Материалы с восемнадцатой специализированной выставки «Бухгалтерский учет и аудит 2011».
По сложившейся традиции 69-й павильон столичного ВВЦ в конце января гостеприимно распахивает свои двери для специалистов, занятых в нашей с вами сфере бухгалтерского учета. Не стал исключением и этот год. По мере возможностей мы будем знакомить вас с содержанием отдельных лекционных семинаров, в надежде, что эта информация окажется для вас полезной, тем более что подготовка годовой отчетности за 2010 год в это время года актуальна как никогда.
Сегодняшняя тема – «Внутренний аудит. Как самостоятельно проверить бухгалтерскую и налоговую отчетность». Семинар был организован компанией «КонсультантПлюс», а докладчиком выступила Новикова Татьяна Александровна, канд. эконом. наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Московского городского университета управления Правительства Москвы, генеральный директор аудиторской фирмы, аттестованный налоговый консультант.
НДС. Налоговые вычеты по НДС
Итак, о чем следует помнить при ведении раздельного учета в целях налогообложения? Методология раздельного учета должна быть утверждена в учетной политике предприятия. Если перед нами компания, все операции которой облагаются налогом на добавленную стоимость, проблем в случае, если вдруг этого не сделано, не будет. На практике же чаще встречается ситуация, когда организация имеет необлагаемые налогом операции, и тот факт, что методология раздельного учета не отражена в учетной политике, может (и будет) являться для налоговиков поводом для отказа в налоговом вычете. Этого, однако, может быть и недостаточным, поскольку часто организации подходят к этому процессу формально, просто оговаривая, что они ведут раздельный учет, но не указывая, что это значит. Например, у них не указано, что именно включается в состав всех расходов, которые они получают по операциям. Более того, иногда сами организации не имеют по этому вопросу четкого понимания, что порождает споры с налоговиками. При прочих равных, чем подробнее описание, тем меньше споров, а учетная политика – это ваша защита.
Есть организации, которые занимаются экспортом. Часть их операций облагается по нулевой ставке 0%. Это не значит, что они не облагаются вообще – формально они подлежат налогообложению. Для этих компаний раздельный учет является необходимостью, хотя формального указания на это в законе и не прописано. Что именно выделяем, какие операции – все это должно быть четко отражено в учетной политике.
Еще одна ситуация: невосстанавливаемый НДС в случае приобретения основных средств. Может получиться так, что в одном периоде основное средство облагалось налогом, а в другом периоде оно НДС не облагается. С 2006 года действует норма (смотрим ст. 170 НК п.3). Все имущество, которое было приобретено до 2006 года, этой нормой не рассматривается и восстановлению НДС не подлежит.
Далее, статья 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения». Какие виды нарушений могут рассматриваться проверяющими в качестве грубых? В тексте говорится, что к таковым теперь относится неправильное ведение бухгалтерских и налоговых регистров (например, неверно составлена книга покупок). Стоит помнить о том, что раньше прямых оснований для наказания у налоговиков не было, но теперь это нарушение карается штрафами: 10 тыс. р., если нарушение происходит в одном отчетном периоде, и 30 тыс. р., если в двух и более.
Рассмотрим еще одну норму, которая действует уже на протяжении двух лет (ст. 171 НК, п. 5). Речь идет о принятии вычета НДС по полученным авансам. Нужно помнить о том, что вычет по налогу на добавленную стоимость является правом, а потому нужно смотреть самим, по каким авансам мы хотим его принять. Однако контроль по этой части в российских компаниях в последнее время ослаб, и организации забывают даже о таких вещах, как договор о перечислении аванса. Вторая вещь, которая должна иметься в наличии – это счет-фактура, в противном случае со стороны налоговиков последует отказ.
Идем дальше. Рассмотрим статью 148 НК «Место реализации работ (услуг)» в привязке к статье 161 НК «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами». На практике к разным видам работ/услуг применяются разные места реализации. Это может зависеть о того, о каком объекте идет речь – недвижимость ли это, или движимое имущество, а если движимое, то где конкретно оно находится? А если речь идет об образовательных услугах, то в какой стране происходит их реализация? Многие организации воспринимают ведение бухгалтерского и налогового учета в качестве сугубо механической, документарной операции – работа с документами, по сути. Так-то оно есть, но нужно помнить о том, что за каждой бумажкой стоит вполне себе конкретная операция, а потому не стоит забывать о её сути. Если операция не подлежит налогообложение вообще – смотрим статью 149 НК. Если операция подпадает под НДС, нужно быть внимательными и не упустить свой вычет. Или, напротив, не спорить с налоговиками там, где его нет. Довольно часто компании не получают вычета, реализовав услугу иностранному субъекту и ошибочно посчитав, что местом реализации является иностранное государство, хотя на деле это вовсе не так.
