На данный момент деятельность внутренних аудиторов в России официально не регулируется. 30 октября на тематическом круглом столе этот вопрос вновь будет поднят. О том, в каком ключе будут обсуждаться профессиональные стандарты для внутренних аудиторов, рассказывает Анна Блошенко, менеджер специальных проектов Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов».
Сколько людей и кто именно трудится над стандартом?
Рабочая группа состоит из девяти человек, включая меня, все они эксперты с многолетним опытом работы во внутреннем аудите. Нашими со-разработчиками также являются Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов» и Некоммерческое партнерство «Российский институт директоров».
Когда состоится переход от Единого квалификационного справочника (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) к системе профессиональных стандартов? Кого затронет это событие?
Планируемые изменения очень масштабные. В планах Минтруда (курирующего этот вопрос) до 2015 года получить описание всех существующих профессий в России в формате профессиональных стандартов при участии государства, организаций, профессиональных союзов, сообществ и иных работодателей. Следующим шагом будет использование профессиональных стандартов в виде основы для разработки образовательных стандартов для ВУЗов с целью сократить «разрыв» между знаниями у выпускников и фактическими требованиями работодателей к квалификациям специалистов.
Второе предназначение профессиональных стандартов – проведение обязательной и добровольной сертификации специалистов на соответствие профессиональному стандарту в зависимости от профессии. Но это, на мой взгляд, задача далекой перспективы.
Какие задачи вы перед собой ставите при разработке проекта Профессионального стандарта «Внутренний аудитор»?
Закрепить профессию внутренний аудитор в российской нормативной базе и формально описать деятельность внутренних аудиторов. У внутренних аудиторов большое количество специализаций в различных сферах: информационные технологии и информационная безопасность, промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды, система менеджмента качества, финансовый аудит бюджетных организаций и прочее.
Анна Блошенко
Занимается внутренним аудитом в течение 8 лет. Проводит процессные внутренние аудиты, построенные на принципах Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита. В Институте внутренних аудиторов руководит рабочей группой по разработке проекта Профессионального стандарта «Внутренний аудитор». В российской нормативной базе это будет первый документ, описывающий деятельность внутренних аудиторов, и, по сути, «легализующий» внутренний аудит как профессию. Руководит подготовкой результатов всероссийского «Исследования текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России».
Можно ли будет говорить о качественно новой системе регулирования профессиональной деятельности – в частности, профессионального внутреннего аудита?
На мой взгляд, институт профессиональных стандартов для России – это серьезный шаг к изменению всей структуры в цепочке «высшее образование – профессиональная деятельность – поддержание и повышение квалификации». Но термин «профессиональный внутренний аудитор» достаточно строг и ассоциируется с неким профессиональном дипломом, хотя такой задачи мы для себя не ставим.
Затронет ли новый стандарт порядок проведения внутренних проверок?
Профессиональный стандарт, в первую очередь, описывает деятельность внутренних аудиторов (трудовые функции, которые состоят из требований к образованию и обучению, требований к опыту практической работы, трудовых действий, необходимых умений и знаний внутренних аудиторов). Порядок проведения внутренних аудиторских проверок должна определять методика внутреннего аудита, которая уникальна для каждого подразделения внутреннего аудита.
Что было взято за основу вашего стандарта? Использовали ли вы какие-либо Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита?
Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (IPPF), конечно же, использовались, но мы понимали, что в Профессиональном стандарте «Внутренний аудитор» нельзя «задрать планку» до уровня развития внутреннего аудита в западных компаниях. Российская реальность внутреннего аудита – это, в большинстве своем, контрольно-ревизионная деятельность или «дублирование» работы внешних аудиторов по проверке достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. При разработке мы осознанно стремились найти некую «золотую середину» в том, как должна строиться работа внутренних аудиторов в российских компаниях.
Расскажите об уровнях квалификации внутренних аудиторов.
Уровни квалификации определены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов», их всего девять. По этому вопросу мы строго следовали утвержденной градации.
Много ли поступило комментариев, и каковы прогнозы на круглый стол в плане посещаемости? Как лично вы оценили бы отклик, общую заинтересованность профессионального российского сообщества?
На Круглый стол зарегистрировалось уже более 50 человек, и каждый день поступают новые заявки. Особо приятно, что сообщество внутренних аудиторов и люди, занятые в родственных сферах, интересуются и сопереживают нашей инициативе.
Мы стараемся как можно шире освещать нашу деятельность по разработке проекта Профессионального стандарта «Внутренний аудитор». Комментарии и вопросы поступают как от членов Института внутренних аудиторов, так и от представителей университетов, различных профессиональных объединений и сообществ. Но чаще приходится слышать не критику, а слова поддержки и благодарности, что мы начали этот непростой путь. Мы очень ценим такую поддержку.
Беседовал Александр Курников