Видеоинтервью с Ильей Юферевым, 16 октября 2013 г. (текстовый вариант)

Системы профессионального...

Автор:
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 24 Октября 2013

На днях мы разместили на сайте новое видеоинтервью с главой CPA Россия Ильей Юферевым. Специально для тех, что не любит смотреть и слушать, но предпочитает читать, предлагаем текстовый вариант. Обращаем Ваше внимание на то, что содержание текстового и видео вариантов слегка отличается, хотя по своей сути вопросы и ответы на них те же. Но, тем не менее, считаем своим долгом предупредить наших посетителей на самый крайний случай – возможно, кто-то боится упустить хоть что-то мало-мальски важное в этой беседе.


А.К.: Какое отношение сертификация имеет к другим сертификациям АССА, можно ли рассматривать CPА Россию как нового прямого или не очень конкурента, примерно в таком духе?

И.Ю.: Нет, СРА Россия не конкурирует с АССА. Наоборот, надеюсь, нам удастся совместно работать с целью развития российской финансовой профессии.

Достаточно сказать, что оргкомитет СРА Россия состоит более чем наполовину из членов АССА. Многие из членов АССА представляют работодателей, и никто лучше них не осознает реальные потребности в квалифицированных кадрах для финансовых служб в российском частном секторе и компаниях с госучастием для повышения эффективности ведения бизнеса, публичности деятельности, сокращения затрат, налоговой эффективности.

Члены АССА одними из первых стали регистрироваться на экзамен по Налогообложению РФ для повышения своей квалификации (получения часов CPD), что уже является живым примером такого сотрудничества. Уверен, в будущем некоторые из обладателей СРА Россия захотят сдать экзамены АССА на английском.

СРА Россия не имеет прямого отношения к другим сертификациям АССА, однако квалификация СРА Россия создавалась используя тот положительный опыт, который наработан известными системами сертификации в мире, и, конечно, имея ввиду те вызовы, которые несет в себе ДипИФР в России.

А.К.: Экзамены по вашей новой квалификации сдаются на русском языке, и это, безусловно, огромный плюс для тех, кто английским владеет не очень. Но каким образом это может повлиять на признание квалификации за рубежом / зарубежными компаниями в России? Возможно, целевой аудиторией CPA Россия, таким образом, можно обозначить именно российских бухгалтеров, работающих на российские компании – как бы Вы ее, ЦА, обозначили?

И.Ю.: Если мы хотим развивать МФЦ, создать квалификацию уровня стран G-20 в необходимых масштабах для России можно только на русском языке. Во многих из стран G-20, которые я перечислил, СРА сдается на национальном языке, что никого не смущает и не мешает, например, Японии или Южной Корее быть высокоразвитыми, процветающими экономиками, а также крупными рынками капитала. Я думаю, это опровергает также один широко распространенный миф о том, что признанной квалификацией может быть только англоязычная. Убежден, что дело в качестве квалификации, а не языке.

Русский является рабочим языком финансов как в отечественных, так и иностранных компаниях, работающих в России. Нужно помнить, что по статистике 80 и более % студентов, сдающих экзамены международных квалификаций на английском, никогда не сдадут их до конца. Они затрачивают годы и немалые деньги и не получают сертификат не потому, что не являются профессионалами или хорошими финансистами, а просто ущемлены языковыми требованиями по сравнению со своими коллегами из англоязычных стран, которые знают язык с рождения, что не совсем справедливо. Речь идет не о поверхностном знании языка, а о способности излагать высокопрофессиональные вопросы письменно в жестко ограниченном промежутке времени наравне с теми коллегами, для которых этот язык является родныма значит, российские студенты находятся в заведомо проигрышной ситуации. Ведь Россия никогда не была колонией, и английский никогда не был в России ‘вторым’ языком.

А.К.: Если поставить перед собой задачу сравнить между собой CPA Россия и широчайше распространенную ДипИФР-Рус, то по каким пунктам можно провести такое сравнение? Можно ли, предположив какие-то входящие условия, констатировать преимущество одной над другой?

И.Ю.: Я бы назвал сравнение ДипИФР с квалификацией СРА Россия или с любой профессиональной квалификацией в мире некорректным. Россия – единственная в мире страна, где курс повышения квалификации по МСФО, коим и является ДипИФР, занял в сознании многих место «МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННОЙ КВАЛИФИКАЦИИ».

Начало этому феномену около 8 лет назад положило письмо ЦБ о том, что аудит банковской отчетности по МСФО должны проводить аудиторы, имеющие международно признанные квалификации. Поскольку на нашем рынке ничего подобного в необходимом для банковского сектора масштабе не было, все бросились получать ДипИФР, полагая , что поскольку этот Диплом выдает АССА – значит АССА является гарантом международной признаваемости ДипИФРа, что совсем не соответствует действительности.

Проблема в том, что сама АССА считает «международно признаваемой бухгалтерской квалификацией» лишь одну и самую главную из своих квалификаций – АССА, которая и является единственной основой для членства, а совсем не ДипИФР. Так считает и бухгалтерская профессия в мире: ведь один, даже хороший экзамен, никак не может тянуть на статус профессиональной квалификации, не говоря уже о международном признании.

За прошедшие 10 лет со времени появления ДипИФР на русском языке он стал крайне популярным в России. Однако мы единственная страна в мире, где ДипИФР имеет такие масштабы: количество студентов и обладателей ДипИФР в России в разы превосходит количество обладателей ДипИФР (на английском языке) во всех других странах мира вместе взятых.

Поэтому наша цель – дополнить ДипИФР и расширить области экзаменуемых и совершенно необходимых современному финансисту знаний за пределы МСФО и довести их до уровня развитых стран.