Статья 169 НК РФ «Счет-фактура». Здесь изложен порядок оформления, причем в пункт 2 были недавно внесены правки. Видим, что теперь сам счет-фактура может служить проверяющим для идентификации лиц (продавца, покупателя), а также наименования товара, их стоимости, имущественных прав и так далее. Если здесь все указано, проблем с проверяющими не будет. Однако оказывается, что проблем не должно возникнуть и в том случае, если даже что-то и не указано, поскольку при наличии других документов, с помощью которых можно восстановить недостающие реквизиты, это нарушение не будет отнесено к разряду существенных. Как сообщила докладчица, ни одно дело, дошедшее до арбитражного суда, не было решено в пользу налоговиков, и правыми признавали сами компании. Дополнительно можем сообщить, что в плане правильного оформления счетов-фактур полезным может оказаться постановление Правительства от 02.12.2000 № 914.
Право на вычет. Вообще говоря, в Налогом кодексе нет четкого определения периода, в котором оно появляется. Если у налогоплательщика имеются подтверждающие документы, то он для себя решает сам, когда именно это право у него появилось. В книге покупок право на вычет заносится тогда, когда мы его принимаем (иначе есть вероятность возникновение задвоенностей). Право на вычет может быть перенесено на более поздний период, если на то есть обоснование. Право действует три года с момента возникновения – об этом стоит помнить. И последнее: нельзя производить вычет частями, это ошибка!
Налог на прибыль. Типичные ошибки, проблемы
Ст. 271 («Порядок признания доходов при методе начисления»), п. 2 (о выполнении работ/оказании услуг) в длительном периоде. Часто бывает, что начало оказания услуги принадлежит одному отчетному периоду, а окончание – другому. Наиболее типично это для сферы образования (учебный год начинается в сентябре, а заканчивается летом следующего года) или строительства (в силу очевидных причин). Речь тут идет не только о годовой, но и о квартальной отчетности – тогда примеров может быть еще больше. Итак, если оказывается, что четкого определения связи между доходами и расходами не может быть произведено (как в примере с тем же образованием), в этом случае организация должна признать условный доход, причем порядок признания прописывается в учетной политике компании. Альтернативой этого является поэтапное признание.
С незавершенным строительством ситуация схожая. При ведении учета полезным может оказаться Письмо МНС РФ от 15.09.2004 N 02-5-10/54 «О порядке учета расходов в случае ведения работ с длительным циклом». Также вспомним про Приказ Минфина от 08.11.2010 N 144н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». В данный момент нас интересует упрощенное ведение бухучета субъектами малого предпринимательства. Сказано, что они могут не применять ПБУ 2, т.е. не определять величину условного дохода с целью бухгалтерского учета. Внимание, это важно! У нас учет налоговый, а не бухгалтерский. Если речь идет о налогообложении, малые компании остаются со всеми в равных условиях.
Следующая тема – «Несвоевременное признание штрафов на основании решений суда». Стандартный срок вступления решения суда – 7 дней. Если, предположим, компания судилась в 2010 году и проиграла, и решение вступило в силу также в 2010 году, то при подготовке налоговой отчетности за этот период необходимо включить эту сумму во внереализазионные расходы! Аналогично действуем с внереализационными доходами. Этот аспект оговаривается в ст. 250 НК РФ. Другое дело, если организация применяет кассовый метод, но таких осталось немного, большинство давно перешло на метод начислений.
Обмен заемными средствами организациями. Если мы даем заемные средства взаймы (а речь тут может идти и о двух структурах в составе холдинга, как, например, случай перечисления средств материнской компанией своей «дочке»), то начисление себе дохода должно производиться вне зависимости от даты получения средств контрагентом. Признание производится по статье внереализационных доходов. Если этого не сделать, будет доначисление со стороны налоговых органов. Проведем некоторое сравнение с бухгалтерским учетом, как это уже было сделано пару абзацев выше. Хорошо известен «Принцип осмотрительности», который предполагает какую-то оценку вероятности получения дохода. Но у нас налоговый учет, и здесь признание дохода должно производиться в любом случае.
