Внутренний аудит в России – теперь “по стандарту”!

Внутренний аудит и...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 10 Сентября 2015

Профессиональный стандарт "Внутренний аудитор" был недавно утвержден и зарегистрирован Минюстом в самом конце июля. По этому поводу мы решили еще раз побеседовать с Анной Блошенко, руководителем группы разработчиков из Института Внутренних Аудиторов, уточнить остававшиеся неясными моменты и задать новые вопросы касательно того, чего стоит ждать от нового стандарта.


Добрый день, Анна. Когда-то мы с Вами уже обсуждали Вашу работу над новым профессиональным стандартом по внутреннему аудиту в команде других экспертов, и вот наконец-то она завершена. У нас небольшая путаница с датами. Когда вы фактически завершили процесс разработки, т.е. внесение изменений по существу? И просим уточнить, когда он вступает в силу - правильно ли мы поняли, что это случится одновременно со вступлением в силу соответствующего ФЗ, с которым произойдет переход от Единого квалификационного справочника (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС), о котором Вы говорили?

Здравствуйте, Александр. Спасибо за предоставленную возможность рассказать о проделанной работе!

Институт внутренних аудиторов начал разрабатывать Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор» в мае 2013 года. В ноябре 2014 года проект Профессионального стандарта был рекомендован к утверждению Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. 24 июня 2015 года Министр труда и социальной защиты Российской Федерации подписал приказ об утверждении Профессионального стандарта, а 29 июля 2015 года документ был зарегистрирован в Министерстве юстиции. В течение 2014 года мы работали над поступающими отзывами на проект документа, в том числе от профильных министерств – Министерства финансов и Министерства экономического развития Российской Федерации. Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор» вступает в действие с момента его официального опубликования, т.е. уже в ближайшее время.

Отмена ЕКС и ЕКТС на данный момент не планируется. В упомянутом Вами Федеральном законе о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации сказано, что ЕКС и ЕКТС будут использоваться для установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей при разработке профессиональных стандартов (Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов).

На сайте Института внутренних аудиторов сказано: “В разработке и обсуждении Профессионального стандарта приняли участие представители организаций…” – далее идет перечисление очень известных названий российского бизнеса. Дали ли Вы возможность высказаться также представителям малого бизнеса (как основной “движущей силы”, “фундамента развития” любой современной экономики – ну, по крайней мере, так считается в теории)?

Во второй половине 2013 года мы проводили ряд общественных обсуждений в виде форума, круглых столов и приглашали высказаться всех желающих. Проект Профессионального стандарта был размещен на нашем сайте в свободном доступе вместе с формой для подачи замечаний, комментариев и отзывов.

Для организаций малого бизнеса (численность работников которых не превышает 100 человек, а выручка – 400 млн. руб.) функция внутреннего аудита является дорогостоящей, а порой и просто излишней. Поэтому, как правило, в малом бизнесе внутренний аудит не представлен. Однако в обсуждении приняли участие представители некоммерческих организаций: Ассоциация независимых директоров (АНД), Русское общество управления рисками (РусРиск) и Международный институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов (AICIPA). Некоммерческое партнерство «Российский институт директоров» и Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов» являются соразработчиками Профессионального стандарта.


Анна Блошенко

Занимается внутренним аудитом уже много лет. В Институте внутренних аудиторов проводит внешнюю оценку деятельности служб внутреннего аудита на соответствие Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита и оценивает и повышает эффективность систем внутреннего контроля организаций. Руководитель рабочей группой по разработке Профессионального стандарта «Внутренний аудитор». В российской нормативной базе это первый документ, описывающий деятельность внутренних аудиторов, и, по сути, «легализующий» внутренний аудит как профессию. Руководит организацией и проведением Национального конкурса "Внутренний аудитор года".

Кстати, удалось ли Министерству труда и социальной защиты, как оно планировало, в поставленные сроки составить перечень всех профессий и подвести под них профессиональные стандарты? Т.е. готов ли уже сегодня свой профессиональный стандарт под каждую, условно говоря, профессию в России?

Перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации поставлена задача разработать и утвердить 800 профессиональных стандартов до конца 2015 года. Работа ведется и о ходе выполнения этой задачи можно узнать на официальном сайте http://profstandart.rosmintrud.ru.

Поговорим по существу. Мы просмотрели готовый стандарт беглым взглядом, поэтому просим тут же поправлять, если мы что не так поняли. Итак, вы предлагаете разделение профессиональных обязанностей любого внутреннего аудитора по пяти обобщенным трудовым функциям. Обсуждались ли какие-то еще варианты разделения, от которых решено было отказаться? По какой шкале определяется уровень квалификации, и почему для проведения внутренней аудиторской проверки в составе группы требуется меньший (на одну единицу) уровень квалификации, даже если тот, кто проводит проверку в составе группы, одновременно является ее руководителем?

Вариантов декомпозиции профессии было много, как и уровней декомпозиции. У меня, как руководителя рабочей группы, имеется более тридцати редакций проекта Профессионального стандарта. Трудовые функции были сформированы на основании нашего экспертного опыта и по результатам общественных обсуждений. Профессиональный стандарт – это в первую очередь универсальный инструмент, который должен быть практически применимым для различных целей и в различных организациях. Пять обобщенных трудовых функций это, по сути, задачи, которые решают работники служб внутреннего аудита (СВА): проводят проверки (самостоятельно и в группах), планируют свою работу, разрабатывают методические и внутренние нормативные документы СВА, руководят СВА, взаимодействуют с руководителями, советом директоров и собственниками организации и осуществляют стратегическое планирование деятельности СВА.

Выделение уровней квалификации было неслучайным. Для их определения все разработчики профессиональных стандартов руководствуются Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Для внутренних аудиторов были определены шестой и седьмой квалификационные уровни. К шестому квалификационному уровню Минтруда рекомендует относить всех специалистов с высшим образованием уровня бакалавр и опытом работы. В нашем случае это специалисты, получившие степень бакалавра или выше (магистратура, специалитет) и имеющие опыт работы не менее двух лет в какой-то функциональной области деятельности организации. Например, это может быть выпускник ВУЗа с дипломом бакалавра по специальности промышленное и гражданское строительство и двухлетним опытом работы в девелоперской организации. Такой специалист может быть приглашен в СВА для проведения внутренних аудиторских проверок в составе аудиторской группы под руководством специалиста седьмого квалификационного уровня. Руководить внутренней аудиторской проверкой специалист шестого квалификационного уровня не будет.


Как известно – и этот момент также указан в вашем пресс-релизе – новый стандарт будет широко использоваться не только для четкого обозначения обязанностей специалистов внутреннего аудита в работе, но и в разработке образовательных программ и программы повышения квалификации. Нам стало интересно: если так, то руководствовались ли вы при разработке международными стандартами от Совета по международным стандартам бухгалтерского образования (IAESB), который отвечает за эту область в составе Международной федерации бухгалтеров? Например, IES 7 "Повышение профессиональной квалификации", IES 8 "Повышение компетенции руководителя аудиторской проверки финансовой отчетности" и так далее?

Да, действительно, профессиональные стандарты будут использоваться для разработки образовательных стандартов. Такая задача стоит перед Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебные заведения будут использовать образовательные стандарты для разработки образовательных программ и программ повышения квалификации. В этой ситуации Институт внутренних аудиторов может выступать как экспертно-методическая организация, но говорить об этом пока рано. Министерство образования и науки Российской Федерации еще прорабатывает этот вопрос.

Мы правильно поняли, что скоро работодателю невозможно будет взять к себе на работу “по блату” сотрудника на какую-либо должность (в данном случае внутреннего аудитора, но необязательно), если он или она не соответствует четко прописанным в стандарте минимальным требованиям к образованию и, следовательно, это формально запрещено законом?

На данный момент профессиональные стандарты не являются обязательными к применению. И даже после вступление в силу с первого июля 2016 года упомянутого выше Федерального закона применение профессиональных стандартов не станет строго обязательным во всех случаях. Однако, насколько мне известно, разрабатывается законопроект, по которому профессиональные стандарты будут обязательны к применению в государственных и частных компаниях начиная с 2020 года.