СРА является неоспоримым авторитетом и практически единственной признаваемой квалификацией в США, Японии, Китае, Австралии, Южной Корее, Гонконге и многих других странах.

А.К.: Можно ли таким образом назвать CPA Россия «Русской АССА» (сколь бы ни истасканно это сегодня не звучало – в последнее время, не секрет, использование приставки «русское что-то» происходит слишком часто и, как правило, придает некий оттенок уничижительности)?

И.Ю.: Нет, это было бы совсем некорректно. Дело даже не в слове ‘русской’, я бы лучше использовал ‘российской’. А если серьезно, то АССА – это зарегистрированная и защищаемая международная торговая марка, которая принадлежит одноименной организации из Великобритании, что нельзя сказать о СРА. В каждой стране СРА – свой.

Во-вторых, в программе АССА просто нет экзамена продвинутого уровня сложности по налогам РФ, с которого начинается квалификация СРА Россия.

Можно вспомнить, что АССА не всегда называлась АССА, был период, когда эта организации именовалась официально ‘CACA’. Для того, чтобы достичь такой узнаваемости бренда как АССА, нужно потратить десятилетия. Смею надеяться, что у СРА Россия все впереди. Интерес к русскому языку растет, он высок в Восточной Европе, ведь наш рынок, уровень зарплат, открытость рынка, относительно низкий уровень конкуренции, высокая доходность привлекают финансистов. Я бы не исключил возможности проведения экзаменов СРА Россия в других странах, прежде всего СНГ и Восточной Европе, а глубокое знание российских налогов вообще может иметь неплохой спрос и в тех развитых странах, которые активно ведут бизнес с Россией.

А.К.: Тем более, как Вы утверждаете, с прицелом на будущее. Создание в России МФЦ – это очень серьезный задел!

И.Ю.: Именно поэтому о создании квалификации было впервые объявлено на Петербургском Международном экономическом форуме 2013 – без сомнения, главном бизнес форуме в России.

А.К.: Расскажите о Ваших ожиданиях относительно предстоящих экзаменов. Если можно, хотелось бы услышать побольше технических деталей. Какое количество зарегистрировавшихся?

И.Ю.: Кандидатов уже больше, чем на первом экзамене ДипИФР

А.К.: Какова продолжительность экзамена?


И.Ю.: 3 часа 15 мин. Формат экзамена практически идентичен формату АССА. Сделано это намеренно, так как этот формат прижился в России. Не надо объяснять кандидатам базовых принципов проведения экзамена, что можно, а что нельзя.

А.К.: Возможно, несколько «школьный вопрос» от человека со стороны. Какими материалами можно пользоваться?

И.Ю.: Это очень хороший вопрос, потому что запрет на пользование книгами и учебниками на экзамене отнюдь не является преобладающей практикой в развитых странах. Нужно сказать, что экзамены сложного уровня ведущей британской ассоциации ICAEW (квалификация ACA), которая преобладает в Большой четверке и крупном бизнесе Великобритании, являются экзаменами формата open book – т.е. разрешается пользоваться учебниками на экзамене.

Однако в России я думаю, это вводить рано, поэтому экзамены будут в привычно формате, когда никакими материалами на экзамене пользоваться нельзя.

А.К.: В квалификации пять дисциплин. В первой сессии 2-3 ноября значится только две дисциплины. Значит ли этого, что для получения сертификации придется ждать второй сессии до весны следующего года, а сегодня (точнее, через полмесяца) человек сможет получить только Диплом по налогообложению РФ?

И.Ю.: Было бы со стороны кандидатов довольно самонадеянно пытаться сдать 4 экзамена в одну сессию. Первый из них – «Управление эффективностью бизнеса» в программе АССА имеет самую плохую сдаваемость из всех экзаменов, включая даже экзамены более высокого уровня. Экзамену из первой сессии по налогам РФ вообще нет аналогов по уровню сложности в настоящее время в России.

Мы полагаем, что квалификацию можно будет получить в среднем за год, но никак не за одну сессию.

А.К.: Если эта информация не секретна, хотелось бы узнать цену вопроса.

И.Ю.: Регистрационный взнос (взимается раз в год, если сдача экзаменов займет больше года) студентов составит 4 750 руб, стоимость попытки сдачи экзамена – 5 600 руб. Это касается также и Диплома по налогообложению РФ.

А.К.: Какие еще учебные центры кроме СТЕК уже успели заинтересоваться Вашей квалификацией?

И.Ю.: Мы ведем переговоры с Академией Е&Y, Hock Training, BDO, а также некоторыми региональными УЦ.

А.К.: Какие новые квалификации, если таковые есть, Вы планируете выставить на рынок? В любом случае, поделитесь своими планами на будущее!

И.Ю.: Любая квалификация должна развиваться, программа экзаменов АССА на моей памяти менялась 3 раза, появлялись и исчезали также отдельные Дипломы – CDipAF, DipFM, DipCG . Например, DipIFR в своем первоначальном виде включал блок вопросов по аудиту и назывался DipIFRA.

В СРА России мы обсуждали возможность появления в программе новых опциональных экзаменов (на выбор), однако это дело будущего, и общее количество обязательных экзаменов не должно меняться. Надеюсь, нам удастся наладить сотрудничество с ЕАК и российскими профобъединениями аудиторов и бухгалтеров, чтобы вместе способствовать развитию профессии в России.

А.К.: Огромное спасибо за Ваши ответы, Илья! До новых встреч!

Автор:

Теги: Илья Юферев  международно признаваемая квалификация  бухгалтерская квалификация  CPA Россия  АССА  финансовая профессия  Налогообложение РФ  ДипИФР-Рус  МФЦ  международные квалификации  МСФО  Петербургский Международный экономический форум  СТЕК  Академие