»)
Исторический экскурс
Мне очень симпатичны любые формы дистанционного обучения. Связанный много лет с преподавательской работой в вузе, я понимаю, как непросто студенту показать результат своей работы педагогу, консультанту — для этого надо приехать в нужное время на кафедру. А если преподаватель заболел, изменился график его присутствия и т.д.? Как получить замечания для доработки или заветное «отлично»? Проще всего сделать это дистанционно.
Еще лучше из собственного опыта знаю, как важен личный контакт обучающегося с преподавателем, профессором в ходе лекции, семинара, консультации. Именно так активнее, направленнее идет процесс познания, научения.
Лет 10 назад при общении с бывшей однокашницей, живущей в Канаде, узнал подробности защиты ее диссертации. Выяснилось, что в момент защиты она находилась в университете в Торонто, а оппоненты и члены диссертационного совета были в разных странах — от Мексики до Китая. Помог «Скайп», тогда еще делавший первые шаги. Мне, весьма подготовленному к новациям, воспитанному на фантастике братьев Стругацких, Ст. Лема и Р. Брэдбери, оставалось только удивляться.
Вебинар отличается от традиционных веб-конференций тем, что предполагает наличие одного ведущего (лектора) и большого числа слушателей. Соответственно, сервисы для вебинаров предоставляют ведущему возможность полностью управлять ходом онлайн-встречи, а участники могут только смотреть, слушать и писать сообщения в чате.
Когда в 2009 году мы задумали транслировать полезный нашим слушателям контент, обратились к нескольким провайдерам, присутствовавшим тогда на рынке. Процесс пошел. Проблем возникало множество — от рассогласованности звука и видео до внезапного беспричинного пропадания трансляции. Перепробовали все имеющиеся в то время площадки, выбрали самую устойчивую. Через некоторое время нашли платформу, которая работала еще стабильнее. Но стопроцентного качества так и не достигли. Поэтому продолжали искать.
Спасение было найдено в собственной площадке трансляции. Инвестиции окупаются в нашем случае за несколько месяцев — ежедневный темп вещания способствует этому.
Кого привлечь? Цена вопроса. Плюсы
Традиционная целевая аудитория (ЦА) — бухгалтер, аудитор, кадровик, юрист, специалист по закупкам. Речь в этом примере не идет об использовании вебинаров для маркетинга. Цель нашего «видеоконференсинга» — передать полезную информацию из уст специалиста-лектора слушателям, которые по какой-либо причине не пришли на очный семинар и смотрят трансляцию у своего компьютера либо на большом экране в зале провайдера.
Работая для своей ЦА, мы понимаем, что в определенной степени снижаем доходность одного места зрительской аудитории — стоимость трансляции в нашем случае вдвое ниже, чем цена очного участия. Известны продуценты вебинаров, уравнявшие стоимость очного и онлайн-участия. Дескать, «эффект присутствия достигнут, разрыва во времени передачи информации нет». Не являюсь сторонником такого подхода. Убежден, что время расставит все на свои места и рост интереса к оперативному получению свежей информации через вебинарные технологии сведет на нет споры о разнице очного и онлайн-восприятия информации.
Цена вебинара не может отличаться на порядок и даже в несколько раз от стоимости участия в очном семинаре. А сколько больших плюсов! Помимо возможности задать вопрос точно так же, как и при очном участии, есть дополнительная опция — можно еще раз посмотреть трансляцию: большинство провайдеров предоставляют доступ к записи в течение определенного времени. Нетрудно эту запись скачать и даже выучить наизусть!
Всегда называются как преимущества экономия времени на дорогу к месту проведения семинара, возможность разместиться у монитора с коллегами. Добавим к этому выбор приглашенных сесть рядом — в очном формате такое не всегда возможно: кто раньше пришел, тот и сел в первый ряд.
Широта охвата. Минусы
«Российские бизнес-тренеры собрали более 14,5 тысяч участников на площадке, организованной expertsystem на платформе MindLabs» — такое сообщение потрясло вебинарное сообщество в 2012 году. Явный перебор! Как и в реальной аудитории, так и в виртуальной может просто не хватить воздуха. Проблемный вебинар с числом участников свыше 100 становится неэффективным для всех — лектор просто не успеет ответить на все вопросы. Из нашей практики: вопрос задает каждый пятый участник, ответить на 20-25 вопросов в ходе вебинара реально, а дальше ответ будет формальный, скороговоркой.