Теперь, если речь идет о безвозмездно полученном налогоплательщиками имуществе (или оказанной ему на безвозмездной основе услуге), обращаемся к ст. 250, п. 8: он должен начислить внереализационный доход себе. Логика такова, что это будет его доходом, поскольку в противном случае он бы за это имущество (услугу) заплатил. Стоимость этого имущества или услуги необходимо оценить. Стоит признать, что в России пока нет четко прописанного механизма определения стоимости с помощью рыночных цен, потому в случае затруднений придется открывать Письмо Минфина РФ от 09.06.2009 N 03-03-06/1/373. А кроме этого, полезным может оказаться Информационное письмо ВАС РФ N 98 от 22 декабря 2005 года.
Перейдем к следующей ситуации. Организация проводит полную или частичную ликвидацию и осуществляет разбор основных средств. От ОС могут оставаться комплектующие (металл, арматура, прочие детали), что особенно вероятно в случае массивного оборудования. Их нужно оприходовать. Для этого необходимо составить Акт на списание основных средств (форма №ОС-4). Сегодня многие компании делают большую ошибку: признание производится только в момент реализации этих остатков основных средств специализированным организациям (например, при сдаче металлолома на переработку), а этого делать нельзя, в противном случае у налоговиков появляется сразу очень много вопросов. Подробнее по этой теме смотрим совместное Разъяснение Минфина и ФНС от 23 ноября 2009 года N 3-2-13/227.
Далее, неучет или несвоевременный учет дебиторской или кредиторской задолженности. Ситуация довольно распространенная. Предположим, у нас имеется депонированная заработная плата сотрудника, который за ней не явился по истечении определенного срока давности (3 года – Письмо ФНС РФ от 06.10.2009 №3-2-06/109). В данной ситуации необходимо признать доход. Или такой вариант: имеется дебиторская задолженность со стороны сторонней компании, которая ликвидируется. Здесь мы должны помнить, что списание дебиторской задолженности должно проводиться в том же отчетном периоде, что и ликвидация (Письмо Минфина РФ от 01.10.2009 N 03-03-06/1/636). Полезным также может оказаться Определение ВАС РФ от 21.01.2008 № 13630/07.
Получение организациями субсидий от субъектов государственной власти. Примером такого может быть финансирование инвестиций, научно-исследовательской деятельности и т.д. Вообще говоря (если получателем выступает коммерческая организация, как это подразумевается в данной ситуации), то ориентиром должна служить ст. 251 НК РФ. Проблема с ней заключается только в том, что в эту статью не вносилось изменений, а потому R&D (исследовательская деятельность) в тексте не отражена. Вывод в том, что пока помощь нужно признавать как внереализационный доход, потому как в противном случае налоговики воспримут это как занижение налогооблагаемой базы и начислят штраф. Дополнительные разъяснения по этой теме содержатся в Письме Минфина от 10 декабря 2010 год N 03-03-05/268, а также совместном Письме ФНС и Минфина от 10 сентября 2009 года N ШС-7-3/165. Также нужно еще отметить, что ст. 251 НК (пункт 1, подпункт 11) позволяет организации получить от учредителей денежные средства или имущество, но при этом в качестве имущества для целей налогообложения это не признавать. Однако эта логика справедлива, только если доля во владении учредителей превышает 50%. За разъяснениями – Письмо УФНС по г. Москве от 4 декабря 2009 г. N 16-15/128355.
Ну и в заключение несколько слов о расходах как таковых. Сегодняшняя общая позиция ФНС такова: приоритет преимущественно отдается проверке внутренних документов организации для подтверждения расходов. Такое указание скоро будет отдано (если уже не было отдано) всем территориальным подразделениям ФНС в РФ. Потому внешних документов при проверках будет недостаточно.
Далее, представим, что перед нами новосформированная организация, которая только начинает свою деятельность. И вполне логично, что на первых порах особых доходов у неё не будет, только расходы. Что будет, если вдруг она решит перенести расходы на будущий период? Ответ: будут проблемы с налоговиками, потому что так делать нельзя. Вне зависимости от отсутствия доходов косвенные расходы признаются в текущем периоде! В отличие от прямых, косвенные расходы признаются в каждом отчетном периоде. Разъяснения по этой теме содержатся в Письме Минфина от 21 мая 2010 года N 03-03-06/1/341.
Продолжение следует