С другой стороны, полагать, что профессиональные стандарты будут панацеей от трудоустройства «по блату» или в других схемах трудоустройства и работы, опрометчиво. Всегда найдутся желающие нарушать правила и процедуры, вот только будет ли это во благо тех организаций, где такое практикуется? Ведь одна из задач профессиональных стандартов – высокая производительность труда квалифицированных специалистов.

Какое место в новом стандарте уделено профессиональной этике? Оговариваются ли требования к действиям специалистам внутреннего аудита в случае обнаружения фактов существенного нарушения установленных процедур, информирования ответственных лиц о фактах таких нарушений и так далее? Если да, то в какой степени вы ориентировались на международные стандарты (собственно, сам Кодекс этики) от Совета по международным стандартам бухгалтерской этики (IESBA)? Если нет, то в чем Вы видите причины этого?

Профессиональная этика – дело чести. Каждый член Института внутренних аудиторов обязуется соблюдать Кодекс этики Института внутренних аудиторов. В Институте разработано Положение о порядке работы с жалобами на неэтичное поведение членов НП «ИВА», и приятно сообщить, что ни одной жалобы нам не поступало.

В крупных организациях работникам рекомендуется следовать кодексам корпоративной этики данных организаций, работают «линии доверия» («горячие линии»). В Профессиональном стандарте «Внутренний аудитор» мы не акцентировали внимание на этичности поведения внутренних аудиторов. Мы подразумевали это, говоря языком информационных технологий, «по умолчанию». Какими должны быть действия внутренних аудиторов при выявлении фактов, имеющих признаки злоупотребления, лучше всего определять на уровне организаций, во внутренних нормативных документах, т.к. вопрос этот требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае.


Ваши ожидания относительно профессии внутреннего аудита в РФ после вступления данного Профессионального стандарта в действие? Просим изложить свою точку зрения не только с позиции потенциала, который дает данный стандарт, но и на основе личных ощущений относительно их фактической реализации с учетом экономических условий, корпоративных традиций, менталитета и так далее. Поставит вопрос даже проще: станет ли “ревизор” настоящим внутренним аудитором в западном понимании, или он останется просто “ревизором со стандартом”?

Чуда в одночасье не произойдет, да и стоит ли на это рассчитывать? У «ревизоров» есть своя работа, у внутренних аудиторов – своя. В российской практике, к сожалению, присутствует смешение в понимании трех профессий: ревизор (член ревизионной комиссии), внутренний аудитор и внутренний контролер. Большинство считает, что это либо одно и тоже, либо одна профессия, однако это не так. Разница заключается в задачах, которые решают специалисты каждой из профессий. Ревизор проверяет финансово-хозяйственную деятельность организации по итогам деятельности организации за год. Внутренний контролер – «помощник» руководителей организации в построении и последующем поддержании эффективной системы внутреннего контроля. Внутренний аудитор проводит оценку эффективности системы внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления организации и консультирует руководство организации по этим вопросам. В Профессиональном стандарте «Внутренний аудитор» обозначены цели и задачи профессии, т.е. основа для систематизации работы отечественных внутренних аудиторов. А это уже серьезный шаг в развитии профессии внутреннего аудитора в России.

Кто-то из великих сказал, что важной частью эффективной разработки стандартов является рутинный поиск улучшений существующих, которые находились в действии уже некоторое время )) Каким образом будет организован процесс обновления Профессионального стандарта “Внутренний аудитор”, и кто будет участвовать помимо Института внутренних аудиторов («Российская коллегия аудиторов», «Российский институт директоров»)?

Про обновление Профессионального стандарта «Внутренний аудитор» говорить пока рано. И, как я уже говорила, мы ставили перед собой задачу сделать универсальный документ. Получилось ли это или нет – время покажет. Но если возникнет необходимость в обновлении, Институт внутренних аудиторов, как разработчик, конечно же, займется этим, а соразработчиков будем привлекать при необходимости.

Теги: внутренний аудит  профессиональный стандарт  внутренний аудитор  Институт Внутренних Аудиторов  трудовые функции  служба внутреннего аудита  СВА  стратегическое планирование  уровень квалификации  программы повышения квалификации  аудиторская группа  ауди