Сколько всего вебинаров для нашей ЦА проводится ежедневно? По самым скромным оценкам, в пределах 40-50 вебинаров на всю огромную страну. Если принять среднее число участников в пределах 50 человек, то две-три тысячи специалистов ежедневно «прилипают» к своим мониторам, рассчитывая узнать что-то новое для себя или укрепиться в своем знании. За месяц 50 тысяч. Совсем немного! Если принять, что в нашей стране почти три миллиона бухгалтеров, а с аудиторами, кадровиками и юристами — свыше шести миллионов человек, то такими темпами один вебинар достанется одному специалисту этих профилей раз в 10 лет! Маловато будет.
К недостаткам такой формы передачи информации обычно относят отсутствие вербального контакта с другими участниками семинара — не секрет, что многие слушатели приходят на семинар и для того, чтобы общаться «по горизонтали» с коллегами, выясняя, как те поступают в конкретной ситуации, в том числе выходящей за рамки темы дня.
Статистика
По многолетним наблюдениям, соотношение тех, кто изъявил желание участвовать в вебинаре, кто подключился к трансляции и тех, кто дослушал до финала, сильно зависит от платности услуги.
Статистика по платному участию представлена в табл. 1, бесплатному — в табл. 2. [1]
Таблица 1
Платное участие в вебинарах, %
Записано (выразили желание участвовать) |
Оплатили |
Подтвердили готовность при получении ключа доступа |
Подключились |
Участвовали до финальных слов |
Задавали вопросы |
Запросили доступ к записи |
100 |
92 |
91 |
85 |
77 |
17 |
4 |
Таблица 2
Бесплатное участие в вебинарах, %
Записано (выразили желание участвовать) |
Подтвердили готовность при получении ключа доступа |
Подключились |
Участвовали до финальных слов |
Задавали вопросы |
Запросили доступ к записи |
100 |
70 |
51 |
43 |
15 |
7 |
Активное участие измеряем двумя показателями: «до финальных слов лектора не отключались» и «задавали вопросы». По второму показателю платники и бесплатники практически совпали, а вот дослушали-досмотрели до конца почти вдвое меньше бесплатников по сравнению с оплаченными слушателями.
Доступ к записи запрашивают в двух случаях:
- не подключались к прямой трансляции (забыли или были заняты другим делом);
- хотят уточнить услышанное, «пересмотреть».
В коня ли корм? Эффективность продукта
По результатам рассмотрения многочисленных анкет (более тысячи) сделаны следующие выводы:
- Свыше 80% участников вебинаров считают эту форму получения информации, консультаций удобной для себя во всех отношениях — выгодной, доступной, полезной. Среди этой категории анкетированных слушателей примерно четверть считает для себя единственно приемлемым форматом семинара, ¾ готовы чередовать вебинар с очным семинаром.
- Оставшиеся 20% распределились так: вебинар — это неудобно, но другой возможности узнать то, что требовалось в данное время, не было — 10%; впервые пользуюсь и никогда больше — 3%; можно, но в очной форме лучше, т.к. хочу дышать одним воздухом с лектором — 7%. При этом надо учитывать, что в наших условиях стоимость платного участия примерно вдвое выше очно, нежели дистанционно.
- Приятно удивили ответы на вопрос «оцените практическую пользу полученной информации» такого содержания: «информацию, полученную в ходе вебинара, буду использовать в своей работе на 100%, приобрели новые знания, почувствовали себя умнее!». И таких ответов немало.
Глобальный вывод: в ходе вебинара достигается степень передачи информации в объеме, в полной мере соответствующем очному формату, однако степень восприятия отличается — вебинар объективно создает условия отвлечения от процесса большие, чем очный формат.
Супер-вывод: решение задачи, поставленной слушателем в ходе вебинара может в полной мере быть адекватной очному участию [2].
Итак, наш многолетний опыт убеждает в целесообразности самого широкого использования вебинарных технологий для целей передачи профессиональной информации, профильных знаний и одновременно свидетельствует о продолжающемся стремлении значительной доли нашей ЦА к сохранению очного формата проведения семинаров.
Вместо приложения
Рекомендации слушателю
- Проверьте устойчивость соединения с сервером вещания вебинара заранее, чтобы было время устранить технические неполадки.
- перешлите их организатору для проработки лектором. При написании удастся четче описать ситуацию, которую вы просите разъяснить.
- Не стесняйтесь просить уточнить ответ, если не поняли его. Не стыдно спрашивать — стыдно не знать; руководствуйтесь таким нашим любимым девизом.
