Ведение бухгалтерского и налогового учета компании аудиторской фирмой

Практические советы
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 13 августа 2015

Дмитрий Дешунин, аудитор аудиторской фирмы "НОРМА"; norma@norma.ua

Оригинал статьи (источник): ЛІГА:ЗАКОН   


В отдельных случаях у собственника компании возникает вопрос, можно ли передать все проблемы, связанные с бухгалтерским и налоговым учетом, некой третьей организации, например, аудиторской фирме? Попробуем на отдельных тезисах разобраться в этом с точки зрения отечественного законодательства.

Организация бухгалтерского и налогового учета

Правила организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии установлены статьей 8 Закона Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”:

“Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации:

  • введение в штат предприятия должности бухгалтера либо создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;
  • пользование услугами специалиста бухгалтерского учета, зарегистрированного как предприниматель, который занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица;
  • ведение бухгалтерского учета на договорных основах централизованной бухгалтерией либо аудиторской фирмой;
  • самостоятельное ведение бухгалтерского учета и подготовка отчетности непосредственно собственником либо руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых подлежит публикации, а также в бюджетных учреждениях”.

То есть законодательно предусмотрено ведение бухгалтерского учета через аудиторскую фирму на основании договора. Стоит отметить, что поскольку бухгалтерский учет в этом случае строится на основе гражданско-правовых отношений, в договоре необходимо указать полномочия аудиторской фирмы и ее представителей (ответственных за бухгалтерский учет), а именно: полномочия в отношении оформления и подписания первичной документации, порядок ведения учетных записей, правила ведения бухгалтерского учета на предприятии и так далее.

Что касается налогового учета, то на сегодня нет преград, которые делали бы невозможным техническую организацию налогового учета, поскольку Налоговый кодекс Украины не предусматривает никакого “отдельного” учета, кроме бухгалтерского.

Однако есть один важный вопрос, а именно – выдача и оформление налоговых накладных. Пункт 201.1 НКУ допускает оформление налоговых накладных уполномоченным лицом:

“Налогоплательщик обязан предоставить покупателю (получателю) налоговую накладную, составленную в электронной форме с соблюдением условия регистрации в порядке, предусмотренным законодательством, электронной подписи уполномоченного налогоплательщиком лица, и зарегистрированную в Едином реестре налоговых накладных”.

То есть для того чтобы переложить полномочия по оформлению и регистрации налоговых накладных на сотрудников аудиторской компании, необходимо заранее позаботиться об электронной цифровой подписи и распорядительных документах на этих сотрудников.


Отчетность перед контролирующим органом

Но одно дело – формировать налоговые декларации, и совсем другое – подписывать их и нести ответственность за правильность заполнения.

Порядок подписания налоговых деклараций регламентируется статьей 48 НКУ, в соответствии с подпунктом 48.5.1 которой декларация должна быть подписана руководителем налогоплательщика либо уполномоченным лицом, а также лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации в контролирующий орган. В случае ведения бухгалтерского учета и представления налоговой декларации непосредственно руководителем налогоплательщика такая налоговая декларация подписывается самим руководителем.

Достаточным подтверждением аутентичности документа налоговой отчетности является присутствие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме либо наличие электронного документа электронной цифровой подписи налогоплательщика.

То есть на налоговой декларации должны стоять две подписи:

  • руководителя (либо уполномоченного лица);
  • лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации в контролирующий орган.

В отношении подписи руководителя вопросов обычно не возникает.

Нетрудно догадаться, что лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета, в общем случае является бухгалтер. А что если бухгалтерский учет (вместе с обязанностями по подготовке и представлению налоговой отчетности) отдан на аутсорсинг третьей стороне (аудиторской компании)?

В таком случае аудиторская фирма вместе с клиентом обязана выбрать сотрудника, ответственного за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации в контролирующий орган (от имени клиента) и внести ведомости про него в базу данных налоговой службы.

Осуществить это необходимо путем подачи формы № 1-ОПП (“Заявление о взятии на учет налогоплательщика”) и заполнения графы “бухгалтер или иное лицо, на которое возложены обязанности ведения бухгалтерского учета налогоплательщика”.

Пунктом 9.1 установленного Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588, оговорено:

“Налогоплательщики – юридические лица и отдельные подразделения юридических лиц, обязанные подать регистрационное заявление по форме № 1-ОПП с примечанием “Изменения” со сведениями относительно лиц, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета юридического лица, отдельных подразделений юридических лиц, в контролирующий орган в 10-дневный срок со дня взятия на учет либо возникновения изменений в учетных данных налогоплательщика”.

Таким образом, законодательство не ограничивает предприятие в передаче аудиторской фирме обязанности ведения бухгалтерского учета и представления отчетности в налоговые органы.

Теги: бухгалтерский учет  налоговый учет  аудиторская фирмой  финансовая отчетность  бухгалтер  бухгалтерская служба  подготовка отчетности  первичная документация  учетные записи  Налоговый кодекс Украины  налоговые накладные  электронная цифровая подпись  нал