- Соблюдайте правила чата для вопросов, пишите по возможности без ошибок — так легче поймут и точнее ответят.
Рекомендации лектору
Участники слышат и видят ведущего и демонстрационные материалы, которые должны быть всегда подготовлены к вебинару. В нашей традиции — презентация в РР и демонстрация нормативных документов из К+. Обязательно сопровождайте свою лекцию изобразительным рядом. Рекомендую не использовать видео: отвлекает от демонстрационных материалов.
Сколько должен длиться вебинар?Оптимальный вариант продолжительности одного блока, каждой части 45 минут, плюс-минус 10 минут. Далее перерыв 10-15 минут. В одном вебинаре не больше трех блоков. Ответы на вопросы не откладывайте на последние минуты трансляции, начинайте новый блок с ответов на вопросы, присланные в чате к информации предыдущей части.
Приятней слушать человека, который не читает суфлер, а общается. Поэтому старайтесь говорить с удаленными слушателями, а не читать текст. Понятно, что размять мышцы лица и язык перед выступлением не повредит.
Начать с организационной части — это даст фору всем задержавшимся, чтобы подключиться в течение 2-3 минут.
Объясните слушателям, что вам приятно общаться с активными людьми. Вам нужны их вопросы, комментарии, вы ждете их ответов на свои вопросы. Далее в ходе вебинара вам следует выбирать, на какие комментарии и вопросы стоит отвлекаться подробно, а на какие реагировать кратким ответом. Однако замечать вы обязаны все высказывания участников.
Особое внимание — стилю общения. Вебинар можно вести по-разному. Можно говорить так, будто вы разговариваете с близким другом по телефону, легко и расслабленно. А можно так, будто перед вами как минимум 20 человек. Как правильно?
Рекомендую чередовать и тот и другой стили. Главная задача — держать темп и создавать атмосферу активного участия. Очень сложно слушать лектора, который рассказывает так, будто рядом с ним никого нет и ему самому скучно рассказывать приготовленный материал.
Представляйте, что вас слушают 50 или 100 человек и слегка волнуйтесь по этому поводу — волнение оживит ваше выступление.
Длинные паузы сильно снижают темп, вы теряете внимание аудитории. Если в очном семинаре зрители могут наблюдать за вами во время паузы, то в вебинаре создается впечатление, что начались неполадки со связью. Вам не надо излишне торопиться и ускорять речь, но паузы должны быть короткими.
Возможна ситуация, когда слушатели задают мало вопросов. Заготовьте «на сладкое» интересные вопросы, которых еще не было задано в чате, и ответьте на них — трансляция должна завершаться точно в объявленное время. Можно также анонсировать другие мероприятия, на которые вы готовы и, по согласованию с организаторами, пригласить участников.
Рекомендации организатору
Активно продвигайте вебинар. Используйте все доступные каналы (включая электронную почту, социальные сети, онлайн-PR, блоги, личные разговоры (когда ваши продавцы говорят с клиентами) для продвижения вашего вебинара в максимально широкой аудитории.
Готовьтесь заблаговременно. Не оставляйте ничего на последнюю минуту. Настройте вашу платформу трансляции как минимум за час до начала события.
Начинайте заранее. Убедитесь в полной готовности за 15 минут до планового начала вебинара, проведите проверку качества картинки и звука с подключившимися слушателями.
Организуйте опцию «гарантированные ответы на заранее присланные вопросы до вебинара».Так лучше поймете запросы удаленной аудитории и поможете лектору не упустить главного.
Обеспечьте тишину в вебинарной студии.Никто не хочет слышать лай собаки или гул улицы в ходе вебинара. Убедитесь также, что телефоны лектора и сопровождающего трансляцию специалиста отключены.
Призывайте к действию. Подскажите слушателям действия в перерывах и после вебинара. Демонстрируйте рекламу очередных вебинаров, других мероприятий, которые могут заинтересовать сегодняшнюю аудиторию.
Продолжайте активность после вебинара. Не оставляйте ваших слушателей после события в неопределенном состоянии — попросите ответить на вопросы анкеты и прислать свои отзывы электронной почтой, запланируйте своевременный звонок с вопросом «все ли понравилось».
[1] Данные по традиционной для АНО ДПО «ЦО «ЭЛКОД» аудитории слушателей: бухгалтеры, аудиторы, кадровики, юристы, специалисты по закупкам.
[2] Мы не рассматриваем здесь случаев технических неполадок, хотя именно они во многих случаях отвращают от участия в вебинаре после негативного опыта.